Завод Андрея Пильстрема на Конторской улице
© Андрей Парамонов (Харьков)
В истории промышленности Харькова, как правило ярко звучат заводы «Гельферих-Саде», Паровозостроительный, Мельгозе, Трепке, фон Дитмара, Бергенгейма, Шапара и даже Рыжова, а вот завод Пильстрема остается в тени. На самом деле чугунно-литейный завод шведского подданного Андрея Пильстрема производил уникальное для нашего города оборудование и все годы существования оставался одним из ведущих предприятий Харькова. Пильстремы оставили свой след и в архитектуре нашего города, построив несколько зданий, были благотворителями и в какой-то степени чудаками.
Андрей Андреевич Пильстрем родился в 1836 году в Швеции, откуда прибыл в Россию в 1859 году. Его деятельность в Харькове началась в 1863 году, но чем он занимался конкретно ― неизвестно. В 1870 году при содействии харьковского купца 2-й гильдии Никиты Акимовича Павлова он решает открыть в нашем городе чугунолитейный завод. Павлов, унаследовавший от матери мыловаренный завод на Конторской улице, 27 марта 1870 года подает прошение об устройстве вместо мыловарни чугунолитейного завода. Для этого он строит двухэтажный каменный дом (очевидно, с задействованием средств и помощи Андрея Пильстрема). К 1875 году завод перешел в собственность Пильстрема, ставшего к тому времени харьковским купцом 2-й гильдии.
К 1880 году Андрей Пильстрем, владея поначалу только № 77 по Конторской улице, выкупает земли соседей ― наследников купцов Богомоловых, по № 83 включительно. На этой земле он устраивает новый завод по производству кровельного материала (толя), смолы, и здесь же устраивает склад этих материалов и жилой дом для работников. Родной брат Андрея Пильстрема, техник по образованию Густав Андреевич Пильстрем, также шведский подданный, проживал в Харькове. А его супруга, Надежда Леонидовна Ольденборгер, владела одним из участков по Конторской улице, примыкавшего к заводу. Здесь же, по соседству на Конторской, проживали родственники супруги Густава Пильстрема ― жена провизора Генриетта Давидовна Ольденборгер и вдова майора Елизавета Давидовна Пальшау.
В начале XX столетия завод Андрея Пильстрема производил нефтяные двигатели к мельничным машинам, маслобойные машины, кирпичные машины, прессы и трансмиссии, подъемные механизмы, токарные станки, паровые машины и турбины, макаронные прессы, машины для канатной промышленности, насосы, металлические колоны, лестницы и стропила, и вообще мог отлить любое необходимое металлическое изделие. Деятельность завода была отмечена медалями на выставках в Харькове, Нижнем Новгороде и Москве. На заводе Пильстрема работало более 600 человек, из которых ― половина профессионалов высочайшего уровня, производящих высокотехнологическое оборудование.
Андрей Андреевич Пильстрем был членом Германского благотворительного общества, членом попечительского совета Вознесенской женской гимназии и городского ремесленного училища, почетным членом и почетным старостой губернского попечительства детских приютов. Но ещё более он знаменит своим участием в финансировании создания летательных снарядов, которые проектировал доктор Константин Яковлевич Данилевский. Один из летательных снарядов даже получил имя «Андрей Пильстрем» и, хотя они не попали на вооружение императорской армии, до сегодняшних дней фото этих воздушных аппаратов прочно вошли в историю Харькова.
Андрей Андреевич Пильстрем умер 11 сентября 1899 года в Ялте, а 18 сентября был похоронен на лютеранском кладбище Харькова. Согласно его завещанию рабочим завода было роздано около 30000 рублей. Завод унаследовала его супруга Александра Антоновна, а техническим директором стал сын Карл Андреевич Пильстрем. Директором распорядителем с 1899 по 1913 годы был брат – Густав Андреевич Пильстрем.
С 1913 года владельцем завода был Константин Георгиевич Шиманский, известный также открытием в Харькове движения пассажирских автобусов. В 1917 году здание заводоуправления использовался как штаб Красной гвардии Холодногорского района Харькова. А марте 1919 года завод национализировали, в советское время он назывался «Красный Октябрь», а сегодня это Харьковский машиностроительный завод «Плинфа».