Рождественская № 17 Мануфактура Миндовского и Бакакина

© Андрей Парамонов (Харьков)

Улица Рождественская в Харькове неоднократно претерпевала значительные перемены. Кардинальными они стали после того, как в 1846 году оптовую торговлю перевели из центра за р. Лопань. Именно тогда здесь стали строиться первые лавки для продажи мануфактуры и другого привозного товара.

Дворовое место под № 17 долгое время принадлежало купцам Сушковым, занимавшихся продажей бакалейных товаров, а во второй половине 1880-х годов ― купцу Дмитрию Михайловичу Мильчо, пока в 1902 году его не купило Товарищество Волжской мануфактуры П. Минловского и И. Бакакина.

Волжская мануфактура ведет свое начало с 1817 года из села Старая Гольчиха Кинешемского уезда Костромской губернии, с берегов р. Волга, где Иван Иванович Миндовский основал сновально-красильное заведение. С 1867 года им владел его малолетний внук, Пётр Галактионович Миндовский, под опекой купца Ивана Александровича Бакакина. С 1878 года купца Бакакина пригласили стать полноправным компаньоном фирмы «П. Г. Миндовский и К°», а с 1880 года сыновья владельцев Иван Миндовский и Александр Бакакин основали паевое «Товарищество Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий П. Миндовского и И. Бакакина». Тогда же была устроена новая фабрика в с. Наволоки. К концу XIX столетия обороты предприятия составили более 1 млн. рублей.

К началу XX ст. продажи в Харькове от Волжской мануфактуры также выросли, именно поэтому владельцы обратили свой взор на наш город. Управляющим назначили потомственного почетного гражданина Николая Петровича Вишневского, и в 1903 году построили каменное двухэтажное здание в стиле модерн. Его необычная для Харькова форма с крупным членением, плавно изогнутыми линиями карнизов, ярким венцом в центральной части, а также мозаичные панно по фасаду привлекают внимание не только гостей города, но и самих харьковцев.

Архитектор этого здания ― московский зодчий Лев Николаевич Кекушев, владелец собственной архитектурной фирмы и родоначальник московского модерна. Он известен и как автор проектов нескольких зданий для Товарищества Волжской мануфактуры. А вот автор мозаики пока неизвестен.

Здание построили исключительно для продажи и хранения продукции. Ещё в 1918 году складские помещения, что называется, «ломились» от товаров. Сохранить товар в те времена стоило огромных усилий для управляющего Николая Вишневского. Милиция и псевдомилиция, анархисты и просто бандиты до входа немецких войск в Харьков в апреле 1918 года безжалостно пытались ограбить Волжскую мануфактуру. Всё это описала в своих дневниках дочка Вишневского Мария, и в её строках оживает история семьи, дела её отца, история улицы и нашего города.