№ 19 доходный дом Покровского
© Андрей Парамонов (Харьков)
Борис Семёнович Покровский относится к тем архитекторам Харькова, имя которых редко упоминается в краеведческой и научной литературе, и вряд ли его имя будет увековечено мемориальной доской или переулочком. Александр Подъяков, Григорий Стрижевский, Александр Раков, Борис Иогансон, Захар Колодяжный, Александр Ткаченко, Андреа-Мориц Томсон – на долю этих архитекторов и инженеров выпали самые трудные времена, когда в Харькове началось активное строительство. При этом тем, кто находился на должности городового архитектора, приходилось проектировать не столько известные и весомые объекты в Харькове, а даже самые маленькие мещанские и крестьянские домишки. Большинство же весомых и значительных государственных зданий, частных усадеб и особняков которые они проектировали, были перестроены на рубеже XIX и XX столетий, или уничтожены в годы Второй мировой войны. Именно поэтому имена этих архитекторов не так часто приходится слышать даже из уст тех, кто ценит харьковскую старину.
Борис Семеновича Покровский (1836-1903) будучи по происхождению из потомственных дворян, окончил в 1857 году Петербургский институт гражданских инженеров. В том же году он приступил к службе помощником харьковского городового архитектора, потом был городовым и губернским архитектором, а в конце 1871 года выходит в отставку в чине надворного советника.
Покинуть казенную службу Покровский решил по причине большого количества частных заказов. Каменными домами обзаводились чиновники и преподаватели учебных заведений, местное купечество и мещанство, город наполняли иностранные подданные с торговыми и промышленными интересами. Приезжие покупали дворовые места со старыми домами и перестраивали их, или строили новые, Харьков расширялся во все стороны, постепенно начала застраиваться самая удобная – нагорная часть Харькова. И опытный архитектор пришелся для частных заказов очень кстати.
На сегодняшний день известно уже более 60 каменных домов в городе Харькове, построенных по проектам Бориса Покровского. Он перестроил здание Духовного училища, спас Вознесенскую церковь, которую «спроектировал» по типовому проекту землемер Карпович, построил караимскую кенассу, Александро-Невскую часовню и торговые ряды на Сергиевской площади. Но наибольшее число проектов Бориса Покровского связано с частными жилыми домами. Из наиболее известных сегодня: дома купцов Контрольского и Буткова, дворян Колокольцовых на Екатеринославской, купчихи Лысиковой, дворян Бразолей на Сумской, дом дворян Назаровых на Рождественской улице, флигель Юлиана Борткевича по Вознесенской улице, особняк купца Григория Енуровского по Садово-Куликовской улице.
Сам архитектор проживал с супругой Софией Петровной и детьми в своей усадьбе по Гимназической набережной № 6. По случаю в 1885 году ему достается покупкой дворовое место мещанки Марии Ивановны Голубовой на Вознесенской площади (Фейербаха) № 19. В 1887 году он строит каменный двухэтажный доходный дом на подвальном этаже, конечно по своему собственному проекту. К тому времени ему уже трудно было конкурировать с молодыми архитекторами Харькова, вот и решил он для себя воспользоваться новым источником доходов.
Вознесенская площадь относилась к элитной части города, можно даже охарактеризовать его расхожей фразой «тихий центр». Рядом усадьбы известных горожан, губернаторский дом, почтово-телеграфная контора, 1-я полицейская и пожарная часть, что было весомым плюсом в части безопасности.
В доме Покровского было четыре квартиры, по две на каждом этаже, стоимость аренды была немалой, не менее 3000 рублей каждая в год. И хотя позволить себе такое жилье могли весьма обеспеченные люди, или крупные чиновники, проблем с ними также было значительно больше. Почти десять лет выдержал Борис Семенович издержки доходного бизнеса и в конце XIX столетия продал его жене инженера путей сообщения Жозефине Францевне Маевской. Она надстроила ему еще один этаж и владела им до национализации большевиками в 1920 году.
Сегодня бывший дом Бориса Покровского выглядит не очень! Фасад его давно не ремонтировали, подвальный этаж «украшен» разного рода навесами и входами, нелепый «современный» офис на первом этаже левого крыла изуродовал весь облик старого дома.