Лошади и Харьков
А. Парамонов ©
Лошади и Харьков
В год «Лошади» один милый старичок уговорил меня издать книгу о лошадях, под девизом: «Они должны жить!», имея в виду дикую лошадь Пржевальского. Конечно, это очень любопытная история, хотя сам Николай Михайлович Пржевальский видел эту лошадь только издалека, а вот Григорий Ефимович Грум-Гржимайло охотился на эту лошадь, и ему первому удалось подстрелить это животное, чтобы описать и ознакомиться с ним. Потом была экспедиция владельца Аскании Новы Владимира Эдуардовича фон Фальц-Фейна по поимке лошадей Пржевальского в Джунгарии. Пойманные лошади доставлялись и через Харьков. Именно от них произошли все имеющиеся сегодня 2000 голов этих лошадей по зоопаркам и заповедникам всего Мира. Прочитав о том, что все лошади Пржевальского проживают в неволе, старичок так расстроился, что решил бороться за права этого вида, чтобы ученые выпустили хотя бы часть из них в дикую природу.
Долго не соглашаясь, в душе я понимал, что мне хочется написать об этом и ещё о многом другом, что связывает мой любимый Харьков, с самым благородным животным на планете Земля. Тем более, что Харьков до начала эпохи автомобилей, без лошади просто не мог существовать. Начнем с того, что Харьковский казачий полк, как и другие слободские полки, был первым полком регулярной русской конницы. Представители бывшей казацкой старшины считали, что иметь конный завод весьма прибыльное предприятие. Со временем даже государственные крестьяне втянулись в воспроизведение лучших пород рабочих лошадей, обходя в этой отрасли даже крупные помещичьи конные заводы. Особенной популярностью для разведения пользовалась арденская порода рабочей лошади, которую привезли из Европы дворяне Полежаевы в свое имение Богуславское Изюмского уезда. Под Харьковом эту породу распространяли дворяне фон-дер-Лауниц.
Количество конных заводов было настолько внушительным, а авторитет в деле выращивания лошадей был настолько высок, что именно в Харьковской губернии был основан Коннозаводской Беловодский округ на территории Старобельского уезда. В 2007 г. я побывал на одном из заводов, который был построен в 1825 г. и в нем выращивались прекрасные по своей мощи Владимирские тяжеловозы.
Ежегодно в Харькове продавалось огромное количество лошадей. Наибольшая часть продавалась для армейской кавалерии. Поставка лошадей в гвардейскую кавалерию осуществлялась только через ремонтиров, которые, как правило, были офицерами в отставке, они сами выращивали, покупали у других владельцев лошадей подходящей стати и масти, выезжали перед отправкой в гвардейские полки. Таким ремонтиром был отец будущего нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова, сам он жил в обычном деревянном доме, а для лошадей имел прекрасные конюшни и крытый манеж. Выйдя в отставку из гвардии полковником, он на должности ремонтира получил звание генерал-майора.
Когда в середине XIX ст. Харькову не хватало средств для благоустройства, генерал-губернатор Сергей Александрович Кокошкин изучил состояние городских дел, указал на то факт, что дума не взимает налог 5 коп. серебром с проданной лошади в Харькове. Ежегодная сумма оказалась весьма значительной – более 22 000 руб. в год. Именно этот налог позволил городу начать замощение камнем центральных улиц. Недаром для Харькова и губернии 5 июля 1878 года был учрежден герб с лошадиной головой в щите.
Скачки и бега в Харькове были долгое время чуть ли не единственным спортивным состязанием, на которое массово приходила харьковская публика. Бывало так, что только призовой фонд составлял в день по несколько тысяч рублей серебром. Харьковское скаковое общество не только устраивало состязания, но и пыталось разводить племенных лошадей. Подумать страшно – оно купило самую дорогую лошадь в Мире – английского скакуна «Гальтимора» за 600 000 рублей. И эта безумно дорогая лошадь проживала у нас в Харькове. Но и без Гальтимора у нас было много прекрасных лошадей, самый известный харьковский фотограф Альфред Федецкий согласился снимать лошадей и их потомство в манеже харьковского скакового общества. Ежегодно проходили выставки лошадей в Харькове и уездных городах, по 30-50 призов от 25 до 150 рублей могли получить хозяева за своих породистых питомцев.
На особенном месте, конечно, были цирковые представления, которые в XIX ст. не могли обойтись без лошадей. Бывало на представлениях в цирке Сура выходило на манеж до 50 лошадей. Цирковыми звездами были наездницы, в те времена по популярности с ними не мог сравниться ни какой другой цирковой артист. Публика обсуждала и сравнивала наездниц и лошадей в цирках ежедневно, газеты писали бесконечное число заметок о грациозности девушек и их питомцев. Владельцы цирков: Годфруа, Сур, Никитин, Чинизелли – брали в жены наездниц.
А ещё была конка и «ваньки», которые ежедневно перевозили тысячи харьковчан. В 1910 г. Харьковская городская дума приняла закон, по которому запрещалось стегать кнутом лошадей. Харьковчане были настолько в этом вопросе щепетильны, что однажды застав ранним утром работников «конки» за истязанием кнутом уставших лошадей, везущих специальную платформу с баками для полива улиц водой. Бдительные граждане пригласили городового и с его помощью заставили пригнать из конюшни бельгийского общества, свежую тройку лошадей. Таковы они харьковчане прошлого, за что их и люблю!