1867 год. Воскресная школа при Xарьковской духовной семинарии
Главным распорядитель школы преподаватель педагогических курсов Сергей Иринеевич Миропольский
Воскресная школа при харьковской семинарии открыта вместе с введением преподавания в ней педагогического курса (в начале прошлого учебного года), с целью практического в ней ознакомления воспитанников семинарии с учебно-воспитательными приемами и методами, параллельно теоретическому изучению их в студии.
Кроме воскресных дней, занятия в школе совершаются и по праздникам.
Число учащихся в школе, в течении года, было весьма неравномерно, что зависело от внешних причин. В первую треть, по учреждении школы, число учащихся восходило до 40 человек, затем через малый период уменьшения посещавших школу, школа снова начала возрастать и число учащихся к Пасхе восходило уже до 60 чел. Затем, с наступлением летнего периода, домашние работы и полевые занятия отвлекли многих детей от дела, и к вакации число посещавших школу было опять около 40 человек. После летних каникул до настоящего времени, число постоянно посещавших школу 45-50 человек (к 1-му ноября состояло 62 человек). Надо полагать, что с полным наступлением зимы, число посещающих школу увеличится, так-как дети в это время наиболее свободны от работ. Всех-же записавшихся в течении 1867 года было 125 человек.
На уменьшение числа учащихся после каникул, по справкам, влияло весьма то обстоятельство, что многие из учеников, научившись читать, писать и счислять, нашли себе занятия в типографиях, в певческих хорах, а некоторые, не приобретя и этих занятий, побуждаемые нуждою, поступили в городе в ученье к мастерам-сапожникам, картузникам, башмачникам и т. п. Наконец некоторые из родителей оставили детей своих дома, считая достаточным для детей своего сословия и то первоначальное образование, какое они получили в школе.
Кроме этих общих причин, влиявших на колебание числа посещавших школу, есть много частных, которые зависят от состояния, средств и домашних занятии учеников. Вот некоторые из них. Матери некоторых из учеников занимаются стиркой или шитьем белья и в дни свободные от работ — праздники и воскресные дни посылают детей разносить работу свою по городу. Некоторые из учеников заявляли, что их берут на базар, или за дровами и т. п. хозяйственными потребностями; один объяснил, что остается большую часть времени дома с маленькою сестрою, которую он должен няньчить и беречь, которая боится и кричит, если он даже сделает попытку уйти, был и такой случай, что мальчик (Гульвинский М.) жаловался, что его хозяин-сапожник совсем не пускает в школу; «ты бо не в матери, або в батька живешь, а у хазяина, я тебе наймаю, мини твоей роботы треба, а не ученья. . . . кажин день дрова вожу на Новоселовку»; наконец некоторые не посещают школы по недостатку платья или обуви, бедняжки являются, когда отцу свободно и он дома, в его платье. Не смотря на эту неблагоприятную для учебных задач постановку учащихся, несмотря на отдаленность школы от густо населенной части города, число учеников Фактически доказывает охоту к ученью в здешнем крае города. Школа пользуется доверием жителей: многие пз отцов являлись в школу и выражали свою признательность наставникам их детей. Кроме того, в школу приводят детей даже и из окрестных деревень, например есть ученик из Люботина, который помещается на квартире на Новоселовке — наставник его семинарист г. Любицкий, занимается с ним ежедневно.
Хотя школа при семинарии носит имя воскресной, и официальніе занятия постоянно идут по всем праздникам, но многие из наставников школы занимаются со своими учениками ежедневно, приглашая их для этого к себе в свободные от официальных учебных занятии часы, сообщая преподавателю педагогики успехи п затруднения своего делания, пользуясь советами его и учебными средствами школы. Особенной рекомендации в этом отношении, по усердию своему, заслуживают: гг. Новомирский, Вербицкий, Раздольский, Дахневский, Верецкий, Иваницкий, Лядский, Луценков, Никольский, Посажный, Грызодубов, Илларионов, Кошарновский, Любарский, Рудинский, Лащенков, Исиченков, Корнильев, Сербинов, Лавровский, Руднев, Хижняков, братья Владыковы, Гутников, Черниговский. Вообще воспитанники семинарии занимаются в школе охотно и с любовью.
По сословиям в школе преобладают дети крестьян, что объясняется близостью к семинарии Новоселовки, населенной преимущественно податным сословием; затем мастеровые и мещане, из купеческого сословия только трое, четверо малолетних детей наставников семинарии. В школе обучаются одни мальчики. Желающих из девочек охотниц учиться весьма много и, особенно прежде, не проходило без того и класса, чтобы не являлись просительницы о приеме девочек в школу, но на открытие женского отделения воскресной школы разрешения не было получено. По возрасту большинство учеников составляют дети от 8 до 14 лет, взрослых является не более 8-7 человек, все из мастеровых и преимущественно желающие учиться письму и счету. Вероисповедания все дети православного, за исключением одного — мальчик 8 лет Н. Маевский, поляк-католик, обучается чтению, ходит в семинарскую церковь, с ним занимается г. Никольский ежедневно.
В учебно-экономическом отношении в настоящее время школа обеспечена, на учебные пособия и благоустройство школы высшим правительством ассигновано 100 руб. серебром ежегодного вспомоществования; но в первый период своего существования школа была поставлена крайне незавидно, хотя была открыта, но средств к её существованию не было указано. На первых порах школа существовала посильным пособием ново поступившего преподавателя педагогики; затем, по ходатайству семинарского правления, с утверждения местного преосвященного, разрешено было взять заимообразно из пансионерских сумм семинарии для учебных пособий школы, из них же выдана была и преподавателю затраченная им сумма на школу, а между тем правление семинарии взошло с представлением к высшему начальству об указании средств для содержания школы, на которое и последовала означенная ассигновка ста рублей. Ныне школа не терпит недостатка в учебных пособиях. До последнего времени школа обходилась тем материалом, который был для неё заготовлен ранее. К новому 1868 г. приступлено будет к выписке необходимых книг и других пособий, какие необходимы и для учеников и для наставников, для чего заготовляется особый каталог, имеющий быть представленным на рассмотрение правления семмнарии и утверждение Епархиального Преосвященного. Сторонних пожертвовании в школу было не много.
- От г. Министра народи, просвещения прислано, при отношении, для раздачи лучшим ученикам школы, 60 экземпляров жития святых первоучителей славянских Кирилла и Мефодия, и в том-же числе, для той же цели иконы сих святыъ, которые и были розданы усерднейшим, выучившимся грамоте, в поощрение, в количестве 35 экземпляров, лично о. ректором семинарии, при чем заранее было обращено внимание на то, чтобы ученики предварительно ознакомились с жизнеописанием святителей, их свят, трудами, приснопамятным благодеянием для славянских народов и таким образом могли бы более ценить дар и уразумевать его цель. Пред раздачей святых икон, после литургии о. ректор вызвал одного ученика, который подробно и свободно изложил жизнь святителей. Такое внимание высшего начальства к школе благодетельно повлияло и на учеников, и на учителей, и даже на самые семейства произвело самое благоприятное впечатление.
- От достопочтенного Н. Н. Щербины поступило 3 экземпляра изданной и составленной им книги для народного чтения «Пчела», книга эта служит пособиями при занятиях в школе.
- От протоиерея Василия Федоровича Энеидова 17 экземпляров букваря, изданного священным синодом, присланного ему для безмездной раздачи прихожанам, книжки были розданы ученикам.
- От преподавателя педагогики мелкие и необходимые для письменных занятий принадлежности: перья, карандаши, ручки для перьев стальных, чернила; 4 экземпляра арифметики, 10 экземпляров азбук, издания Дерикера, с 20 парами передвижных алфавитов и несколько брошюр для первоначального чтения.
- Многие из наставников школы ученики семинарии покупали своим ученикам на свой счет учебные пособия, когда у школы еще не было средств на приобретение их.
По предметам обучения, воскресная школа примыкает к общим элементарным народным школам; преподавание их согласно с программою, присланною для руководства наставников педагогики от бывших духовных училищных управлений при Св. Синоде. Общее изложение хода преподавания было указано в отчете, напечатанном в местных Епархиальных Ведомостях1.
Что касается методики обучения, то подробное изложение ея слишком обемисто и относится к преподаванию педагогики. Конечно, занятия носят и им стараются сообщить рационально педагогический характер. Обучение чтению совершается по звуковой методе и методе письма-чтения, с помощию передвижных алфавитов, учебник, служит букварь, изд. Дерикером.
Арифметика преподается по рациональной методе Грубе (но изложению Паульсона и Золотова), а частью по руководствам, изданным для школ министерства народного просвещения, причем наставники стараются сообщить преподаванию характер наглядности.
В исторических рассказах, объяснении служб, молитв и катехизического учения наставники стараются приблизиться к возможной простоте изложения и удобопонятности для детского разумения.
Каждый класс заключается хоровым пением всем известных молитв и церковных песнопений.
Дисциплинарная часть и преподавание в школе. Школа разделена на два отделения: начинающих и грамотных. В обоих отделениях занятия начинаются Законом Божиим, куда входят рассказы из святой истории, изъяснение воскресных Евангелий, праздников и знакомство с храмом, его частями и службами.
Затем, в отделении начинающих преподается обучение чтению, письму, наглядное обучение, как самостоятельные упражнения мысли и слова, и предварительные упражнения по счислению. В отделении грамотных учатся письму, скорописи, читают под руководством наставников, объясняющих все непонятное детям, книги, передают прочитанное, учатся счислению, истории. В заключение класса идет общее хоровое пение, всех известных ежедневно употребляемых молитв и песнопении, что видимо нравится детям и составляет для них одну из привлекательных сторон школы. Краткость времени для занятий в школе не позволяет распределить голоса на группы, и пока дети поют, наставники помогают, выдерживая партии нижних голосов. Для школы важно пение, потому, что 1) оно значительно помогает усвоению молитвы; 2) приучает детей к богослужению церковному и дает пм возможность даже участвовать в нем; 3) приятно родителям и нравится детям; 4) наконец, пение справедливо причисляется к числу прекрасных воспитательных средств школы; образующих вкус, приучающих к благородному препровождению досуга.
Рациональная педагогическая методика прививается с большим успехом в школе; наставники занимаются с должным усердием и ревностью, лучшим доказательством чего может служить постоянное увеличение школы, ежедневные их занятия и посильные пособия школе. В дисциплинарном отношении, школа много парализуется отчасти колебанием числа посещающих школу, отчасти их неравномерным развитием и различием во времени поступления, а наконец, значительными промежутками времени между классами. При всех этих условиях, школа постепенно свыкается с школьными порядками; для наблюдения за учениками в церкви учреждены особые дежурные из наставников. При школе ведется постоянная, подробная запись всех поступающих и выбывающих, с обозначением их лет, сословия, домашних занятий, способностей, знаний, успехов, места жительства и имен наставников.