Благовещенская № 30 усадьба Абаз, Гладковых и сад "Тиволи"

© Андрей Парамонов (Харьков)

В 2014 году Харьковский городской совет вернул скверу «Пищевик» его первоначальное имя – Сад Тиволи. Сложно сказать насколько это знаковое событие, поскольку нынешний сад выглядит настолько дешево, что не соответствует имени, которое он получил в дореволюционное время от старинного парка развлечений в столице Дании – Копенгагене.

Трудно представить, что ландшафтный парк, который стал основой для Тиволи был разбит председателем Палаты уголовного суда Слободско-Украинской губернии коллежским советником Георгом фон Минстером в конце XVIII столетия. Большая его часть была за пределами городской черты, хотя на ряде планов Харькова 1785-1817 годов предполагалось, что усадьбы фон Минстера войдет в городскую черту целиком, а улица Благовещенская отделит парк от усадьбы. Однако только план 1822 года утвержденный императором Александром I будет принят к исполнению. Фон Минстер продает отделенную парком усадьбу дворянину Адольфу Ивановичу де-Роберти – содержателю частного пансиона в Харькове. 

Следующим владельцем имения на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц становится с 1843 года жена подпоручика Саввы Васильевича Абазы – Варвара Сергеевна, урожденная Цурикова. Абазы строят каменный двухэтажный каменный дом и благоустраивают усадьбу, при этом вся усадьба целиком входит в городскую черту только по плану Харькова в 1846 году.  На 1874 год мы видим, что эта обширная усадьбы принадлежит купцу, потомственному почетному гражданину Николаю Александровичу Гладкову, значащаяся по ул. Благовещенской № 28. Дом и участок купцу нравились, но уход за огромным парком, который ещё недавно был самым крупным частным парком в городе приносила одни расходы.

Сегодня дом Абаз-Гладковых скрыт от глаз туристов и краеведов, поскольку из Благовещенской (№ 30) и Дмитриевской улиц (№ 14) он заслонен современным зданием, а слева его скрывает Театр музыкальной комедии. Высокий забор и ворота отделяют его со стороны Сада «Тиволи». Этом дом вполне мог бы быть памятником архитектуры, хотя в уцелевшем фасаде можно увидеть черты типовой архитектуры, однако другого подобного здания в Харькове нет.

Покрытый жуткой штукатуркой фасад двухэтажного дома неоднократно перестроен в советские годы и недавнее время. Мы видим не только несвойственные ему металлопластиковые окна; прорубленный вход, где его не должно быть; металлические стяжки, которыми собственник пытается сохранить целостность здания; трещины, которые говорят о том, что его стены заполняются влагой, но также и то, что здание утратило многочисленные элементы времен позднего классицизма. Жуткие пристройки уродуют этот некогда богатый дом!

Чем же он знаменит и чем интересен для харьковцев? По сути это сегодня единственное здание, которое нас хотя бы отчасти связывает с семьей Квиток, ведь в нём, как минимум до 1904 года располагалась весьма значительная часть коллекции из дворца Квиток в Основе. Помимо трех десятков картин, среди которых работы известных мастеров конца XVIII ст. Гладковы хранили фамильный ампирный сервиз Квиток, дополненный фарфоровой посудой российских, западноевропейских и китайских мастеров, а кроме них два фарфоровых канделябра XVIII ст. выше человеческого роста привезенные из Вены и ещё целый ряд фарфоровой посуды венгерских мастеров. Часть мебели и люстры стиля ампир также перешли в этот дом из коллекции Квиток.

Помимо коллекции Квиток владелец дом Николай Гладков выкупил для залы мебель XVIII ст. из имения графа Кочубея. В одной из гостиных была мебель начала XIX столетия из карельской березы с бронзой, в другой гостиной и будуаре располагалась мебель российской фабрики Матвея Шмита (Шмидта).  Кабинет владельца украшала мебель красного дерева с золоченой бронзой из собрания графа Строганова.

Стены этого дома украшали картины Айвазовского, по крайней мере известно семь полотен, гравюры, миниатюры из слоновой кости, картинки на стекле XVIII ст. Ещё одна коллекция попала к Гладковым от купцов Акименко, в ней уже были и старые и новые мастера живописи. В комнатах стояли бронзовые статуэтки. И всё это было доступно для посещения и осмотра с согласия владельцев.

Обширная усадьба не приносила купцу Гладкову никакой прибыли, пока в 1881 году усадьбу с парком не взял в аренду мещанин Николай Степанович Буюмов, который стал вскоре Харьковским купцом. Владельца усадьбы не смущало, что в их дворе развернется парк развлечений. «Тиволи» был открыт 1 мая 1881 года и сразу же ворвался в мир общественных развлечений Харькова во всей своей красе. Из сада «Тиволи» осуществил свой четвертый полет в Харькове на аэростате Михаил Лаврентьев. На открытие зимнего сезона был устроен ледяной дом с превосходнейшей иллюминацией у которого проходили детские вечера и фейерверки. Вход в 40 копеек не остановил публику, между тем помимо развлечений и оркестров публике концертный зал и открытая летняя театральная площадка.

Уже в 1883 году здесь действовали две труппы, одна опереточная и одна драматическая. В 1884 г. здесь была представлена опера Вазена «Путешествие в Китай». В 1885 г. в «Тиволи» проходили гастроли оперной певицы Э. Павловской. После постройки в 1886 году Буюмовым нового здания для летнего театра[1] весной и летом 1887 г. харьковский оперный театр постоянно выступал на сцене «Тиволи», 1 мая на открытии сезона давали оперу Глинки «Жизнь за Царя», 12 мая оперу Римского-Корсакова «Снегурочка», 4 июня оперу Верди «Риголетто». В 1888 г. весь летний сезон здесь выступала труппа Калиновича, в некоторых спектаклях принимали участие Саксаганский и Заньковецкая. В том же 1888 г. здесь выступали китайские фокусники, а также драматическое товарищество под руководством Е. Яблочкиной и Н. Журина. В 1890 году с 19 июня в «Тиволи» давала представления труппа Марка Лукича Кропивницкого, а 30 мая 1895 года была премьера оперы «Мазепа» и сколько ещё таких премьер! В 1896 году снова была труппа Кропивницкого, в премьерном спектакле «Вий» от факела чуть не сгорел актер игравший Вия – Г. Тихонович, а публика чуть было не бежала из сада, лишь появление на сцене самого Марка Лукича успокоило публику.

Помимо театральных представлений «Тиволи» устраивал невиданные ранее в Харькове развлечения: ледяной каток в зимнее время, а на нем всевозможные соревнования на коньках; новогодняя елка с непревзойденной иллюминацией и детскими подарками; летом запускались воздушные шары, а например в 1895 году с такого шара прыгнула с парашютом Ольга Древницкая; не успели в Париже открыть Эйфелеву башню, как в «Тиволи» открыли свою 30 июля 1889 года, украсив её разными огнями и электрическими солнцами, а в день открытия наверху её музыкант Дрейслер исполнил соло на трубе. А кроме этого устраивались искрометные фейерверки, соревнования стрелков, бенефисы артисток, праздники цветов и зелени на Троицу.

Вот что не подошло для «Тиволи» так это устройство полноценного   цирка, после масштабных гастролей цирка Фюрера в 1890 году здесь больше не устраивали специального циркового балагана, он стеснял посетителей сада. Отпугивал публику и устойчивый противный запах. Однако отдельные цирковые артисты выступали на летней сцене.

В «Тиволи» практически всегда была хорошая кухня, а кроме ресторана буфет и пивной ларек. Повара выписывались из-заграницы, на худой конец из Петербурга и Москвы. Вот например, какой обед предлагался 11 мая 1885 года ценой в 1 рубль: ботвинья, осетрина и балык, пирожки, жульен, котлеты пожарские со свежими бобами, жаркое утки, салат с огурцами, артишоки баригуль, сладкое, салат оранж, кофе.

Между тем «Тиволи» был не единственным садом развлечений, на пятки все время наступали «Бавария», «Стрельна», «Претория», «Аквариум» и другие. Чтобы удерживать публику требовались и управляющие которые могли предложить новое и диковинное. В 1895 году в «Тиволи» сменился арендатор, на смену Буюмову пришел харьковский купец 2-й гильдии Виктор Васильевич Жаткин. С 20 октября 1895 года Жаткин заменил газовое освещение на электрическое, поначалу всё было устроено электромехаником Александром Колычевым[2], но уже весной 1896 года его сменила Петербургская фирма «Сименс и Гальске»[3].

Но «Тиволи» для Жаткина был маленьким садом, без возможности развернуться, тем более тут же по соседству живет владельцы и все происходит у них на глазах, тем более что некоторым из семьи Гладковых он не симпатичен. Не случайно Жаткин арендует в 1902 году усадьбу Филонова, где устраивает кафешантанное заведение «Буфф» имеющее прежде всего зимний концертный зал. И вот когда 30 мая 1903 года умирает Николай Александрович Гладков, то его супруга Надежда Дмитриевна извещает Жаткина о том, что контракт на аренду продлеваться не будет.

В 1905 год в сад «Тиволи» возвращается старый арендатор – купец Николай Степанович Буюмов, который в том же году занялся существенной перестройкой сада. До него в саду «Тиволи» были летние деревянные постройки: буфет, пивному и цветочному павильоны, кабинеты для гостей и др. сооружения. Буюмов перестроил буфет в летний театр, кабинеты в открытый буфет, павильон для музыки перенес с главной аллеи в глубину сада, все это осуществлено было в несколько дней пяти-десятью рабочими под управлением подрядчика Евстраторова и управляющего садом Л. Е. Эренбурга. При этом летний деревянный театр стал одним из самых притягательных зданий для харьковчан, сюда потянулась публика, не прочь были выступать известные исполнители романсов и театральные труппы.

В 1906 году Буюмов подает прошение о том что желает снести старый деревянный театральный павильон и построить совершенное новое деревянное здание летнего театра[4]. Конечно в ходе осмотра сада «Тиволи» младший инженер строительного отделения Мельгунов нашел нарушения в постройках, которые были осуществлены без разрешения и Буюмов выплатил крупный денежный штраф.

Открытие летнего сезона 1906 года состоялось 29 апреля и грандиозная программа превзошла конкурентов. Во время ужинов со сцены шел концерт иностранных и отечественных известных всей империи исполнителей. Роскошный буфет и образцовая кухня были дополнены лучшими винными погребами Харькова Бауэра и Жевержеева, а пиво представлено со складов рижских заводов Вальдшлесхен и Стрицкого. В августе 1906 года был открыт и новый летний театр потрясший своей отделкой публику.

Историю сада «Тиволи» наполняла бесконечная череда скандалов, происшествий, краж и покушений (в том числе и на губернатора Оболенского). В полицейской хронике Харькова ежедневно отмечаются события у «Тиволи», агенты сыскной полиции вынуждены были держать вблизи него постоянный пост.

После смерти Надежды Дмитриевны Гладковой её сыновья поделили имение и не имеющий склонность к искусствам Лев Николаевич Гладков унаследовал дом на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц оставил себе лишь часть уникальной для Харькова коллекции, его вдохновляли западноевропейские мастера живописи. Большая же часть перешла его брату Владимиру, который к 1913 году перевез её в собственный дом на улицу Сумскую 31.

В годы советской власти сад «Тиволи» уполовинили за счет постройки в 1927-1930 годы клуба окружного комитета союза «Пищевик», в год его открытия сад и переименовали, тоже в «Пищевик». Конечно это жуткое прозвание сада нужно было изменить, но вряд ли унылые деревца нынешнего сквера тянут на громкое «Тиволи», тем более что его прообраз и сегодня процветает в Копенгагене.


[1] ГАХО. – Ф. 4, оп. 96, ед. хр. 1700.

[2] ГАХО. – Ф. 4, оп. 126, ед. хр. 899.

[3] ГАХО. – Ф. 4, оп. 130, ед. хр. 60.

[4] ГАХО. – Ф. 4, оп. 151, ед. хр. 24.