№ 23 дом художника Евдокима Волошинова
© Андрей Парамонов (Харьков)
В самом центре Харькова по улице Иванова, 23 пустует дом одного из самых любопытных художников, проживавших в нашем городе. Евдоким Игнатьевич Волошинов воспроизводил с удивительно фотографической точностью цветы, овощи, фрукты, пейзажи. Его картины украшают музеи Сум, Лебедина и частные коллекции.
Он выучил рисованию сотни учеников в харьковских учебных заведениях: Институте благородных девиц, ветеринарном училище, Мариинской женской гимназии и двух частных: Филипса и ГрегорцевичОтец художника – Игнат Волошинов, купец 3-й гильдии в городе Новомосковске Екатеринославской губернии, перебрался в Харьков в 1820-е годы, был вполне обеспеченным человеком, владел деревянным домом на ул. Садовой. Евдоким родился в 1823 году и рано лишился матери ― именно поэтому отец отправил его учиться в Академию художеств в Петербург в возрасте 8 лет[1].
В 1842 г. Е. И. Волошинов был уволен из купеческого звания, а поскольку он состоял вместе с отцом в одном капитале, то подати вместо него уплачивал отец до следующей ревизии, т. е. до 1850 года[2]. 18 ноября 1846 г. молодой живописец подал прошение о том, что состоит вольноприходящим учеником в Академии художеств, а для проживания его в Петербурге ему необходимо удостоверение о его происхождении. Проживал Е. Волошинов в Петербурге на углу Загибенева переулка в доме Калгина, № 27[3].
Обучался он в Академии перспективной живописи у заслуженного профессора Максима Никифоровича Воробьева. 16 марта 1850 г. Евдоким подал прошение в Совет Академии художеств с просьбой «исполнить программу на звание Художника по живописи перспективной и для того дозволить написать перспективный вид внутренности Петропавловской церкви[4]». В прошении указывались две причины невозможности продолжать обучение: расстроенное здоровье и отсутствие средств.
Но, вероятнее всего, имелась другая причина: в это время проходила IX ревизия податного населения Российской империи, и Евдокиму Волошинову нужно было записаться в какое-то сословие. Для записи в купеческое он должен был объявить капитал, а необходимости в этом у ученика Академии художеств на было; записаться в мещане он не мог, т. к. не имел собственного домовладения, в цеховые он пойти также не мог из-за того, что не состоял подмастерьем у цехового, и ни одно цеховое общество его бы не приняло. Записаться можно было только в государственные крестьяне, а это приличный в денежном выражении подушный оклад. Получив же звание неклассного художника, Волошинов подушной подати не платил.
Ему было позволено исполнить программу, и 23 сентября 1850 г. живописец представил «Перспективный вид внутренности Академической церкви», а 25 сентября того же года возведен Художественным советом Академии художеств в звание неклассного художника. 29 сентября 1850 г. он был утвержден Общим собранием Академии в этом звании, а 11 октября того же года получил аттестат Императорской Академии художеств[5].
Евдоким Игнатьевич Волошинов вернулся в Харьков в 1851 г. Чем занимался почти десять лет, проживая в Харькове, сведений мало. Единственно, что известно достоверно, это то, что он в 1853–1854 гг. написал главные иконы и иконостас в Николаевской церкви с. Акимовка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии[6]. Каменная Николаевская церковь была достроена в 1856 г. на средства помещика коллежского асессора Серапима Юркова, его брата Валентина и сестры Александры. В ней также были придельные престолы: с правой стороны в память Знамения Божией Матери, с левой ― в честь Святителя Митрофана Воронежского[7]. Очевидно, по требованию заказчика, т. е. С. Юркова, Волошинов присылает 24 мая 1853 г. в Академию художеств написанные им три иконы: Моление о чаше, Христа Спасителя и для Царских врат Благовещение Пресвятой Богородицы, с тем, чтобы Правление Академии выдало ему свидетельство, что эти иконы исполнены хорошо. Необходимое свидетельство он получил[8].
В октябре того же года он отправил в Академию Художеств ещё несколько икон для той же церкви, написанные с той же целью: получить свидетельство о хорошем их исполнении. Всего были отправлены а Академию: местные образы Спасителя и Божией Матери, Святителя и чудотворца Николая, Св. Архангела Михаила (два образа), Архангела Гавриила, Тайной вечери, Распятия и снятия с креста Христа Спасителя, Св. Евангелистов Матфея и Луки, Св. Царицы Александры и для царских дверей в малом размере два образа Христа Спасителя и Божией Матери. Иконы были рассмотрены заслуженным ректором Академии по части исторической живописи В. К. Шебуевым и одобрены, Волошинову было выдано свидетельство с приложением печати Академии[9].
Большим везением для Евдокима Волошинова было назначение в 1862 г. в Институт благородных девиц учителем рисования[10]. Приблизительно в это же время он женился на купеческой дочери Татьяне Евстафьевне Медведкиной (1827 г. р.). У них было четверо детей: Мария (1864 г. р.); Пётр (1865 г. р.); Екатерина (1867 г. р.); Андрей (1870 г. р.)[11].
В октябре 1865 г. Е. И. Волошинов получил первый классный чин коллежского регистратора со старшинством с 1862 г.[12] В 1867 г. он получил чин губернского секретаря со старшинством с 1865 г. В ноябре 1869 г. Совет Института благородных девиц подал прошение Харьковскому губернатору с просьбой о пожаловании нескольким чиновникам института очередных чинов, в том числе и Волошинову. После рассмотрения прошения по указу 12 мая 1870 г. Волошинов получил чин коллежского секретаря со старшинством с 1 мая 1867 г.[13] При этом в печатной версии императорского указа, видно, что, помимо Института благородных девиц, Волошинов находится на службе в Харьковском ветеринарном училище. В 1873 г. Е. Волошинов ― титулярный советник с жалованием 750 руб. в год[14]. А к 1877 г. ему присвоили чин коллежского асессора, дающего право на личное дворянство. Однако Волошинов этим правом не воспользовался.
Первые годы Волошиновы жили в отцовском доме по ул. Садовой № 9, но к концу 1870-х деревянный дом пришел в ветхость, и они переехали на съемную квартиру по ул. Ново-Чернышевской в дом Пархоменко[15].
Волошинов преподавал уроки рисования не только в Институте благородных девиц, но и в других женских учебных заведениях, например, в 1877 г. в Мариинской женской гимназии[16]. Выйдя в отставку из Института, он преподавал рисование в частных женских гимназиях: К. Л. Филипс (ул. Клочковская) и женской гимназии Н. Я. Грегорцевич (ул. Вознесенская)[17].
Помимо рисования, как и многие художники того времени, Волошинов увлекся фотографией. Очевидно, часть своего наследства он вложил в фотографическое заведение, которое открыл в 1864 году в доме Деларю по ул. Сумской. Уже в 1869 г. это заведение продается: «По непредвиденным обстоятельствам дом, картины и фотография с мебелью»[18]. Повторное объявление выходило в августе того же года[19]. Фотографию приобрел некий Слатин, о чем поместил объявление в Харьковских губернских ведомостях следующего содержания: «Приобретя в собственность фотографическое заведение г. ВОЛОШИНА, на Сумской улице, д. Деларю, я пригласил к себе фотографа и ретушёра Плачковского, о чём и довожу до сведения публики. Фотография открыта с 15 числа сего месяца, приём работает от 10 утра до 4 по полудню»[20]. В дальнейшем это фотографическое заведение, очевидно в рекламных целях, называется как «Фотография художника Волошинова», хотя возможно, что он свою фотографию выкупил вновь: «Фотография художника ВОЛОШИНОВА на Сумской, д. Деларю, открыта и принимаются заказы. Нужен помощник, знающий хорошо фотографию»[21]. Не видя значительного интереса со стороны публики, Евдоким все же продает заведение в 1869 году.
В марте 1882 г. Волошинов представил в Императорскую академию художеств девять картин овощей с последующим отправлением их на Всероссийскую Московскую ярмарку. Вот перечень этих работ:
«1я Тыква на корню ……………………………….. 2500 руб.
2я Разные овощи картина большого размера …… 2000 руб.
3я Одна половинка арбуза 4я Одна половинка арбуза |
Харьковской породы ……………………...… по 200 руб. каждая.
5я Пучок редиски ………………………………….. 250 руб.
6я Разные овощи меньшого размера …………… 1400 руб.
7я Огурцы в кульке ………………………………... 900 руб.
8я Одна половинка арбуза Керченской породы … 400 руб.
9я Группа огурцов ………………………………… 350 руб.».
Картины Волошинова были представлены на выставке в Академии художеств на Светлой и Фоминой неделе 1882 г. Академия 2 мая того же года на академическом совете отметила его картины за хорошие познания в живописи малой поощрительной медалью. К неудовольствию автора, картины его на Московскую выставку отправлены не были, более того, вернулись к нему в Харьков только осенью 1882 г. после настойчивой его просьбы к знакомому Алексею Ивановичу Исееву. Волошинов в течение всей жизни нуждался в средствах ― отправляя работы на выставку в Москву, он предполагал получить несколько большую цену за них, нежели в Харькове, а получилось, что истратил только дополнительные деньги на доставку в Петербург и обратно, а также на страховку[22].
Супруга Волошинова была из богатой купеческой семьи, имела свои собственные средства и владела двумя земельными участками. В 1886 г. на одном из них по ул. Ветеринарной 21, она поставила деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте с мезонином под железной крышей[23]. В 1899 г. Т. Е. Волошинова строит дом по ул. Сумской, 96, и с этого времени семья проживает по этому адресу, дом же по Ветеринарной улице продается. Возможно, финансовые затруднения в семье Волошиновых вынуждают продать и это домовладение. В 1909 г. Волошиновы больше не являются домовладельцами г. Харькова. В настоящее время сохранился дом по ул. Свободы (бывшая Ветеринарная, потом Иванова), № 23, который строился Волошиновыми; последующие владельцы обложили его кирпичом, осуществили ряд перестроек.
Умер Волошинов 23 ноября 1913 г. О судьбе его детей с достоверностью можно говорить лишь об Андрее, который в 1903 г. проживал по ул. Мало-Гончаровской и служил без чина в контрольном управлении Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. В 1906 г. он исполнял должность помощника контролера на ж. д. станции Александровск в чине коллежского регистратора. А в 1908 г. в чине губернского секретаря служил контролером на ж. д. станции Кременчуг[24].
[1] РГИА. – Ф. 789, оп. 1, ед. хр. 3301-б. – Л. 14.
[2] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 5–5 об.
[3] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Л. 3.
[4] Имеется в виду домовая Петропавловская церковь Академии художеств.
[5] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 4, 6.
[6] Сегодня это село находится в Близнюковском районе Харьковской области.
[7] Справочная книга Екатеринославской епархии. Екатеринослав. – 1908. – Сс. 776, 777.
[8] РГИА. – Ф. 789, опись 2, ед. хр. 60. – Лл. 32, 33.
[9] РГИА. – Ф. 789, опись 2, ед. хр. 60. – Л. 34.
[10] Памятная книжка Харьковской губернии на 1862 г.
[11] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр. 910. – Л. 90 об.
[12] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 7–7 об.;
[13] ГАХО. – Ф. 3, оп. 236, ед. хр. 11. – Лл. 39, 40, 69.
[14] Харьковский календарь на 1873 г.
[15] Сейчас это дом № 39-А по ул. Чернышевского.
[16] Харьковский календарь на 1877 г.
[17] Харьковский календарь на 1887 г.
[18] ХГВ, 17 июня 1869 г.
[19] ХГВ, 23 августа 1869 г.
[20] ХГВ, 15 февраля 1870 г.
[21] ХГВ, 11 августа 1870 г.
[22] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 10–15.
[23] ГАХО. – Ф. 45, оп. 4, ед. хр. 4456. – Лл. 1–2.
[24] Харьковский календарь на 1908 г.