Гребля Квиток
Харьков – Основа: гребли Квиток
Харьков был и навсегда останется в магии дворянского рода Квиток, в первую очередь конечно благодаря писателю Григорию Фёдоровичу Квитки-Основьяненко. О других представителях рода могут рассказать далеко не каждый историк окончивший истфак в Харькове, не говоря уже об обывателях. Несмотря на тот факт, что к сегодняшнему дню вышел ряд достаточно любопытных публикаций и книг, например в прошлом году книга Романа Соймы об Андрее Валерьяновиче Квитке[i]. Правда стоит отметить, что кроме харьковского историка Владимира Маслийчука никто не смотрел на представителей рода Квиток объективно. В этой публикации я хотел бы остановиться на отношениях между Квитками и Харьковом в связи с их хозяйственной деятельностью на реках Лопани и Харьков, тем более, что одна из них воспета в картине Васильковского.
Как известно село Основа перешла во владение полковника Харьковского полка Григория Семеновича Квитки. Принадлежащая Квиткам в Основе земля позволяла им заниматься хозяйственной деятельностью в Харькове, на всем протяжении р. Харьков и диктовать некоторые условия владельцам мельничных плотин по этой речке, т.к. они могли препятствовать проезду к ним. Первыми продали 25 июня 1715 г. водяную мельницу за 400 руб. ротмистр Андрей Николаевич Дунин и его супруга Анна Яковлевна[ii]. По этой же купчей Дунин продал мельничную хату, а также пруд с рыбными ловлями и пруд на Нетече. Во второй половине XVIII ст. Квитки мельницу перестроили, в одном из мельничных амбаров устроили просяные толчеи. На 1732 г. известен работник на этой мельнице – Данила Остафьевич Мельниченко (1702 г. р.).
Мельница эта в 1770 г. перешла по наследству во владение коллежской советницы Барабашовой, от неё в 1806 г. по завещанию и купчей крепости 1809 г. к жене ротмистра Григоросуловой. А в 1822 г. их вернул во владение Квиток покупкой коллежский советник Андрей Фёдорович Квитка, истратив на это 15 000 руб. ассигнациями. Правда приносила она не только доходы от помола муки, выделывании круп, но и ежегодные проблемы от ссоры с окрестными жителями. При мельнице как известно должна быть плотина, для создания необходимого уровня воды, она же служила и мостом для переезда через р. Харьков, но во время весеннего половодья, а также летних ливневых и осенних дождей окрестные территории постоянно подтапливались. В 1830-е годы к жалобам местных жителей добавились и разбирательства с городскими и губернскими властями.
В ноябре 1840 г. вопрос о плотине и мельнице дошел до Министерства внутренних дел, откуда потребовали предоставить сведения на чьей земле располагалась плотина и мельница. Известное дело, что земля принадлежала исключительно Квиткам[iii]. Все разбирательства относительно принадлежности мельницы закончили составлением специального плана с указанием водяных мельниц Квиток на р. Харьков и р. Лопань, а также выписками из купчих крепостей.
В 1850-е годы владельцу мельниц гвардии штабс-капитану Валериану Андреевичу Квитке постоянно приходилось вступать в споры с городскими властями и со старшим полицмейстером Харькова – подполковником Хонтинским, который постоянно просил спускать воду посредством шлюзов, чтобы снизить уровень воды в реках и создать проток живой воды. Дело в том, что местные жители пользовались водой из рек для домашнего обихода, но застоявшаяся вода имела гнилостный запах. В 1857–59 годы мельницу арендовал у Квитки купец Головин, для которого спуск воды был своего рода убытками, ведь от его уровня зависело действие мельницы. В связи с этим поверенный Квитки коллежский асессор Иосиф Карпович постоянно требовал за спуск воды компенсации расходов. Так за два спуска воды в 1857 г. Квитка выставил счет городу на сумму 194 руб. 85 ½ коп. серебром. Харьковский городской голова Александр Матвеевич Северин не соглашался с такой постановкой вопроса, считая, что если заплатить хотя бы один раз Квитке за спуск воды, то придется платить постоянно. Насколько становится понятно из документов, то как таковых шлюзов на мельничной плотине Квитки не существовало, имелись так называемые коренные заставки, которые разбирались по необходимости и после спуска определенного количества воды восстанавливались, на что требовались средства. А именно оплата волов и лошадей по доставке навоза и хвороста, а также людей, которые будут восстанавливать плотину.
В 1859 г. дошло дело до того, что В. А. Квитке, ошибаясь в отчестве (написал вместо Валериан Андреевич – Валериан Фёдорович) писал письмо лично губернатор – генерал-майор Иван Дмитриевич Лужин. Речь помимо всего прочего шла о приезде императора Александра II в Харьков. Квитка был не против посодействовать Лужину, но настаивал на своем, что он не против спустить воду, но за погашение расходов, представил и смету расходов. Одной из причин бесплатного спуска воды Квитка называл занятость его крепостных на уборке урожая и засушливости лета.
В том же году осенью старший полицмейстер Харькова уже беспокоился о том, что Квитка наоборот спустит много воды из харьковских рек, что повлечет за собой недостаток воды для жителей. Основянская экономическая контора ответила, что вода для мельниц зимой не нужна, следовательно боясь уничтожения плотины льдами, они действительно планируют спустить воду. Если же городу необходимо сохранить определенный уровень воды, то за это в прежние годы город платил Квиткам 300 руб. серебром в год. Такая вот экономика.
Были у Квиток и две водяные мельницы в земельной даче села Основы на р. Лопани, которые к 1880 г. пришли в совершенную ветхость и не использовалась владелицей – вдовой штабс-ротмистра Елизаветой Карповной Квиткой. Харьковский купец 2-й гильдии Иван Алексеевич Скуридин арендовал эти мельницы по договору от 24 января 1880 г. Старую мельницу разобрал, а в 1881 г. построил новую больших размеров не уведомив при этом владелицу[iv]. Губернское начальство потребовало от него представить проект мельницы и вскоре его утверило. Мельница и значительный земельный участок в начале XX ст. была выкуплена Скуридиным у Квиток и действовала успешно до 1921 г. пока советская власть не национализировала её. Быстро пришла в ветхость и была разобрана в середине 1930-х годов.
Вторая мельница на р. Лопани у Квиток была с плотиной для переезда через реку, и считалась самым опасным способом перехода. В начале 1880-х годов при переезде через неё погибли два маленьких мальчика, перевозивших воз с кладью. Воз на плотине покачнулся и в воду свалился сидевший на возу мальчик, его брат переводил подводу пешком, увидев тонущего брата он бросился в воду, к несчастью они оба утонули. Именно это событие вызвало изучение ситуации с переправой, соединяющей Москалевскую и Основянскую улицы. Плотина на 1889 г. была самого первобытного устройства, длинная и узкая, без перил и фонарей, так, что несчастья на ней случались часто. Единственный фонарь располагался у будки стражника. Плотина содержалась за средства Андрея Валерьяновича Квитки, который взимал за переезд по копейке с каждого проезжающего воза или экипажа без клади, и по 2 коп. с воза с кладью. В сутки доход с плотины составлял 5 руб. и более, а в год не менее 1200 руб. Неоднократно в харьковской прессе поднимался вопрос о необходимости постройки моста, принадлежащего городу.
Инженер-технолог Харьковского отделения технического общества А. В. Блинов 4 ноября 1889 г. сделал доклад о причинах весенних наводнений в г. Харькове и роли Основянской плотины в этом отношении. По его мнению большой разлив рек зависит не только от количество атмосферных осадков, но и от наличия препятствий для свободного прохождения воды. Главным же таким препятствием служили две Основянские плотины, сплочение льдин около них увеличивают это препятствие, в свою очередь массы льда поднимают уровень грунтовых вод. Блинов считал, что не обходимо приобрести в собственность города первую плотину, срыть ее до основания и устроить мост с широкими пролетами и шлюзами. Возле второй плотины также устроить шлюзы, чтобы не повредить мельницу. И хотя этот проект посчитали необходимым к осуществлению, Харьковская городская дума не приобрела первую плотину у В. В. Квитки. «Южный край» опубликовал целый ряд заметок о том, что частное лицо и его доход, наносит огромный ущерб из-за наводнения от которого страдают тысячи людей. А необходимость сообщения между частями города обогащала частное лицо. Журналисты считали, что В. Квитка по крайней мере мог привести плотину в порядок, чтобы переезд по ней не был так опасен[v].
Действительно, весной 1889 года плотину прорвало и сообщение на шоссе Мерефа–Основа–Харьков было возможно только посредством лодочников, которые брали за перевоз людей и грузов значительно больше, чем владелец плотины.
Только в 1905 г. Харьковское уездное земство решило вместо существующие плотины построить деревянный мост через р. Лопань, тем самым соединить предместье Основа с Харьковом. Когда строительство вступило в активную фазу, местные жители стали волноваться, что мост послужит задержке большого количества льда и подтоплению их домов. Пристав 2-го участка г. Харькова написал 24 февраля 1905 г. рапорт на имя Харьковского полицмейстера, который в свою очередь потребовал от строительного отделения Харьковского губернского правления создать комиссию для осмотра строящегося моста. Мост строился незаливаемый, балочной системы, имел 6 пролетов по 12 м каждый на 7 быках[vi]. С берегами мост сопрягался земляными конусами «одетыми» в камень. Комиссия признала, что мост построен по всем правилам и рассчитан на весенние объемы воды и льда, соответствующие р. Лопани.
Архитекторы осматривая местность пришли к выводу, что по окончании постройки моста, плотина Квиток будет уничтожена подпирающими ее льдами и просили владельца разобрать её, чтобы она не препятствовала живому течению реки и не накапливала лед. Плотину снесло половодьем 1905 года и больше она не восстанавливалась, а мост конечно был построен плохенький, уже в 1915 году в нем имелось более 27 дыр, доски прогнили, так, что известен ряд случаев, когда лошади при переезде через него ломали ноги.
Конечно это не все истории о греблях Квиток, их вполне можно объединить в весьма солидную книгу, которую я надеюсь когда-нибудь подготовить для своих почитателей.
[i] Сойма Р. И. От Основы до Рима. Очерк жизни и творчества Андрея Валерьяновича Квитки //Х. «Мадрид». – 2016. – 136 с.
[ii] ГАХО. – Ф. 3, оп. 121, ед. хр. 386. – Лл. 6–8.
[iii] ГАХО. – Ф. 24, оп. 3, ед. хр. 21. – Лл. 8 об.–9. (Экономические примечания на Харьковский уезд, 1804 г.).
[iv] ГАХО. – Ф. 4, оп. 74, ед. хр. 48. – Лл. 1–34.
[v] Южный край, 1889 – 5 ноября.
[vi] ГАХО. – Ф. 4, оп. 147, ед. хр. 780. – Лл. 1–25. (По отношению Харьковского полицмейстера, относительно назначения комиссии для осмотра строящегося моста через реку Лопань в с. Основу Харьковского уезда.