№ 23 дом художника Евдокима Волошинова

© Андрей Парамонов (Харьков)

В самом центре Харькова по улице Иванова, 23 пустует дом одного из самых любопытных художников, проживавших в нашем городе. Евдоким Игнатьевич Волошинов воспроизводил с удивительно фотографической точностью цветы, овощи, фрукты, пейзажи. Его картины украшают музеи Сум, Лебедина и частные коллекции.

Он выучил рисованию сотни учеников в харьковских учебных заведениях: Институте благородных девиц, ветеринарном училище, Мариинской женской гимназии и двух частных: Филипса и ГрегорцевичОтец художника – Игнат Волошинов, купец 3-й гильдии в городе Новомосковске Екатеринославской губернии, перебрался в Харьков в 1820-е годы, был вполне обеспеченным человеком, владел деревянным домом на ул. Садовой. Евдоким родился в 1823 году и рано лишился матери ― именно поэтому отец отправил его учиться в Академию художеств в Петербург в возрасте 8 лет[1].

В 1842 г. Е. И. Волошинов был уволен из купеческого звания, а поскольку он состоял вместе с отцом в одном капитале, то подати вместо него уплачивал отец до следующей ревизии, т. е. до 1850 года[2]. 18 ноября 1846 г. молодой живописец подал прошение о том, что состоит вольноприходящим учеником в Академии художеств, а для проживания его в Петербурге ему необходимо удостоверение о его происхождении. Проживал Е. Волошинов в Петербурге на углу Загибенева переулка в доме Калгина, № 27[3].

Обучался он в Академии перспективной живописи у заслуженного профессора Максима Никифоровича Воробьева. 16 марта 1850 г. Евдоким подал прошение в Совет Академии художеств с просьбой «исполнить программу на звание Художника по живописи перспективной и для того дозволить написать перспективный вид внутренности Петропавловской церкви[4]». В прошении указывались две причины невозможности продолжать обучение: расстроенное здоровье и отсутствие средств.

Но, вероятнее всего, имелась другая причина: в это время проходила IX ревизия податного населения Российской империи, и Евдокиму Волошинову нужно было записаться в какое-то сословие. Для записи в купеческое он должен был объявить капитал, а необходимости в этом у ученика Академии художеств на было; записаться в мещане он не мог, т. к. не имел собственного домовладения, в цеховые он пойти также не мог из-за того, что не состоял подмастерьем у цехового, и ни одно цеховое общество его бы не приняло. Записаться можно было только в государственные крестьяне, а это приличный в денежном выражении подушный оклад. Получив же звание неклассного художника, Волошинов подушной подати не платил.

Ему было позволено исполнить программу, и 23 сентября 1850 г. живописец представил «Перспективный вид внутренности Академической церкви», а 25 сентября того же года возведен Художественным советом Академии художеств в звание неклассного художника. 29 сентября 1850 г. он был утвержден Общим собранием Академии в этом звании, а 11 октября того же года получил аттестат Императорской Академии художеств[5].

Евдоким Игнатьевич Волошинов вернулся в Харьков в 1851 г. Чем занимался почти десять лет, проживая в Харькове, сведений мало. Единственно, что известно достоверно, это то, что он в 1853–1854 гг. написал главные иконы и иконостас в Николаевской церкви с. Акимовка Павлоградского уезда Екатеринославской губернии[6]. Каменная Николаевская церковь была достроена в 1856 г. на средства помещика коллежского асессора Серапима Юркова, его брата Валентина и сестры Александры. В ней также были придельные престолы: с правой стороны в память Знамения Божией Матери, с левой ― в честь Святителя Митрофана Воронежского[7]. Очевидно, по требованию заказчика, т. е. С. Юркова, Волошинов присылает 24 мая 1853 г. в Академию художеств написанные им три иконы: Моление о чаше, Христа Спасителя и для Царских врат Благовещение Пресвятой Богородицы, с тем, чтобы Правление Академии выдало ему свидетельство, что эти иконы исполнены хорошо. Необходимое свидетельство он получил[8].

В октябре того же года он отправил в Академию Художеств ещё несколько икон для той же церкви, написанные с той же целью: получить свидетельство о хорошем их исполнении. Всего были отправлены а Академию: местные образы Спасителя и Божией Матери, Святителя и чудотворца Николая, Св. Архангела Михаила (два образа), Архангела Гавриила, Тайной вечери, Распятия и снятия с креста Христа Спасителя, Св. Евангелистов Матфея и Луки, Св. Царицы Александры и для царских дверей в малом размере два образа Христа Спасителя и Божией Матери. Иконы были рассмотрены заслуженным ректором Академии по части исторической живописи В. К. Шебуевым и одобрены, Волошинову было выдано свидетельство с приложением печати Академии[9].

Большим везением для Евдокима Волошинова было назначение в 1862 г. в Институт благородных девиц учителем рисования[10]. Приблизительно в это же время он женился на купеческой дочери Татьяне Евстафьевне Медведкиной (1827 г. р.). У них было четверо детей: Мария (1864 г. р.); Пётр (1865 г. р.); Екатерина (1867 г. р.); Андрей (1870 г. р.)[11].

В октябре 1865 г. Е. И. Волошинов получил первый классный чин коллежского регистратора со старшинством с 1862 г.[12] В 1867 г. он получил чин губернского секретаря со старшинством с 1865 г. В ноябре 1869 г. Совет Института благородных девиц подал прошение Харьковскому губернатору с просьбой о пожаловании нескольким чиновникам института очередных чинов, в том числе и Волошинову. После рассмотрения прошения по указу 12 мая 1870 г. Волошинов получил чин коллежского секретаря со старшинством с 1 мая 1867 г.[13] При этом в печатной версии императорского указа, видно, что, помимо Института благородных девиц, Волошинов находится на службе в Харьковском ветеринарном училище. В 1873 г. Е. Волошинов ― титулярный советник с жалованием 750 руб. в год[14].  А к 1877 г. ему присвоили чин коллежского асессора, дающего право на личное дворянство. Однако Волошинов этим правом не воспользовался.

Первые годы Волошиновы жили в отцовском доме по ул. Садовой № 9, но к концу 1870-х деревянный дом пришел в ветхость, и они переехали на съемную квартиру по ул. Ново-Чернышевской в дом Пархоменко[15].

Волошинов преподавал уроки рисования не только в Институте благородных девиц, но и в других женских учебных заведениях, например, в 1877 г. в Мариинской женской гимназии[16]. Выйдя в отставку из Института, он преподавал рисование в частных женских гимназиях: К. Л. Филипс (ул. Клочковская) и женской гимназии Н. Я. Грегорцевич (ул. Вознесенская)[17].

Помимо рисования, как и многие художники того времени, Волошинов увлекся фотографией. Очевидно, часть своего наследства он вложил в фотографическое заведение, которое открыл в 1864 году в доме Деларю по ул. Сумской. Уже в 1869 г. это заведение продается: «По непредвиденным обстоятельствам дом, картины и фотография с мебелью»[18]. Повторное объявление выходило в августе того же года[19]. Фотографию приобрел некий Слатин, о чем поместил объявление в Харьковских губернских ведомостях следующего содержания: «Приобретя в собственность фотографическое заведение г. ВОЛОШИНА, на Сумской улице, д. Деларю, я пригласил к себе фотографа и ретушёра Плачковского, о чём и довожу до сведения публики. Фотография открыта с 15 числа сего месяца, приём работает от 10 утра до 4 по полудню»[20]. В дальнейшем это фотографическое заведение, очевидно в рекламных целях, называется как «Фотография художника Волошинова», хотя возможно, что он свою фотографию выкупил вновь: «Фотография художника ВОЛОШИНОВА на Сумской, д. Деларю, открыта и принимаются заказы. Нужен помощник, знающий хорошо фотографию»[21]. Не видя значительного интереса со стороны публики, Евдоким все же продает заведение в 1869 году.

В марте 1882 г. Волошинов представил в Императорскую академию художеств девять картин овощей с последующим отправлением их на Всероссийскую Московскую ярмарку. Вот перечень этих работ:

«1я Тыква на корню ……………………………….. 2500 руб.

2я Разные овощи  картина большого размера …… 2000 руб.

3я Одна половинка арбуза

4я Одна половинка арбуза

    Харьковской породы ……………………...… по 200 руб. каждая.

5я Пучок редиски ………………………………….. 250 руб.

6я Разные овощи  меньшого размера …………… 1400 руб.

7я Огурцы в кульке ………………………………... 900 руб.

8я Одна половинка арбуза Керченской породы … 400 руб.

9я Группа огурцов ………………………………… 350 руб.».

Картины Волошинова были представлены на выставке в Академии художеств на Светлой и Фоминой неделе 1882 г. Академия 2 мая того же года на академическом совете отметила его картины за хорошие познания в живописи малой поощрительной медалью. К неудовольствию автора, картины его на Московскую выставку отправлены не были, более того, вернулись к нему в Харьков только осенью 1882 г. после настойчивой его просьбы к знакомому Алексею Ивановичу Исееву. Волошинов в течение всей жизни нуждался в средствах ― отправляя работы на выставку в Москву, он предполагал получить несколько большую цену за них, нежели в Харькове, а получилось, что истратил только дополнительные деньги на доставку в Петербург и обратно, а также на страховку[22].

Супруга Волошинова была из богатой купеческой семьи, имела свои собственные средства и владела двумя земельными участками. В 1886 г. на одном из них по ул. Ветеринарной 21, она поставила деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте с мезонином под железной крышей[23]. В 1899 г. Т. Е. Волошинова строит дом по ул. Сумской, 96, и с этого времени семья проживает по этому адресу, дом же по Ветеринарной улице продается. Возможно, финансовые затруднения в семье Волошиновых вынуждают продать и это домовладение. В 1909 г. Волошиновы больше не являются домовладельцами г. Харькова. В настоящее время сохранился дом по ул. Свободы (бывшая Ветеринарная, потом Иванова), № 23, который строился Волошиновыми; последующие владельцы обложили его кирпичом, осуществили ряд перестроек.

Умер Волошинов 23 ноября 1913 г. О судьбе его детей с достоверностью можно говорить лишь об Андрее, который в 1903 г. проживал по ул. Мало-Гончаровской и служил без чина в контрольном управлении Курско-Харьковско-Севастопольской железной дороги. В 1906 г. он исполнял должность помощника контролера на ж. д. станции Александровск в чине коллежского регистратора. А в 1908 г. в чине губернского секретаря служил контролером на ж. д. станции Кременчуг[24].


[1] РГИА. – Ф. 789, оп. 1, ед. хр. 3301-б. – Л. 14.

[2] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 5–5 об.

[3] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Л. 3.

[4] Имеется в виду домовая Петропавловская церковь Академии художеств.

[5] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 4, 6.

[6] Сегодня это село находится в Близнюковском районе Харьковской области.

[7] Справочная книга Екатеринославской епархии. Екатеринослав. – 1908. – Сс. 776, 777.

[8] РГИА. – Ф. 789, опись 2, ед. хр. 60. – Лл. 32, 33.

[9] РГИА. – Ф. 789, опись 2, ед. хр. 60. – Л. 34.

[10] Памятная книжка Харьковской губернии на 1862 г.

[11] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр. 910. – Л. 90 об.

[12] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 7–7 об.;

[13] ГАХО. – Ф. 3, оп. 236, ед. хр. 11. – Лл. 39, 40, 69.

[14] Харьковский календарь на 1873 г.

[15] Сейчас это дом № 39-А по ул. Чернышевского.

[16] Харьковский календарь на 1877 г.

[17] Харьковский календарь на 1887 г.

[18] ХГВ, 17 июня 1869 г.

[19] ХГВ, 23 августа 1869 г.

[20] ХГВ, 15 февраля 1870 г.

[21] ХГВ, 11 августа 1870 г.

[22] РГИА. – Ф. 789, оп. 14, ед. хр. 12-«В». – Лл. 10–15.

[23] ГАХО. – Ф. 45, оп. 4, ед. хр. 4456. – Лл. 1–2.

[24] Харьковский календарь на 1908 г.