Сумская улица
© Андрей Парамонов (Харьков)
Спроси у современного жителя Харькова о том, какая улица главная в нашем городе и непременно получишь в ответ: Сумская. Однако так было далеко не всегда, ещё в 1870-е годы Сумская была вполне рядовой улицей города, к тому ограниченной по своей протяженности. Она начиналась от земель Императорского Харьковского университета у Мироносицкой церкви и заканчивалась у Николаевской площади. И только после покупки земель, примыкающих к северной границе города, появилась возможность расширить городскую черту в этом направлении и начало улицы Сумской перенесли от Николаевской площади. Статус же одной из центральных улиц города она начала получать после строительства губернской земской управы, здание которой было построено на месте нынешней областной государственной администрации.
История улицы Сумской начиналась с того, что именно по ней шла первоначально дорога в полковой город Сумы. Трудно себе представить, но нынешняя дорога на Ольшаны и Богодухов была настолько небезопасна в XVII столетии, что по ней могли передвигаться только большие и хорошо вооруженные отряды. Более безопасный путь пролегала из Харькова на Деркачи, далее Золочев, потом уже поворачивал в сторону Ахтырки и далее шел на Полтаву или Сумы. Иногда эту же дорогу, а, следовательно, и улицу именовали Деркачевской и Золочевской.
Первая застройка на будущей Сумской улице начала появляться после того, как в 1709 году побывавший в Харькове московский царь Петр повелел расширить цитадель харьковской крепости в северном направлении. Соответственно форштадт крепости проходил по нынешней Театральной площади. Вдоль будущей улицы в 1730-е годы был построен редут, на въезде в город стояли две каменные круглые башни – караульни, в них во времена Харьковского наместничества (1780-1796 гг.) были устроены сумасшедший и смирительные дома. На их месте в 1804 году по проекту архитектора Петра Ярославского было построено деревянное здание для городских собраний.
Первые два кварталы жилых домов на Сумской улице были весьма криво сформированы и только в начале XIX столетия их выровняли и упорядочили, в результате появились ещё две улицы – Малая Сумская и Шванская.
По Сумской дороге за редутом на 1767 год было справа пустопорожнее место, на котором рос вишневый сад, далее был двор сотника в отставке Ивана Григорьевича Мелитинского, за ним двор протопопа Успенского собора Григория Александрова, а далее огороды подданных черкас вдовы попадьи Елены Даниловны Фонтанской. А с правой стороны были земли её мужа протопопа Симеона Фонтанского, которые после его смерти в 1761 году достались зятю – священнику Успенского собора Стефану Базилевичу.
Большая часть земель вдоль Сумской дороги за редутом в середине XVIII столетия принадлежала сотникам Харьковского слободского казачьего полка Никите и Алексею Никитовичам Выродовым, а в конце XVIII столетия их племяннику капитану Ивану Андреевичу Выродову. Даже первое городское Мироносицкое кладбище в народе, а и иногда и в документах именовали «выродовским». Иван Выродов построил в 1790-е годы по Сумской дороге каменный корпус с лавками и это было самым приличным здесь зданием, все остальные постройки были исключительно деревянными лавками где продавали сено, деготь и другие товары. Территория напротив Мироносицкого кладбища была застроена сараями кирпичного завода, а на месте где выбирали глину были глубокие ямы, куда харьковцы сбрасывали мусор и навоз. Выродов уступил свои земли городу только в 1795 году.
В 1803 году в Харьков по приглашению Василия Каразина прибыли иностранные ремесленники, которые должны были служить в Императорском Харьковском университете. Городская дума получила указание выделить им дворовые места для поселения, с тем условием, что три года они не имели права продавать их. Бросив между собой жребий, иностранцы поселились на улицах Сумской, Мало-Сумской и Немецкой. На Сумской жребий выпал владеть дворовыми местами портному Якову Аландеру, токарю Яцеку Бернедорфу, жестянщику Ивану Торшинскому, седельнику Фредерику Доману и каретнику Мартину Егер. После смерти в 1806 году без семейного Бернедорфа, его участок был передан каретнику Ивану Вольфу. Так в 1804 году было судьбой жребия заложена любопытная ситуация с развитием каретных заведений в Харькове именно на Сумской улице. Шли годы, менялись владельцы заведений, но лучшие каретные мастера проживали именно здесь.
Благоустройству Сумской улицы поспособствовало открытие нового корпуса Института благородных девиц, Мироносицкое кладбище окончательно ликвидировали, превратив его в Мироносицкую площадь которую стали использовать для народных гуляний.
Сегодня улица Сумская напротив Сада имени Т. Шевченко выглядит вполне себе презентабельно, однако в начале XIX столетия эти земли принадлежали частным владельцам и использовались для хлебопашества, здесь оканчивалась городская черта. Предполагая, что в будущем здесь будет распространяться город, земли в 1834–1837 годы скупил Харьковский 1-й гильдии купец Михаил Петрович Котляров. Здесь у него стоял деревянный ветхий дом, который в 1840 году Комитет по благоустройству Харькова повелел разобрать, в результате там образовался пустырь.
Вообще заселение верхней части Сумской улицы проходило крайне медленно. За Университетским садом (нынешний сад им. Т. Шевченко) в 1851–1854 гг. по проекту архитектора Михаила Львова было построено здание Ветеринарного института, который был выделен из состава Университета как отдельное учебное заведение. Тогда же правая сторона Сумской была продолжена на север, в расчете на то, что эти земли уступил городу потомственный почетный гражданин Михаил Котляров и другие землевладельцы.
Ещё в 1830-е годы Императорский Харьковский университет вынашивал планы о новых постройках на своих землях за Университетским садом и выглядел бы наш город иначе, если бы главный университетский корпус расположился бы со всеми службами вдоль нынешней Сумской улицы. Проект был составлен к 1830 году профессором архитектуры Евгением Васильевым. Новые городские кварталы предполагалось заселить профессорами, всевозможными клиниками. Поначалу средств из казны на такое грандиозное строительство не было, а потом появились новые планы для этих земель. Но поскольку эти земли принадлежали частным лицам использовать их для развития Университета не удалось. А вот Сумская в это же время получила своё дальнейшее продолжение как шоссейная дорога на Белгород и Курск.
В 1861 году часть Сумской улицы была замощена, купца Котлярова обязали скрыть от проезжающих безобразные виды напротив Университетского сада за дощатым забором. А в начале 1870-х годов он продает эти земли разным владельцам под застройку. Купившие дворовые места под застройку губернский секретарь Кузминов, коллежский асессор Зеленский, титулярный советник Гвоздиков, диакон Стефановский, мещанин Ступка и др. оказались в весьма незавидном положении. Сумская в этой части не освещалась, не хватало воды, глубокие колодцы было тяжело содержать, да и вода в них была не очень хорошей, а подвоз был дорогим. В ночное время из дома было просто опасно выходить, ведь полицейского поста еще не было. И только в 1880-е годы Сумская стала развиваться как одна из главных улиц города со всеми преимуществами этого статуса.