Дом купца Рубинштейна по Мещанской улице
© Андрей Парамонов (Харьков)
В начале Немецкой улицы (нынешней Пушкинской) с начала XIX столетия была известная всему Харькову городская усадьба дворян Зарудных. В те времена усадебный дом и парк были видны издалека и остались не только в памяти мемуаристов, но и в рисунках и гравюрах художников. Время шло и обширная усадьба в центре города выходящая не сколько на Немецкую, сколько на Мещанскую улицу и Скрыпницкий переулок старела и теряла свою привлекательность. Вот и продал дворянин Алексей Дмитриевич Зарудный усадьбу губернскому землемеру Иосифу Ивановичу Карповичу, тем более деньги ему требовались для совершенно иных проектов. Землемер Карпович и сам был далек от этой усадьбы, получив в 1858 году назначение Ярославским губернским землемером, она приносила ему одни убытки. Между тем губернские и городские власти требовали погасить задолженности по имению.
На счастье Карповича в 1860-м году в Харькове стал активнее торговать потомственный почетный гражданин и Полтавский купец 1-й гильдии Рувен Осипович Рубинштейн. Карпович сдает в аренду свою усадьбу Рубинштейну, а к 1870-му году и вовсе продает.
До 1866 году в Харькове действовал один молитвенный располагавшийся на Мещанской улице. Был он и тесный и неудобный, но отставным солдатам и ремесленникам иудейской веры он нравился. Ворвавшиеся словно ветер в мир харьковских евреев братья Рубинштейны, быстро поняли, что в существующей общине их деньги и власть ничего не значат. Попытки повлиять на развитие общины и возглавить её на основе старой молельни потерпели полный крах.
Собрав вокруг себя студентов Императорского Харьковского университета, купцов и мастеров на своём водочном заводе Рубинштейны подают 15 марта 1866 года прошение об открытии новой синагоги в пустующем доме Карповича. Собрав из 80 семей города самых активных евреев, Рубинштейны привлекли на свою сторону студентов, хотя они и не имели права голоса в таких вопросах, в свою очередь запретили голосовать бессрочно-отпущенным солдатам (снова вопреки законам) на экстренном собрании избрали новый совет общины. В том же 1866 году новая синагога стала действовать.
Попытки изменить ситуацию со стороны евреев-старожилов окончились ничем, хотя они и пытались писать прошения. Все задействовании в смене лидеров еврейской общины получили от Рубинштейнов щедрое вознаграждение, так водочный мастер мещанин города Красилова Давид Шкафф стал доверенным лицом Рубинштейнов и перешел в купеческое сословие. Студенты Моисей Розенталь и Павел Коган были приняты на службу и занимали весомые должности «при дворе» Рубинштейнов.
Решив вопрос с общиной, Рубинштейны выкупают усадьбу Карповича и делят его на две части. Одна часть отходит для синагоги, а на второй они строят каменные жилые и служебные постройки, особенно важны были им погреба для хранения спиртных напитков. Первым был построен двухэтажный каменный дом, первый этаж которого служил складским помещением, а на втором этаже было 12 комнат. И фасад и планировка были жуткие, но поскольку это здание выходило на красную линию только торцевой стеной, разрешение было получено.
Не менее жутким был и второй флигель, выходящий торцевым фасадом на Скрыпницкий переулок, который служил кухней и бараком для работников. Между тем «империя» Рубинштейнов растет, мастеровые и служащие, прислуга, всем нужно было где то жить. Так между двумя флигелями в 1872 году возводится каменный двухэтажный дом, теперь уже с претензией на некое подобие архитектуры. Проект составлял некий коллежские секретарь. На каждом этаже здания было по 12 комнат разного размера, а их расположение дает представление о том, что это были четыре квартиры, очевидно из среды управляющих предприятиями Рубинштейнов. В последующие годы над центральной частью этого дома надстроили мезонин с еще одной квартирой.
Примечательно, что вся эта дикая застройка в центре города существует и по сей день и представляет безумный интерес, ведь до Рубинштейнов такого совмещения амбара и жилых квартир здесь просто не видели. Конечно сегодня эти колоритные строения заперты со всех сторон строящимся торговым центром, хоральной синагогой и пятиэтажной «сталинкой», но это наверное и к лучшему – больше простоят глуши посреди самого центра города.