Старая каменная Николаевская церковь

© Андрей Парамонов, Александр Парийский, 2011 год.

Деревянный Николаевский храм у северо-восточного угла Харьковской крепости был выстроен вскоре после ее основания и впервые упоминается в документах в 1683 г.

По наименованию храма главная, вестовая, башня крепости называлась Никольской. Первая церковь сгорела в пожар 1733 г. и вскоре была заменена новой – по плану 1742 г. видно что это трехчастная постройка с восьмигранным нефом и пятистенными алтарем и бабинцем, несколько к северо-западу от нее стояла деревянная колокольня. На храм ориентировалась единственная улица – теперешняя Донец-Захаржевского, южный конец которой впоследствии был застроен.

Таким же, трехчастным, трехверхим был и каменный храм, вставший на месте деревянного в 1764-1770 гг. Соседний Покровский собор 1689 г. постройки стал для него не просто образцом – строители буквально повторили силуэт его венчания и вертикальные размеры без нижнего яруса-подклета. Но стоявший на самой высокой точке рельефа верхнего города приходский храм и без него соперничал по высоте с монастырским собором. Площадь здания, по сравнению с образцом была большей, как это можно видеть по сохранившимся фотоснимкам. Внутренние размеры нефа были примерно 11×11, глубина алтаря и бабинца по 6 м. при ширине около 7 м. Это отразилось и на внешнем силуэте – двухъярусные завершения верхов стояли более свободно, чем на образце. Высота первого яруса тоже была несколько больше – около 10 м.

Легко реконструируется и высота верхов до перестройки в начале XIX ст. – 37,5-38 м для центрального и 26,5-27 м для боковых.

Башенность храма по контрасту подчеркивали три низких притвора с юга, севера и запада. Кирпичный декор был практически идентичным с Покровским храмом, лишь два яруса окон центрального верха носят явный отпечаток барокко Елизаветинского времени, например наличники дома Григория Захарова в Великом Устюге. Их керамические медальоны – видимо краснофигурные – диаметром 60-70 см. были с тематическими и орнаментальными мотивами. На фотографии удалось рассмотреть фигуру Николая–Угодника с мечем, декоративную композицию в рифленом вазоне, четырехконечный декоративный крест – остальные сюжеты не читаемы.

В 1787 г. старую деревянную колокольню перевезли волами к западному торцу храма и облицевали кирпичом. По проекту архитектора П. А. Ярославского она получила классицистическое оформление – по бокам были пристроены четыре купольные беседки, а центральный объем также был увенчан невысоким куполом со шпилем. В нижнем ярусе колокольни располагались «коморы», где хранилось имущество нескольких приходских храмов. Основание, как в гостиных дворах, было окружено двухъярусной галереей с каменной рустованной аркадой в первом ярусе. Приземистая постройка благородных форм хорошо сочеталось с барочной архитектурой храма. В начале XIX ст. погреба под колокольней сдавались в наем харьковскому купечеству для продажи виноградных вин и других товаров[1]. Колокольня была снесена по ветхости в 1850-е годы, распоряжением Харьковского, Полтавского и Черниговского генерал-губернатора С. А. Кокошкина. Тогда она уже не использовалась по назначению, а вокруг нее обыватели устроили ежедневные базары, где продавались табак, трубки, тарань, гончарная посуда и др. мелочи, из-за чего площадь вокруг колокольни была чрезвычайно захламлена.  

На месте, где колокольня стояла ранее, П. А. Ярославский возвел массивную восьмигранную часовню, покрытую куполом с люкарнами и высоким шпилем. В 30-е годы XIX ст., когда гонтовую кровлю заменяли железной, были утрачены первоначальные завершения глав – новые безвкусные, дробные по силуэту придавали тяжесть массивным стенам.

В 1832 г. настоятель Николаевской церкви протоиерей Георгий Маевский и церковный староста Федор Субботин получили разрешение от Харьковской духовной консистории на устройство теплой церкви Во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, путем надстройки второго этажа над входом. В 1832-1834 гг. с запада по проекту профессора архитектуры Е. Васильева был пристроен массивный двухэтажный притвор, в котором были основаны, не один как предполагалось ранее престол, а добавлены еще два: теплый престол Святителя Митрофана Воронежского нового Чудотворца, и холодный престол Святого Пророка Ильи. Все работы обошлись прихожанам в 19600 руб. и окончены были в октябре 1834 г.[2] Чтобы освободить место, пришлось снести постройки Ярославского. Притвор плохо сочетался с барочной архитектурой храма.  

В 1885 г. Харьковская духовная Консистория предложила архитектору Б. С. Покровскому сделать перестройку Николаевской церкви, расширив храм, возвести новую колокольню и два придела к главному алтарю. Предложение поступило к Покровскому, так как он всего два года назад удачно расширил Вознесенскую церковь г. Харькова.[3]  Он надстроил изящную трехпролетную звонницу в Псковском стиле, но несмотря на это церковь казалась «старой, ветхой и плохой архитектуры». В 1894 г. ее, не смотря на протесты любителей старины, разобрали.

На этом месте в 1894-1896 гг. харьковский епархиальный архитектор В. Х. Немкин возвел величественный пятиглавый храм в русско-византийском стиле, к сожалению, также взорванный в 1930 г.


[1] ГАХО. – Ф. 3, оп. 42, ед. хр.169. – Лл.1-6.

[2] ГАХО. – Ф. 40, оп. 19, ед. хр.1022. Лл.1-29.

[3] ГАХО. – Ф. 4, оп. 94, ед. хр.8.