Deprecated: Optional parameter $base_table declared before required parameter $options is implicitly treated as a required parameter in /home1/vymsxxte/public_html/sites/all/modules/contrib/views/plugins/views_plugin_query_default.inc on line 120

Deprecated: Optional parameter $base_field declared before required parameter $options is implicitly treated as a required parameter in /home1/vymsxxte/public_html/sites/all/modules/contrib/views/plugins/views_plugin_query_default.inc on line 120

Благовещенский базар: истоки

© Андрей Парамонов (Харьков)

До 1832 года в Залопанской части не существовало официального базара для розничной торговли, как правило кухарки в домах чиновников, дворян, купцов и просто обыватели покупали нужные в обиходе товары на Лопанском базаре под Университетской горкой. А вот самый большой розничный базар располагался на Михайловской площади за рекой Лопанью. Осмотрев в сентябре 1832 года город император Николай I обратил внимание губернатора и городскую думу, что в Харькове нет бульвара и повелел на Михайловской площади устроить плац-парадное место с барьерами, тротуарами и обсадить его вокруг деревьями, засеять его травой.

В том же 1832 году устройство плац-парадной площади взял на себя купец Пётр Дмитриевич Щелков, а розничную торговлю было решено перевести на Благовещенскую площадь, которая до того времени пустовала. Построенные городом деревянные лавки были неудобны торговцам, даже подвозить товары в них было проблемой по большой скученности строений и значительного количества людей. Уже в 1833 году, когда торговля началась стало ясно, что имеющаяся площадь просто тесная. И в 1834 году городская дума для расширения торгового места приобрела Дунинскую леваду у наследников надворной советницы Настасьи Дуниной.

Выходящая к реке Лопани Дунинская левада была заболоченным местом, но в летнюю жаркую погоду она пересыхала. Часть левады тут же стали засыпать строительным мусором, камнем, песком и просто навозом. К 1859 году в некоторых местах высоту Дунинской левады подняли почти на 6 метров. В 1835 году был составлен план обустройства на Дунинской леваде Благовещенского рынка, где планировалось за средства города обжорный ряд и толкучий рынок. Местное же купечество должно было принять участие в постройке 70 каменных лавок, двух флигелей для харчевен и трактира.

Первые каменные лавки (43 номера) в конце 1830-х годов выстроила жена коммерции советника Екатерина Ипатьевна Кузина, которые с 1840 года приняли первых арендаторов-торговцев, которые переехали с деревянных лавок Благовещенской площади и жизнь на новом базаре закипела! Но на этом Кузина не остановилась.

В 1846 году Харьковскому генерал-губернатору князю Николаю Андреевичу Долгорукову был подан проект о переводе оптовой торговли из центральной части города в 3-ю полицейскую часть города. Харьковская духовная консистория выступила против такого перевода, мотивируя это тем, что вместе с торговцами за р. Лопань перейдут извозчики и приказчики, покупатели, а значит уменьшится кружечный сбор в храмах центральной части города. Кроме того, Архиерейский дом имел 22 лавки по Университетской улице, а это 1500–2400 руб. серебром годового дохода. Лавки Успенского собора приносили 3000 руб. серебром в год. Ситуация не устраивала и Харьковских купцов, особенно Карповых и Рудаковых у которых были свои гостиные ряды в центре. К тому времени вдова коммерции советника Кузьмы Кузина – Екатерина Ипатьевна уже построила целый квартал Суздальских рядов у Благовещенской церкви, скупив для этих целей здания у частных владельцев и без всякого сожаления их перестроила или сносила. К числу таких утрат относится и красивейший дворец вице-губернатора Григория Романовича Шидловского.

В 1848 году генерал-губернатор Сергей Александрович Кокошкин принял решение о переводе оптовой торговли за р. Лопань, в результате в Суздальских рядах купчихи Кузиной стали торговать мануфактурой, суконными, шерстяными, бумажными товарами из Московской, Ярославской и Владимирской губерний. Купцы и мещане торговавшие до этого мелочным товаром в Суздальских рядах, получили от городской думы разрешение на строительство на Благовещенском рынке деревянных собственных лавок, при этом на 4 года их освобождали от 1% городского сбора.

Уже в начале 1850 года на новом месте были построены лавки купцов: Семёна и Матвея Кирилловых, Николая Туренко, Автомона Щербакова, Ивана Нехая; мещан: Ивана Бражникова, Пётра Лукина, Абрама Палехина, Никиты Чередникова и др. Всего новые лавки построили 42 торговца, многие имели даже по два номера.

Толкучий рынок иначе «толкучка» был переведен на Благовещенскую площадь в 1837 году и его разместили вдоль реки Лопани. Суть этого рынка состояла в том, что здесь нельзя было ставить лавки, рундуки и даже сундуки, товар должен был продаваться с рук. Здесь продавались самые мелкие, но необходимые в домашнем хозяйстве предметы, как подержанные, так и новые. Это было весьма любопытное место, тут же неподалеку располагались на квартирах «кравци» и «швецы» которые могли быстро перешить поношенную одежду в щеголеватый вид. Здесь же рядом была и цирюльня, где всякого купившего «новый» костюм могли привести в благообразный вид.

В 1887 году Городская дума приняла решение о переводе «толкучки» на место старых железных рядов, что конечно обществу мелких торговцев не понравилось. Они избрали из своей среды уполномоченных представителей: мещанина Петра Демьяновича Софиенко, Алексея Ивановича Наказненко и Юлиуса Ивановича Помоля. Любопытно, что все подписавшие прошение торговцы были грамотные, подписи оставляли собственноручно. В 1891 году базарная комиссия приняла решение о переводе «толкучки».

         В 1880-1890-е годы от Благовещенского базара по улицам Чеботарская и Малая Панасовская до пригородной слободы Ивановка ходили своего рода дилижансы для простого люда. Это были громадные линейки (подводы), запряженные тощими лошадками, перевозившие до 20 человек хозяек с базара и на базар. Стоимость поездки составляла 5 копеек медью в один конец, по сути стоимость конки. В праздничные дни они работали с раннего утра и до позднего вечера.    В зимнее время подобные извозчики выезжали с большими кузовами на полозьях (сани-омнибусы) и перевозили не меньшее количество людей и на Панасовку и предместье Урал и более отдаленные окраины, например городские бойни. Всего зимой на улицах города Харькова работало не менее четырех десятков извозчиков.

Украшением Благовещенского базар и раньше и сейчас является каменный крытый рынок, он был заложен 10 июня 1912 г. и официально открыт к посещению в 1915 г., хотя его работа началась ещё с открытием Покровской ярмарки 1914 года. Крытый рынок был построен по проекту архитектора Сергея Загоскина и сегодня является символом дореволюционного торгового Харькова.