Сумская № 1, здание Северного банка

© Андрей Парамонов (Харьков)

Современный харьковец, вне всякого сомнения, дом по Сумской улице под № 1 знает как «Дом с градусником», или просто «Градусник» ― место, где удобно назначить свидание или встречу. Для меня же это прежде всего та милая харьковская старина, которая уцелела лишь на фотографиях. В середине XIX ст. здесь построил каменный двухэтажный дом на каменном полуэтаже австрийский подданный, чех по национальности Карл Петрович Счасны.

В 1856 году он открыл здесь третью в Харькове литографию, а в 1861 году ― первую частную типографию[1], куда в 1865 году приобрел скоропечатную машину.

Карл Счасны был замечательным и добрым человеком, профессионалом своего дела, с чьим именем связывают появление в Харькове чешской диаспоры. Он покупал за границей самое лучшее и современное оборудование для типографии, печатал ряд прекрасных изданий в городе с необыкновенного качества иллюстрациями для того времени, и любил возиться с редкими растениями в своей оранжерее.

         В старости, не имея возможности конкурировать с передовыми на конец XIX ст. типографиями, Счасны сдал в 1895 году свой дом в аренду для размещения в нем Харьковской телефонной станции, переведенной с Вознесенской площади[2]. Этот перевод назревал давно, было необходимо установить современное оборудование. Тогда же рядом с этим домом  устроили торцевую деревянную мостовую, чтобы уменьшить шум от каменной мостовой, влияющий на работу акустических приборов.

После смерти Карла дом принадлежал его вдове, Юлии Арсеньевне Счасны, а в начале XX ст. владельцем стал Северный банк (с 1910 года ― Русско-Азиатский банк). В 1908-1910 годы здесь возвели четырехэтажное здание, где первые два этажа занимал собственно банк, а верхние два ― женские медицинские курсы.

         Проект здания, занявшего всю площадь дворового места, составили петербургский архитектор Оскар Мунц и харьковский архитектор Альфред Шпигель, а наблюдал за постройкой архитектор Михаил Пискунов. Центральный вход располагался со стороны Сумской улицы по центру здания, над ним была сформирована центральная вертикаль едва заметным граненым эркером, который завершал плоский фронтон с арочным окном, а по бокам окна четвертого этажа располагались две красивые скульптуры, выполненные по эскизам скульптора Василия Кузнецова.

         В 1920 году дом занял Народный комиссариат финансов Украины, к нему пристроили еще один этаж по проекту архитектора Ивана Ермилова. После возвращения столицы в Киев здесь располагался Институт экспериментальной медицины, а в 1950-е годы его занял Всесоюзный НИИ организации производства и труда черной металлургии. Однако и сегодня еще можно увидеть на первом этаже здания бывший операционный зал Русско-Азиатского банка, страшненький и изувеченный ― такова печальная судьба любой старины нашего города.


[1]ГАХО. Ф. 3, оп. 229, ед. хр. 139.

[2]ГАХО. Ф. 3, оп. 282, ед. хр. 615.