Рождественская №№ 14-24, Суздальский гостиный двор
Между Благовещенским собором и Центральным рынком в Залопанской части города до сих сохранились Суздальские ряды, которые как и в прошлые столетия используются как торговые помещения. Колоритное название переносит нас в старый купеческий Харьков.
Появление в нашем городе Суздальского ряда связано с переносом ежедневного базара с Захарьковской слободы на Благовещенскую площадь в 1833 году. Городская дума выстроила ряд деревянных и весьма неудобных балаганов, и большей частью торговцы стали размещаться в рундуках и под собранными на скорую руку навесами. Тут же стало понятно, что территория Благовещенской площади мала для желающих вести здесь торговлю. Чтобы расширить торговые места было принято решение о покупке у наследников надворной советницы Настасьи Дуниной так называемой Дунинской левады. В 1835 году на более сухом её участке были построены обжорный ряд, а у набережной реки Лопани разместился толкучий рынок. Городская дума планировала постройку на этих землях нового Гостиного двора, однако средств на постройку у города не было.
Местное купечество само предложило построить лавки на Благовещенской площади с тем, чтобы платить меньше податей за торговлю. Всего было построено 70 номеров деревянных лавок, а также харчевая галерея и я трактир, по сути город лишался весомых доходов, позволив осуществить этот проект торговцам. Половина номеров лавок принадлежали жене коммерции советника Екатерине Ипатьевне Кузиной, которая сдавала их в аренду.
После смерти супруга в 1844 году, Екатерина Кузина решила построить Гостиный Суздальский двор на Дунинской леваде за свои средства. Суздальским он назывался от суздальских товаров, которые привозили из Владимирской и Костромской губерний, это так называемые бумажные товары – мануфактура.
Постройка каменного Суздальского гостиного двора, который называли ещё Кузинским, была окончена в 1845 году по проекту архитектора Андрея Тона. Новые торговые ряды были двухэтажными, первый этаж представлял собой торговые помещения, второй этаж использовался как конторы и жилые квартиры для приезжих купцов. Четыре транспортных выезда служили для проезда фур. Внутри Гостиного двора можно было разместить и фуры и лошадей, были и запасы сена.
В том же 1845 году приказчик Кузиной – Харьковский купец 2-й гильдии Андрей Павлович Климов подал прошение генерал-губернатору князю Николаю Андреевичу Долгорукову о переносе лавок из центральной части города за реку Лопань. Несмотря на протесты купечества и духовенства, гражданский губернатор Сергей Николаевич Муханов довел дело до выхода императорского указа, который регламентировал перевод торговых лавок из центра города.
Большинство купцов имеющих лавки в центральной части города отнеслись к этому указу как к неизбежности, тем более, что большинство лавок просто уродовали вид и зданий и улиц. Наиболее яростно отстаивали свои интересы купцы Карповы, которым аренда лавок приносила ежегодно доход более 3000 рублей серебром. Уничтожение лавок существенно подкосило их финансовые возможности.
Ещё одними противниками переноса лавок стало духовенство, один только Успенский собор имел 100(!) лавок, которые приносили годовой доход свыше 3000 рублей серебром. При этом сам Успенский собор был облеплен деревянными лавками до такой степени, что его с трудом можно было рассмотреть. Указ об уничтожении лавок Успенского собора содержал такую приписку, что их следует разобрать только после того, как город компенсирует собору стоимость лавок, произошло это только в 1867 году.
Но большинство лавок принадлежащее храм и епархиальному ведомству в центре города были разобраны уже в 1848 году. Собственно следствием этого стали уже события Успенской ярмарки 1846 года, когда из 22 лавок принадлежащих Экономии архиерейского дома на Университетском бульваре было сдано только 18, а ведь в лучшие годы они приносили доход 2400 рублей серебром.
Суздальский гостиный двор приносил хорошие доходы Кузиным и мозолил глаз Городской думе, в конечном счете они вынудили Екатерину Ипатьевну продать его городу. Правда к тому времени часть лавок его принадлежали другим купцам. Уже в конце 1860-х годов он был еще достаточно крепким сооружением, а внутри его достаточно места для фур и лошадей. Но постепенно сказывался тот факт, что строился он наспех и постепенно приходил в ветхость. В 1872 году архитектор Александр Иванович Подъяков составлял проект и смету нового Суздальского гостиного двора, но средств у города снова не было.
Между тем ряд лавок Суздальского гостиного двора, принадлежащие разным купцам, стали перестраивать их по собственному разумению, что нарушило целостный вид. Пожар марта 1905 года нанес старому зданию Суздальских рядов непоправимый ущерб и по проекту Бориса Николаевича Корниенко был выстроен новый каменный трехэтажный Суздальский гостиный двор. Который включал 86 лавок по периметру и 14 лавок внутри двора. Были оставлены и четыре транспортных въезда.
Современная торговая жизнь внутри суздальских рядов наполнена как и в прошлые столетия суетой и оптовой составляющей. Только вместо фур теперь здесь автомобили и разного рода тележки. И хотя тканями из Владимирской губернии здесь торговать перестали, имя Суздальские ряды и названия оптовых фирм «Суздаль» и им подобные, кажется останутся здесь надолго.