Франковская № 14, завод Ивана Рыжова
Андрей Парамонов (Харьков)
Берега реки Харьков вот уже 20 лет мои любимые места для пеших прогулок, так что неудивительно, что я обращаю особое внимание на историю каждого здания, уцелевшего на набережных. Бывает так, что за серыми и скучными фасадами, что заброшены нынешними владельцами, может таиться увлекательная прошлая жизнь. В этом отношении наиболее привлекательна, конечно, будет история механического, чугунно- и меднолитейного завода купцов Рыжовых, уцелевшие здания которого еще стоят по улице Франковской, 14.
Харьковский купец 2-й гильдии Иван Борисович Рыжов поселился в Харькове в 1832 году. Он прибыл с супругой Настасьей Тимофеевной и детьми Павлом, Александром, Иваном, Анной и Антониной из Москвы, где также значился в купеческом сословии. В Харьков он приехал с намерением построить литейный завод, и для этих целей купил земли на Захарьковской слободе. Когда она в 1846 году вошла в состав города, здесь проложили Рыжовскую набережную (с 1894 года ― улица Франковская), Рыжовский переулок и Монастырскую улицу (сегодня ― ул. Спартака). Завод был долгое время крупнейшим в Харьковской губернии, перерабатывал ежегодно 30000 пудов чугуна и 9000 пудов железа. Здесь же построили и белильный завод.
После смерти родителя в 1869 году имущество разделили между собой потомственные почетные граждане Павел и Иван Рыжовы. Завод металлических и скобяных изделий перешел к будущему купцу 2-й гильдии Павлу Рыжову, а чугунно-меднолитейным и белильным заводамии стал владеть купец 1-й гильдии Иван Рыжов. Последнему же досталось и обширное дворовое место с левадами и садом. Всего Иван Иванович Рыжов получил по наследству имущества в 90 тысяч рублей серебром.
В то время завод производил аппараты для винокуренного производства, насосы для водокачек, паровые котлы и машины, мельничные поставы, зерносушилки и другие изделия. Иван Рыжов существенно расширил производство, за три года под его управлением было произведено разных товаров на сумму в 313 000 руб. серебром. Он же благоустроил отцовскую усадьбу. На месте обширного сада устроил регулярный парк с аллеями из редких пород деревьев, кустарников и цветников. Центральная аллея парка выходила к дворовому месту матушки, вдовы Настасьи Рыжовой по Старомосковской улице.
В начале 1880-х годов продукция завода Рыжовых уже не пользовалась популярностью, железная дорога стала доставлять самые современные товары промышленного производства из Европы и Америки, завод остановился, а его территорию купило основанное в 1886 году Харьковское велосипедное общество и открыло в нем циклодром. С 1887 года на циклодроме регулярно проводились велосипедные состязания, гонки, обучение езде на велосипедах, вечера, на которые приглашались дамы и дети.
В 1889 году на детские гуляния с музыкой, играми, катаниями на велосипедах и пони приходили более 1000 человек. Общество сделало вход бесплатным во все дни, кроме дат, когда проводились гонки. В Харьковское велосипедное общество в начале 1890-х годов входило 130 действительных членов, а сумма взносов достигла 6000 руб. в год. Это позволило благоустроить циклодром, заасфальтировать трек и приобрести велосипеды для проката.
В 1896 году на циклодроме харьковские велосипедисты устроили гонки с труппой ковбоев из Техаса под управлением Вильяма Каспара, победив со счетом 2:1. Для участия в гонках на харьковский циклодром приезжали лучшие гонщики империи: Уточкин, Потуржанский, Вашкевич, Докучаев...
Вот такое замечательное историческое место скрыто за унылыми стенами старых зданий!