Благовещенская № 26 цирк-театр Муссури

© Андрей Парамонов (Харьков)

Жуткое, огромное, бесформенное сооружение на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц настолько вошло в привычный образ этой части города, что редкий прохожий обращает на него внимание. Кто-то вспомнит, что когда-то здесь был Харьковский театр музыкальной комедии, другие со двора соседних домовладений увидят огромный купол, и лишь незначительное число харьковцев скажут вам, что это здание бывшего цирка Муссури. Знатоки же добавят, что история этого дома – это история большого обмана.

В дореволюционном Харькове со второй половины XIX столетия существовало несколько постоянно пребывающих цирков, ведущее место долгое время по праву удерживал цирк братьев Никитиных. Они построили деревянное здание театра на Жандармской площади и ждали подходящего случая, чтобы купить подходящее дворовое мсето для постройки каменного здания. Директором Русского цирка Никитиных в Харькове был греческий подданный Герасим Михайлович Муссури, ему и поручалось купить такой участок, как только предоставится случай. И Муссури купил, только не для Никитиных, а для себя лично.

Здание этого театра строилось по проекту архитектора Бориса Николаевича Корниенко с 25 апреля 1907 г. по 15 ноября 1908 г.[1] Новый цирк-театр был настолько огромным сооружением, что вмещал почти 6000 человек, учитывая стоячие места на галерке. Одних только городских налогов огромное здание давало 3453 руб. 55 коп. в год.

Зная, что договор с харьковской городской думой у Никитиных заканчивается, и им придется разобрать свой деревянный цирк, Муссури таким образом убирал своих будущих конкурентов. Однако своему владельцу новый цирк не принес ожидаемых результатов. Цирковые труппы и артисты не очень желали выступать на арене нечистого на руку Муссури, к тому же цирки Никитиных были по всей империи, а у Муссури только один, с кем же было более выгодно иметь дело, вопрос скорее риторический.

В 1912 г. Муссури перестроил здание под оперный театр, а если точнее, он именовался «Новая опера». Однако плохая акустика и видимость представления окончательно разорила Г. М. Муссури. Он заболел и 15 ноября 1912 года умер. Зданием стала владеть его супруга – Марта Томасовна Муссури. Долги и недоимки росли, власти бесконечно наказывали владелицу за грязное содержание театра. Попытка организовать в нем Большой театр при содействии Василия Герасимовича Литягина и Алексея Николаевича Бекетова провалилась, и имущество решено было продать[2].

В конце концов власти выставили бывший цирк на продажу, в 1915 году здание купила Елена Васильевна Сербуль[3], и в нем был учрежден Большой театр братьев Кучеровых. В этом театре выступала русская драматическая труппа под управлением режиссеров и антрепренеров В. Бороздина и И. Новаченко.  В 1917 г. там работал Б. Глаголин.

В декабре 1918 г. в Большом театре произошла перемена дирекции. Дело взяли в свои руки И. Новаченко и А. Юров. Вступление нового начальства вызвало протест труппы, они подняли вопрос о коллективном уходе из театра и предъявили братьям Кучеровым иск за нарушение контрактов, в которых оговорено, что дело ведется «под управлением В. А. Бороздина». Однако новой дирекции удалось ликвидировать конфликт. Из дела ушел один В. Бороздин. После этого в «Театральном журнале» появилось сообщение: «Новая дирекция Большого театра И. П. Новаченко и А. А. Юров совершенно реформируют театр. Режиссерами приглашены Е. А. Лепковский и Н. И. Евреинов».

С сезона 1927-28 гг. он стал именоваться театром Харьковской русской музкомедии, и располагался на том же месте до пожара в 1980-е годы.


[1] ГАХО. Ф. 45, оп. 4, ед. хр. 9762.

[2] ГАХО. Ф. 4, оп. 172, ед. хр. 709.

[3] ГАХО. Ф. 4, оп. 178, ед. хр. 893.