Вознесенская церковь
© Андрей Парамонов (Харьков)
В стороне от людских потоков, на площади Фейербаха стоит массивное здание, в котором размещен нынче корпус Харьковского национального технического университета сельского хозяйства. Сегодня уже многие харьковцы знают, что это здание бывшей Вознесенской церкви, с которой связано немало любопытных историй.
Площадь в бывшей Захарьковской слободе сформировалась после того, как здесь в 1790-е годы сравняли оборонительные валы и рвы. Единственной постройкой на площади долгое время оставалась деревянная Вознесенская церковь, сведения о которой в архивных документах начинаются с 1687 года.
В конце XVIII и первой трети XIX ст. площадь называлась Сенной: здесь торговали скотом, зерном, фуражом и сеном, а после перевода торговли на вновь образованную Конную площадь получила имя стоявшего здесь приходского Вознесенского храма. Здесь же до 1820-х годов размещались и часть кузниц города.
В 1780-е годы старая Вознесенская церковь, построенная в 1733 году, сгорела, и только в 1794 году отстроили новую, деревянную, на каменном фундаменте. Среди харьковских экскурсоводов, краеведов и журналистов весьма популярна история о «Харьковском пасквиле», произошедшая во время правления императора Павла I.
Авторы многочисленных публикаций используют один и тот же источник ― популярную брошюрку Иволгина, вышедшую в 1923 году, в которой описывается, как 1 июля 1800 года на стене Вознесенской церкви появилась бумага с ругательным текстом о царе и его окружении, а также повешено чучело императора. Якобы разгневанный Павел I хотел сравнять Харьков с землей, а жителей сослать в Сибирь, и только убийство императора спасло город от разрушения.
На самом деле история «Харьковского пасквиля» насыщена совершенно иного рода любопытными подробностями из жизни нашего города и детально описана замечательным харьковским историком Николаем Горбанем[1]. Ябедники и клеветники, список которых доходил до 20 человек, иностранцы сомнительной репутации, чиновники и офицеры, попавшие в немилость к императору, стали предметом следствия. Лишь пятерых подозреваемых в написании «Харьковского пасквиля», не сознавшихся в этом, сослали в Сибирь, а после выхода Манифеста 1801 года вступившего на престол Александра I вернули на прежнее жительство.
В 1856 году старую Вознесенскую церковь назначили к слому, поскольку она была уже ветхой и тесной. Опубликованное объявление о продаже старого храма принесло плоды ― в 1862 году её купили прихожане села Георгиевское (Калениковка) Валковского уезда за 1700 руб. серебром.
Проект нового каменного храма составил губернский землемер Иосиф Иванович Карпович. Он основывался на проекте профессора архитектуры Константина Тона, увеличив лишь длину и количество приделов с трех до пяти. Любопытно в данном случае то, что за основу был взят проект, который предназначался для церкви раскольников Августовской губернии Царства Польского. Наблюдал за постройкой младший архитектор Управления V округа корпуса инженеров военных поселений Фёдор Колодяжный, а с 1861 года ― епархиальный архитектор Дионисий Леонтьевич Ткаченко.
Попечителями были с 1862 года купцы Дмитрий Кузнецов и Михаил Чайковский, а с 1870 года ― граф Александр Карлович Сиверс, церковный староста Филипп Марченко, священники Георгий Чеботарев и Павел Четверик.
Всё шло хорошо, пока в 1870 году не обрушились часть сводов и столбов. Новый храм фактически спас губернский архитектор Борис Семёнович Покровский, который вел постоянный надзор и довел строительство до завершения. В 1873 году храм был вчерне достроен. Уже летом 1874 году церковный староста, потомственный почетный гражданин Иван Иванович Рыжов заказал иконостас за 5030 руб. серебром. А полностью храм был окончен 2 мая 1876 года.
До 1917 года Вознесенский приход был одним из самых больших и богатых в Харькове. Жаль, что сегодня это всего лишь учебный корпус, а не украшение города.
[1]Горбань М. Харківський «Пасквіль» 1800 року. «Прапор». 1957 р. № 12. С. 119-123.