Автомобиль Еременко
Мы привыкли сегодня, что самые первые новинки научно-технического прогресса приобретают олигархи и миллионеры. По этой логике в имперском Харькове первые автомобили должны были приобрести люди уровня сахарозаводчиков Харитоненко и барона Кёнига, или промышленников Трепке, фон Дитмар, Пономарев, Рыжов и др. Однако в прошлом практически все новинки научно-технического прогресса появлялись в городе благодаря людям увлеченным. Первый фотоаппарат привез часовщик Василий Зайцев, на воздушном шаре летал буфетчик Пётр Лаврентьев, самолет строил техник Степан Гризодубов. Появление одного из первых автомобилей в Харькове связано с именем харьковского мещанина Иллариона Еременко.
В начале XX ст. в Харькове умирает один из самых обеспеченных представителей среднего класса горожан, мещанин Михаил Харитонович Еременко. У него было домовладение на одной из самых престижных улиц Харькова – Конторской № 45. Все имущество, движимое и недвижимое было разделено между женой, сыном и двумя дочерями. Сын Илларион получив свою долю наследства (несколько десятков тысяч рублей серебром) отправился в путешествие заграницу. Очевидно, это случилось в 1903–1904 году. Путешествуя по Франции, Бельгии и Германии, Илларион Еременко увлекся автомобилями. В Бельгии он прошел курс обучения вождения автомобилей, а в Германию он уже ехал с целью приобрести себе собственный автомобиль. В городе Кельне Еременко познакомился с автомобилями марки «Priamus», которые с 1900 г. начала производить фабрика Priam Automotive GmbH. Это были весьма оригинальные автомобили с четырех цилиндровым двигателем мощность 10-12 лошадиных сил.
Пробыв в Кельне при фабрике несколько дней, Еременко изучал особенности автомобиля, неоднократно ездил на четырех выпускавшихся тогда моделях автомобилях «Priamus». Автомобиль Еременко очень понравился, он оплатил стоимость автомобиля на фабрике в Кельне и поручил доставить его в Харьков. Сам же отбыл на родину устраивать гараж для своего любимца. Автомобиль прибыл в Харьков по железной дороге в разобранном состоянии осенью 1904 года вместе с механиками из Кельна, которые собрали автомобиль во вновь построенном гараже и испытали его за пределами городской черты. Тем не менее в Харькове начальство потребовало от Еременко объяснений и прошения на разрешения использовать автомобиль в городе. В это время все для автомобилей только начиналось, еще не было номерных знаков, правил езды в городе, запчастей и нужного топлива. Так, что описать с чем столкнулся наш первый автолюбитель не представляется возможным.
Судьба первого «Priamus» не известна, долго ли он ездил и как. Очевидно лишь одно, что автомобиль этой марки Иллариону Михайловичу очень понравился. В 1912 году он как постоянный клиент кельнских производителей автомобилей приобретает совершенно новый, шикарный автомобиль этой же марки с четырех цилиндровым двигателем объемом 2262 куб. см и мощностью в 40 лошадиных сил, длиной 2,85 м. Белоснежная машина в Европе произвела фурор. Она была одной из самых современных и шикарных в то время.
Новый автомобиль Еременко собрал зимой 1913 года и весной уже ездил по Харькову, привлекая внимание и публики и автолюбителей. В этом же году он решает поступить на службу в сыскную полицию Харькова со своим автомобилем. Однако на службу его не принимают, и он уговорил начальника сыскного отделения Сычева, что будет возить чинов полиции на выезды как временный агент, с выделением ему средств для покупки топлива. К сожалению, эта затея закончилась ничем, полиция не компенсировала ему потраченные на топливо деньги, в добавок ко всему начальник сыскного отделения стал использовать его автомобиль в личных целях. Разразился небольшой скандал, подхваченный скандальной газетой «Утро».
Однако в новом «Priamus» Еременко быстро разочаровался, продавал он его в Полтаве, а за вырученные деньги приобрел новый семиместный «Бенц» с четырехцилиндровым двигателем мощностью в 65 лошадиных сил темно-зеленого цвета. В 1914 году этот автомобиль был выкуплен правительством Российской империи для нужд армии.
О судьбе самого Михаила Илларионовича Еременко, я узнал из газеты «Южный край», он умер 27 сентября 1918 года после тяжелой и мучительной болезни, отпевался в Христорождественской церкви и был похоронен в родовом склепе на Иоанно-Усекновенском кладбище г. Харькова. О его наследниках ничего неизвестно, но в некрологе значились мать, сестра и жена.