Холодногорский переулок № 6, дом крестьянина Борзого
© Андрей Парамонов (Харьков)
Немало знаменитостей проживали в Харькове не в роскошных особняках и благоустроенных доходных домах. Порой они снимали обычные крестьянские домики на окраинах Харькова, по большей части из-за дешевизны квартир.
Переулок Холодногорский, который носит сегодня название Селькоровский, вошел в черту города в 1840-е годы. Дворовыми местами здесь владели государственные крестьяне Харькова. Постройки типичны для большинства крестьян: деревянный дом, часто обложенный кирпичом, пару амбаров, конюшня, ледник, погреб, в большинстве случаев сад и огород.
Одно из таких домовладений принадлежало государственному крестьянину Ивану Трофимовичу Борзому (1799 г. р.), его предки ранее носили фамилию Борзиленко, а его дед, полный тезка, был сыном казака Ахтырского полка. После 1765 года они поселились на территории Захарьковской слободы, а в начале XIX перебрались на Холодную гору. Дом по Холодногорскому переулку, 6 построил Данила Иванович Борзый, а потом им владел его сын Андрей.
Казалось бы, вот и вся история, но в 1868 году дом у Данилы Борзого арендовал бывший крепостной крестьянин из Тамбовской губернии Михаил Тимофеевич Лаврентьев (1834 г. р.). Он переехал в Харьков со своей семьей и занимался организацией буфетов в садах развлечений для публики. В 1868 году он арендовал у владельца Основы Андрея Валериановича Квитки рощу, куда с 1870 года три дня в неделю отдельный ж. д. состав возил горожан для отдыха. Особые гуляния на Основе ежегодно проходили в местный храмовый праздник Иоанна Предтечи ― 24 июня. Здесь играл оркестр, устраивались танцы и, конечно, буфет. Буфет работал и в зимнее время, ежедневно здесь подавали блины, чай, кофе и вина.
Но известен Лаврентьев далеко не этим, а как один из первых воздухоплавателей Российской империи. Первый раз в Харькове он поднялся в воздух на собственном аэростате 28 апреля 1874 года, а 16 июня того же года ― уже на втором с собственным именем «Харьковъ».
На нём же Михаил Лаврентьев ещё дважды поднимался в Харькове, а потом ещё 6 раз в Одессе, Ростове-на-Дону, Таганроге и Москве, на максимальную высоту 2500 м. Это было не просто увлечение, а заработок на жизнь для всей семьи с пятью детьми.
В 1879 году Лаврентьев поднимался на своем воздушном шаре пять раз в разных городах, и один из полетов закончился катастрофой. Сам воздухоплаватель остался цел, а вот шар сгорел. Потеря аэростата не смутила воздухоплавателя, он собирал деньги на новый, который, как и предыдущие, делал собственными руками. Как раз в 1881 году инженер Главного штаба российской армии полковник Петр Александрович Клиндер, издатель журнала «Воздухоплаватель», пригласил Лаврентьева в Санкт-Петербург для серии испытательных полетов, что наверняка ускорило строительство нового аэростата. Чтобы заработать деньги на доставку воздухоплавательного аппарата в столицу, Лаврентьев испросил разрешение у харьковского губернатора на полет аэростата в Харькове из сада Тиволи на Пасху 1881 года. Финансово ему помогали артисты харьковских театров, земляки, неравнодушные горожане.
После полетов в Петербурге Михаил Тихонович Лаврентьев работал в курортных городах, а его семья некоторое время еще жила в Харькове. Умер воздухоплаватель в 1907 году.