№ 24 дом Константина Бич-Лубенского

© Андрей Парамонов (Харьков)

В 1897 году на тихой улице Епархиальной, тогда ещё окраине Харькова, купил дворовое место с ветхим деревянным домом губернский секретарь Константин Михайлович Бич-Лубенский. И в 1901 году выстроил каменный двухэтажный дом для своей семьи, в которой, помимо супруги Анны Даниловны, было шесть девочек (Елена, Екатерина, Мария, Валентина, Анна, Наталья) и сын Михаил. Сегодня это дом под № 24 по улице Алчевских.

Константин Бич-Лубенский ― весьма примечательная фигура для украинского Харькова. Он происходил из рода сотника Полтавского полка Григория Бича, сын которого, Иван, женился на дворянке из рода Лубенских и добавил её к своей фамилии. В Харькове в первой половине XIX ст. служил правнук Ивана – коллежский советник Григорий Михайлович Бич-Лубенский, а потом проживала семья его сына подпоручика Михаила с женой Марфой Георгиевной и детьми Константином, Иваном и Валентином[1].

Константин Михайлович Бич-Лубенский родился в 1860 году и окончил 2-ю харьковскую гимназию, служил в дворянской опеке с 1880 года. Тогда же он начал писать небольшие очерки в харьковские газеты о культурной жизни города, приезжих артистах, новых постановках, открытии театрального сезона, художниках и музыкантах.

В 1886 году он переехал в родовое имение Курулька, где рассчитывал с помощью профессора геологии Гурова найти на землях в урочище Гончарское и Парное залежи каменного угля. Здесь же, в Курульке, он пишет свои повести и рассказы на украинском языке: «Два попи», «Заговорило», «Таємна телеграмма», «Міць логики»; переводит на украинский язык новеллы Анатоля Франса. Из наиболее ярких текстов К. Бич-Лубенского известен поздний биографично-музыкальный очерк о Николае Витальевиче Лысенко, написанный после смерти композитора.

Знакомство с историком Дмитрием Яворницким, художником Сергеем Васильковским приводит к увлечению Константина Бич-Лубенского запорожской стариной, он с братом Иваном собирает коллекцию икон (более 4700 экземпляров) и запорожских крестов. А в 1912 г. вместе с художником Сергеем Васильковским, инженером Сергеем Тимошенко, дворянкой Надеждой Поповой и купцом Николаем Рыковым создает «Украинское им. Г. Квитки-Основьяненко литературно-художественное этнографическое общество», занимаясь, по сути, функциями «Просвіти» на территории Харьковской губернии.  Именно в доме Константина Бич-Лубенского и происходило наибольшее число заседаний общества, здесь бывали адвокат Николай Михновский, инженер Евгений Сердюк, артист Иван Бондаренко, Алчевские и многие другие знаковые для Харькова люди.

Дом, построенный К. Бич-Лубенским, был во всех отношениях современным, подключен к центральному водопроводу и канализации, телефонной и электрической сетям, во всех комнатах двадцати комнатах стояли электролампы. Внутри двора располагались служебные постройки: кухня, погреб, ледник, конюшня и каретный сарай. Сам владелец занимал с семьей второй этаж, а первый этаж и подвал сдавались внаем.

Судьба Константина Бич-Лубенского после 1917 года неизвестна. Его дом в 1920 году национализировали, а после Второй мировой войны надстроили два этажа, но всё же он уцелел, чего не скажешь о доме, который принадлежал его матери и располагался неподалеку по той же улице.


[1] ГАХО. Ф. 14, оп. 11, ед. хр. 2. – Лл. 277 об.-279.