1915 год. К освящению городского подворья Куряжского монастыря
Протоиерей Пётр Фомин.
29 мая состоялось открытие в города Харькове подворья Спасо-Преображенского Куряжского монастыря и освящение в нем великолепного Трехсвятительского храма.
Это событие большой важности в церковной истории города Харькова и в жизни харьковского населения по той исторической связи, какая всегда была крепка между городом Харьковом и Куряжской обителью.
Старинное наименование этого монастыря «Старо-Харьковский указывает на то, что он сначала был городским монастырем, созданным харьковцами для особливого удовлетворенья их религиозных нужд. Основан он был в 1073 году 28 апреля, вскоре после основания и города Харькова. Первые поселенцы Харькова задумали устроить возле города тихое убежище для молитвы и благодатная успокоены, где бы непрестанно во всей красоте подвижничества возносилась молитва за новый город и новонаселенный край Слободской Украины. Для этого было избрано урочище, что на речке Куряже, отличавшееся красотой местоположения.
Во главе благочестивого дела стал тогдашний полковник Харьковского Слободского полка, именитый стольник Григорий Ерофеевич Донец-Захаржевский. Его помощниками и участниками в монастырских расходах были «добрые и боголюбивые особы: судья Иван Лабченко, сотник Константин Парасочич, Степан Свищ, Логгин Люботинский, полковой судья Тимофей Лаврентьевич Клочко, Яков Исаевич Лысый, атаман Матвей Кременецкий, Войт Иван Осипович, Максим Цепковский, Григорий Цепковский, писарь Иван Местный, писарь Григорий Иванов и протопоп Захарий Филимонович». Но главным помощником и правой рукой Григория Ерофеевича в этом деле бы. один из набожных жителей г. Харькова, известный усердием к храмам и широкой благотворительностью «знатный Харьковский мещанин пан Логгин Федорович». В устройстве монастыря приняли потом горячее участие брат Григория Ерофеевича также полковник Авдий Ерофеевич, бригадир стольник Харьковский и Изюмский Фёдор Владимирович Шидловский, боярин Петр Матвеевич Апраксин п бригадир Фёдор Осипович Перекрестов. Таким образом в создании монастыря объединились все представители градского населения и, действительно, навсегда сделали его памятником своего истинно-народного, истинно русского благочестия. Как основатели, так и последующие ктиторы из лучших благочестивых людей Харькова со всем усердием постепенно благоустроили свой монастырь, обогащали его жертвами, земельными угодьями, снабжали богатыми и великолепными богослужебными принадлежностями. Почти до конца XVIII века обитель эта была неизменно любимейшим детищем харьковской набожности. Многие благочестивые харьковцы, начиная от знатных и кончая простыми обывателями, здесь находили для себя и место вечного упокоения...
Благодаря непрестанным заботам знатных своих ктиторов, куряжская обитель украсилась вместо первых деревянных построек величественными каменными храмами Спасо-Преображенским, Георгиевским, Петропавловским и Онуфриевским, высокой колокольней, каменными кельями, изящнейшей лестницей к пещерам, оградилась красивой стеной с архитектурными башнями, дорогими и красивыми надгробными памятниками... Нередко за это время настоятелями его становились иноки из благочестивой харьковской знати. Временем блестящего расцвета для обители было настоятельство постриженика этого монастыря, архимандрита Наркисса Квитки (с 1770 по 1788 год), бывшего в родстве с самой знатной дворянской фамилией края Квиток. Имея личное наследственное состояние, как сын Изюмского полковника Ивана Григорьевича Квитки, и имея обширные связи не только в Малороссии, но и в столице, он привлек к Куряжской обители большие средства: устроили на подобие лаврской колокольню, украсили все куряжские храмы и приобрели для них столько ценной утвари и облачений, сколько обитель не успела приобрести до него за все столетнее свое существование. Вся харьковская знать бывала у него на церковных торжествах: богослужения он обставлял с необыкновенной величественностью, красотой и пышностью...
Но вот обитель подверглась страшному несчастью. В 1788 году одновременно со множеством других монастырей она была закрыта, и архимандрит Наркисс Квитка имел несчастие видеть разрушение и полное расхищение всего великолепия благоустроенного им родного монастыря. Однако же Промысел Божий не оставили её. В закрытой обители осталась неприкосновенной святыня края – Озерянская чудотворная икона Богоматери. Она стала залогом её возрождения и обновления. И действительно, благочестивые харьковцы, всё время скорбевшие о запустении с великими жертвами созданной и украшенной ими обители, где были могилы дорогих им лиц, не могли оставить её в таком разрушении. И вот они вновь, как было при основании обители, объединились в стремлении добиться восстановления обители. Особенное участие в этом акте принял тогдашний Харьковский и Воронежский генерал-губернатор Андрей Яковлевич Леванидов. Благодаря ходатайству его с харьковцами Куряжский монастырь в 1796 году был восстановлен со званием заштатного общежительного монастыря под начальством «строителей». Как ни велико было разорение обители, однако настойчивость и заветная любовь харьковцев к ней и её святыне Озерянской превозмогли все, и обитель вновь стала благоустроиться, залечивая раны разрушения и укрепляясь все более духом иноческого жития... С благодарностью вечной памяти чтутся в обители имена её новых попечителей и благоукрасителей: Н. В. Будянского, тайного советника П. Ф. Сабурова и его супруги Анны Андреевны, преосвященного Иннокентия, исходатайствовавшего превращение обители во второклассный штатный монастырь, настоятелей архимандритов и в особенности настоятелей викариев преосвященных Гермогена, Вениамина, Геннадия, Петра, Владимира, Иоанна, Петра (Другова), Иннокентия, Стефана, Алексея, Евгения и Василия, много потрудившихся над приведением её в настояний вид вполне благоустроенного монастыря. Особенно значительные заботы о восстановлении и переустройстве обветшавших храмов и зданий приложил епископ Стефан, сумевший привлечь к этому делу именитое купечество Харькова во главе с благочестивым жертвователем А. Я. Жмудским и в особенности Н. Г. Безчетвертным. Этот последний за свои крупные жертвы и труды по возобновлении Петропавловского храма, получил звание почетного старосты обители, впервые после основателя монастыря «почетного ктитора» Донец-Захаржевского...
Наконец, останутся навсегда незабвенными и заботы нынешнего настоятеля преосвященного Феодора об обители, выразившиеся в прекрасном устроении её внутренней жизни и богослужебного чина и в особенности в расширении её влияния на население чрез устройство в городе подворья с великолепным храмом.
Харьковцы всегда видели особую благодать Божию под этим своим детищем в виде покрова чудотворного образа Озерянской Богоматери. Эта благодать возгревала в обители никогда не гаснущий дух подвижнического иночества. В эпоху её основания и процветания здесь даже были изрыты пещеры по образцу Киево-Печерской лавры, и в них схимники подвизались в незримых миру подвигах своего спасения.
В обители и доныне сохраняется и глубоко чтится память некоторых благочестивых её устроителей и подвижников, которые при жизни своей уже носили на себе печать особой благодати Божией. Таковым был в конце XVII в. строитель Георгиевского Петропавловского храма архимандрит Онуфрий, старец строгой иноческой жизни, пользовавшийся за свое благочестие глубоким уважением братии и народа. Куряжские предания называют его святым и прозорливым. Он окончил дни свои схимником в пещерах при Онуфриевской церкви. В 1847 году 9-го февраля скончался в обители известный своим благочестием и святостью жизни схииеромонах Тихон, отличавшийся, кроме чистоты душевной и молитвенности, необыкновенным милосердием к бедным, которым благотворил он и явно, и тайно. За полгода до кончины он вырыл себе могилу па северной стороне Преображенского храма, предсказав день своей смерти и сильные в это время морозы, которые вызовут ропот братии при копании для него могилы. В предсказанный день он приобщился Св. Тайн, облекся в схимнические одежды, возлег на уготованное место и тихо почил блаженной кончиной праведника на 60-м году своей жизни.
Куряжская обитель, родная для Харькова, всегда привлекающая к себе население для молитвы и отдохновения, в настоящее время еще более расширяется и еще теснее сближается с городским населением чрез устройство и открытие в городе монастырского подворья с храмом во имя святых трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Храм и подворье устроены на Заиковской улице, в том районе города Харькова, который доселе был значительно удален от приходских храмов и крайне нуждался в собственном храме. Мысль об его устройстве здесь явилась у населения десять лет назад под влиянием особенно усилившейся здесь сектантской и старообрядческой пропаганды. Во главе ревнителей этого дела стал харьковский 1-й гильдии купец Григорий Осипович Гольберг. По исполнении первых формальностей дела в 1906 году 30 января состоялось открытие комитета для постройки храма и весною этого же года и самая закладка храма. Вследствие бедности населения весь труд устройства храма принял исключительно на себя Г. О. Гольберг, пожертвовавший под храм обширное место и давший все средства на устройство его. В дальнейшем он строил храм при участии епархиального начальства по плану епархиального архитектора В. Н. Покровского. Храм напоминает своею архитектурой петроградский храм Киевского подворья. По своей конструкции он представляет здание с пятью куполами на четырех внутренних перекрещивающихся арках без центральных столбов. Наружный вид его имеет стиль московских храмов XVII в. с расширенным средним барабаном. Внутри он весь открыть, и в этом его особенность и прелесть. Весьма нарядный и изящный снаружи, он еще прекраснее внутри. По рекомендации епархиального архитектора для внутренней росписи храма быль приглашен петроградский художник-академик Я. А. Сокол. И нужно сказать, что выбор оказался чрезвычайно удачным. Г. Сокол украсил этот храм чудной стенной и иконостасной росписью. Художник хорошо изучил древнерусскую и византийскую иконопись и понял её основную идею. Он дал здесь не копии старинных росписей, а художественное воспроизведение их. Самое расположение росписей по стенам храма и икон в иконостасе правильно им продумано и согласовано.
Иконописные типы Господа Вседержителя в куполе, Спасителя и Небесной Евхаристии на алтарной стене, Эммануила на своде, Богоматери, Иоанна Крестителя под куполом поражают красотой, величественностью и изяществом. Орнаментация между росписями правильно-символична и понятна. Самые красочные тона росписей удивительно гармонизированы. Нижние сизо-голубые землистые краски постепенно переходить в розоватые тона зари, а затем в оранжевые и ярко солнечные тона неба, откуда гладит в купола прекрасный образ благословляющего Вседержителя: здесь земля воспаряет к небу, освящается и благословляется небом. По художественной росписи своей этот храм единственный и самый лучший в г. Харькове. Иконостас, сделанный по плану епархиального архитектора В. Н. Покровского в стиле ХVП в., – поражает своим изяществом, стильностью и роскошью работы.
В полной своей отделке храм обошелся около 200 тысяч рублей и является теперь великолепным церковно-архитектурным памятником и достойным украшением города.
В благоустроении этого храма принял горячее участие и Высокопреосвященный Архиепископ Антоний. С присущим ему опытом и с глубокими церковно-археологическими знаниями он давал многочисленные указания и советы строителю касательно всех подробностей внутреннего украшения храма. Он же возымел мысль придать этому прекрасному храму более широкое просветительное значение, чем какое имеет обыкновенный приходской храм. Целесообразнее всего оказалось устройство при нём монастырского подворья для Куряжского монастыря с тем, чтобы здесь было городское местопребывание викария-настоятеля Куряжского монастыря и правилась здесь постоянная монастырская служба, п чтобы здесь же приходским причтом исполнялись и все требы для окружного населения. В этом смысле и возбуждено им соответствующее ходатайство пред Св. Синодом... Строитель же храма в соответствии такому назначению храма сооружает при нем здания покоев преосвященного викария и келий для монашеской братии...
Мы знаем, с какой живой радостью относится к этому событию все население этой окраины Харькова, давно уже жаждущее услышать там у себя звон родного колокола и иметь постоянное назидание от благолепных служб Божих. С радостью относится к этому и весь Харьков, получающий в этом сооружении боголюбивого храмоздателя новый великолепный памятник, живой церковно-просветительный источник для горожан и залог нашей верности заветам набожных создателей Старо-Харьковской куряжской обители.