Привокзальная площадь
Привокзальная площадь была сформирована на бывшей Архиерейской леваде, которая была выкуплена у духовного ведомства. Планы строительства железной дороги были разработаны ещё в 1863 году, когда в Харькове было создано акционерное общество по строительству Курско-Харьково-Азовской железной дороги, но только 1 марта 1868 г. К-Х-А ж.д. была предоставлена концессия на строительство. Через год 6 июля 1869 г. поездом из Курска в Харькова было официально открыто движение. А уже 23 декабря 1869 г. из Харькова отправился первый поезд в Ростов, в нем присутствовал в качестве пассажира император Александр Николаевич, это был первый проезд императора через Харьков по железной дороге.
На следующий после открытия движения год, в январе 1870-го, был открыт первый харьковский железнодорожный вокзал. А в 1896 году приступили к подготовке сооружения нового здания вокзала, расчистке старых зданий. В этом же году 22 апреля Харьковский вокзал был впервые освещен электричеством, также был освещен и перрон от Усовского ж.д. моста до Лысогорского моста. Закладка здания нового вокзала 14 сентября 1896 года, но и он в 1901 г. он был перестроен и расширен. К сожалению здание вокзала не сохранилось, а жаль, ведь ему посвящено столько отзывов проезжающих пассажиров, от самых рядовых «летописцев» и корреспондентов, до гениальных поэтов, писателей, художников, и конечно фотографов.
Одновременно с развитием вокзала шло благоустройство и Привокзальной площади. Осушка её проводилась с 1893 года, которая представляла собой заболоченную местность, здесь была проложена труба по Александровской улице до соединения с трубой от Гончаровской улицы, расходы (13 тыс. рублей) взяла на себя железная дорога. 1896 году Привокзальная площадь от товарной станции до Кацарской была замощена гранитными кубиками. На самой Привокзальной площади был разбит сквер, клумбы.
Пустырь напротив товарной станции также был осушен и на нем были устроены 15 торговых складов для громоздких товаров (земледельческих машин, железа, лесных материалов, минерального топлива. Склады располагались и на соседних улицах, семь из них были построены на улице Славянской, которая была основана после 1870 года и соединившая Александровскую и Тюремную улицы.
В 1876 году предполагался проект проведения ветки железной дороги от станции «Харьков» товарный к Складочной таможне на Жандармской площади, однако проект не был осуществлен. Дело в том, что в те времена думали и о перспективах развития города в перспективе, а не единовременной выгоде. Вот сегодня мы видим красивую Привокзальную площадь, которую нам облагородила Укрзалізниця, однако в прошлом важнее было обеспечить подъезд экипажей для пассажиров, а не только любоваться красотой.