Костотрясы в Харькове
А. Парамонов ©
«Костотрясы» – велосипеды в Харькове
Кого сегодня удивишь велосипедом? Никого! Разве только некоей особенной моделью, да и то не всех. Сегодня, когда велосипед стал вновь популярным средством передвижения, интересно узнать, а каким образом и когда велосипед попал в Харьков.
Вне всякого сомнения – первый велосипед привезли в Харьков цирковые артисты. Это произошло в 1878 году в цирке Чинизелли, который располагался на Михайловской площади (Руднева). После появления человека на велосипеде с огромным передним колесом прошло несколько лет и чтобы удивить публику цирковым артистам потребовалось уже ездить на одном колесе (моноцикле), что и проделывал с успехом Александро Скури в цирке Сура. А для привлечения богатой публики в цирке, он проводил дополнительные выступления в Коммерческом клубе, где цена представления достигала 50 руб.
Трудно себе представить человека того времени, который бы без специальной подготовки сел на «костотряс», как тогда именовали велосипед в Европе, и сразу поехал. Недаром первыми велосипедистами были офицеры расквартированных в Харькове полков. Оно и понятно, дороги были не приспособлены для езды на «костотрясах». В 1887 г. была даже устроена специальная велосипедо-карусель на рельсах, для обучения людей езде на велосипеде. Но первый велосипед на улице Харькова появился в 1886 году, публика отметила это событие негодованием, т.к. это появление было связано с наездом на ребенка. По стечению обстоятельств этот год стал и годом основания Харьковского велосипедного общества. Для своих нужд общество в 1887 г. выкупило у наследников Ивана Рыжова старый заброшенный завод и открыло в нем циклодром. С того времени на циклодроме проводились регулярно обучение езде на велосипедах, проводились вечера, на которые стали приходить и дамы.
До появления на свет первых двухколесных велосипедов (бициклов) с одинаковыми колесами дальние поездки были просто невозможны. Одним из первых владельцев бицикла в Харькове был Лев Чарторыжский, который выехал утром 6 июля 1888 г. в Киев по маршруту: Харьков-Полтава-Кременчуг-Золотоноша-Переяслав-Бровары-Киев, проделав путь длиной в 500 вёрст и вечером 8 июля был встречен публикой в Киеве. В комментариях прессы отмечалось, что велосипедист сильно устал и загорел. С этого времени начались регулярные велосипедные гонки Харьковского велосипедного общества. Они проходили на циклодроме, и по маршрутам вокруг Харькова. А в 1896 году в честь 10-летия общества такие гонки прошли из Белгорода в Харьков с расстоянием 72 версты.
Популярность «костотрясов» возросла после появления велосипеда с надувными колесными шинами. В 1889 г. торговый дом Ж. Блок в Санкт-Петербурге и Москве предлагал общедоступный велосипед «Свифт» № 2 производства Англии за 150 рублей. Кроме «Свифта» предлагались и другие, более престижные модели, якобы разработанные специально для русских дорог: «Виннет», «Русский клуб», «Молния» (он же New Rapid) и «Империал». В том же 1889 г. на велосипеде «Молния» один из офицеров на Николаевской площади Харькова показывал чудеса управления велосипедом, вызвав восторги харьковских барышень. Чего не скажешь о полиции, которая была недовольная поступком неизвестного офицера. Ещё бы, ведь на этих «костотрясах» ещё не было тормозов! Они появились только на американских моделях 1892 года – рукоятка тормоза располагалась посередине руля и тормозила только переднее колесо. Их впервые стали продавать в Харькове в том же году на складе фирмы «Теодор и Кº», предлагая три модели: дорожный, женский и спортивный. А уже в 1894 г. они будут впервые выставлены в магазине «Чикаго» на Московской ул. № 5. На Пасху 1893 г. в продаже появляются детские трехколесные велосипеды. Их продавали в самом известном на Юге Российской империи магазине игрушек Ефимова, который размещался в доме Питры на Горяиновском переулке (ул. Квитки-Основьяненко).
В Харьковское велосипедное общество в начале 1890-х годов входило до 130 действительных членов, и могло оперировать приличной суммой денег – более 6000 руб. в год. Выносливость и подготовка харьковских велосипедистов была необыкновенной, о чём красноречиво говорит такой факт. В 1890-е годы по Российской империи стала путешествовать и давать представления труппа техасских ковбоев под управлением Вильяма Каспара. Харьковские велосипедисты предложили ковбоям померяться силами: ковбой на лошади против велосипеда! До этого на таких же состязаниях в Одессе был «побит» известный велосипедист, будущий авиатор – Уточкин, а в Киеве не менее известный велосипедист Потуржанский. В первый день представления Джеку Блисделу противостоял велосипедист-любитель Константин Шмидт – харьковчанин победил своего соперника, который к тому же использовал не одну лошадь, а после 3 кругов на циклодроме пересаживался на свежую лошадь (а всего свежих лошадей было 8). На следующий день соревнований Д. Блисдел победил другого харьковчанина – Соколова. В третий день состязаний от Харькова участвовал член Варшавского общества циклистов – С. Цешковский, который победил Д. Блисдела.
Вообще история «костотряса» или «цикла» в Харькове потрясающе интересна – сотни имен, победителей состязаний, просто поклонников этого вида спорта. Ведь пройдет несколько лет, и в Харькове уже будет почти 2000 велосипедов, полиция введет для них номера, обяжет следовать правилам движения, будет преследовать за неаккуратную и опасную езду. А доведенные практически до совершенства «костотрясы» именоваться уже будут только велосипедом.