Екатеринославская № 52, усадьба Файнберга
© Андрей Парамонов (Харьков)
Два столетия назад граница нынешней улицы Полтавский шлях (а тогда ― Екатеринославской) проходила по современной улице Малиновского. За ней ютились дома в три окошка харьковских цеховых, которые занимались выделкой кожи. К середине XIX ст. городская черта лишь ненамного продвинулась западнее, прежде всего за счет постройки по Екатеринославской улице каменного здания третьей полицейской части с пожарной каланчой.
А в 1826 году в Харькове была организована собственная жандармская команда. Штат ее был невелик: один обер-офицер и 26 нижних чинов. Здесь, на окраине, сразу за 3-й полицейской частью, у мещанина Ковалева был куплен казной деревянный дом на каменном полуэтаже, в котором располагались канцелярия и казармы жандармской команды. Столь отдаленное от центральной части города расположение было вызвано относительной дешевизной покупаемого домовладения, а также тем, что для жандармской команды требовались конюшни, своя временная арестантская камера, а также амбары, сараи, цейхгауз.
В казарме проживали нижние чины жандармской команды, не имеющие своих домов в Харькове, а у стен харьковского тюремного замка располагались их огороды. В 1830-40-е годы здесь были построены новые каменные здания казармы: домовладение состояло из двух дворовых мест (сегодня №№ 52 и 54), а само оно было сквозным между Екатеринославской и Благовещенской улицами. Фасады казармы выходили в сквер напротив 3-й полицейской и пожарной частей.
Долгое время одной из главных задач жандармской команды было сопровождение по Харьковской губернии особо опасных преступников, следуемых на каторгу, а также наблюдение за порядком на харьковских ярмарках, поскольку в городе не было в то время расквартировано казачьих частей.
Харьковская жандармская команда существенно изменилась во второй половине XIX ст.: создано Жандармское управление, штат его вырос в несколько раз, имеющихся помещений уже не хватало. После построения новых корпусов в 1877 году казна продала дворовое место по ул. Екатеринославской № 52, 54 молодому и напористому выходцу из еврейской купеческой семьи Юлию Михайловичу Файнбергу.
Первоначально в имеющемся доме проживал сам Файнберг, а бывшие казармы сдавались им внаем как меблированные комнаты. В 1880-е годы спрос на меблированные комнаты, особенно в районе железнодорожного вокзала, возрос настолько, что для этих целей Файнберг стал перестраивать бывший казарменный корпус, выходивший фасадом в сквер напротив полицейской части.
Проект составил архитектор Г. Я. Стрижевский, который в последующие годы также перестраивал дом, выходивший фасадом на Благовещенскую улицу. А в 1893 году по проекту архитектора М. И. Дашкевича началось строительство главного здания гостиничного типа, выходившего фасадом на ул. Екатеринославскую. Окончание строительства пришлось на 1898 год. Именно в это время все возрастающим бременем на всех владельцев меблированных комнат легли мелкие кражи, а также постоянные трения с полицией за содержание при меблированных комнатах публичных женщин.
Файнберг пострадал от этого гораздо больше других. Только за 1898 и 1899 годы ему пришлось отправлять своих служащих на более чем десяток затяжных судебных разбирательств, связанных с бракоразводными процессами застигнутых за прелюбодеянием супругов и краж. На страницах харьковских газет меблированные комнаты Файнберга выглядели сущей клоакой.
И тут Файнбергу подвернулся выгодный контракт на аренду помещений Управлению Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги. Управление заняло все меблированные комнаты и здание по Благовещенской, в доме же, что выходил фасадом на Екатеринославскую улицу, располагались ресторан с кафе-шантанным заведением. Ничего не изменилось для Файнберга и с покупкой К-Х-С железной дороги в казну, она по-прежнему продолжала арендовать здания Файнберга для размещения там чиновников управления.
После завершения строительства здания Управления южных железных дорог на Привокзальной площади здание Файнберга еще некоторое время использовалось железнодорожниками, а с 1915 года дома Файнберга арендовало военное ведомство, отвечающее за поставки грузов по железной дороге.
В советские времена в национализированном доме Файнберга стала действовать гостиница «Первомайская», переименованная в годы независимости в гостиничный комплекс «Славия».