Харків. Вулиці

Архиерейская левада

© Андрей Парамонов (Харьков)

Об Архиерейской леваде современные краеведы и журналисты пишут лишь в связи с тем, что эти заболоченные земли были использованы для устройства Привокзальной площади Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Каких-либо деталей о ней никто не приводит, единственное, что автор советской книги о Харькове вдруг приписал, что Архиерейская левада была заболоченной местностью. С тех пор эту выдумку о болоте обязательно повторяет каждый, кто пишет о Привокзальной площади.

Земли Архиерейской левады, расположенные у подножия Холодной горы, были переданы архиерейскому домоуправлению 14 декабря 1801 года, взамен отобранных земель Харьковского Покровского мужского монастыря по указу о секуляризации монастырских землевладений. При наделе землей учитывали указ императрицы Екатерины второй от 1764 года, по которому каждому архиерейскому управлению положено иметь загородный дом, а также сады, огороды, сенокосы и выгона скота, всего не менее 60 десятин.

Получилось так, что земли принадлежащие архиерейскому управлению были разбиты на три части. Загородный дом с садом был на речке Залютиной, а две левады примыкали с одной стороны к Екатеринославской улице, а с другой к дачам пригородной слободы Ивановки. В 1808 году правящий епископ Слободско-украинский и Харьковский Христофор Сулима просил губернатора Ивана Бахтина чтобы земли были объединены вокруг архиерейского загородного дома, а левады примыкающие к городу отошли бы в его владение. Предлагалось, чтобы от земельной дачи хутора Гуки отошли 20 десятин. Однако на тот момент решить подобную задачу было сложно и епископу Христофору отказали.

Так и осталась первая Архиерейская левада под Холодной горой в 17 десятин в духовном ведомстве. Большая её часть использовалась под сенокосы, были и огороды с парниками, здесь же добывали глину для небольшой гончарной мастерской, стоял и небольшой кирпичный завод. Ни о каких болотах речь в описании этого земельного участка никогда не шла. Парники приносили архиерейскому домоуправлению прибыль и при продаже рассады огородных овощей, да и урожай овощей собирался здесь приличный. Гончарная мастерская производила мелкую посуду, которая пользовалась спросом, неоднократно духовное ведомство поднимало вопрос о создании чуть ли не фаянсового завода.

При создании плана на город Харьков 1846 года, Архиерейская левада была разбита на правильные кварталы и по идее должна была в будущем войти в городскую черту под застройку. Однако договориться с духовным ведомством об уступке этих земель городу – не удалось.

Обстоятельства изменились только в 1868 году, года акционерное общество Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, получил 1 марта 1868 года концессию на проложение путей через Харьков. Тогда Харьковское городское общество смогло убедить духовное ведомство о продаже городу Архиерейской левады. К тому времени вокруг Архиерейской левады уже стояли жилые дома, а не как раньше огороды и сады жителей города. Из 17 десятин городская управа бесплатно предоставило для строительства железнодорожной станции акционерному обществу 13 десятин, остальные 4 десятины предполагалось использовать для упорядочивания Александровской улицы.

Однако уже в начале 1869 г. эйфория вокруг железной дороги начала утихать, виной всему стал скандал вокруг строительства железнодорожной станции Харьков. Строитель железной дороги Поляков, увидев, что для станции мало места сначала потребовал передать оставшиеся за городом земли Архиерейской левады, а получив отказ начал судиться с Харьковской городской думой, но суд проиграл в чистую, как в Судебной палате, так и в Сенате.

Обращался Поляков и в Синод, желая получить вторую Архиерейскую леваду примыкающую к Ивановке, хотя бы за деньги. Но и здесь получил отказ. Позже, железная дорога в отместку Харьковской городской думе не стала делать барьеры в городском саду, а подвоз камня для городских мостовых стала осуществлять по ценам чуть не в два раза выше, чем частным лицам. 

Вторая Архиерейская левада у пригородный слободы Ивановки была мерой в 19 десятин, она также использовалась главным образом для сенокосов и для выпаса скота. Та же часть её которая была вблизи Иоанно-Богословской церкви сдавалась в аренду под огороды. Доходы от этой аренды были просто мизерными, не более 300 рублей в год. Но после постройки новой каменной церкви кто то посоветовал архиерейскому управлению сдавать участки в аренду под застройку на 12 лет. К 1883 году доходы от такой аренды выросли до 3000 рублей. А вскоре духовное ведомство и вовсе стало продавать эти участки в вечное пользование. К началу XX столетия топоним Архиерейская левада по сути изжил себя.