Сестры Синяковы - Музы футуристов (А. Парамонов)

Концептуальная статья о семье Синяковых была подготовлена сотрудниками Харьковского частного музея городской усадьбы еще в конце 2002 г. и опубликована в Харьковском историческом альманахе (зима 2002 г.). Однако, за 2003 г. появились новые сведения о Синяковых, Петникове, братьях Бурлюках. В данной статье сохранены основные сведения обнаруженные ранее, а также приведены к общему знаменателю все то, что ранее не публиковалось. Надеюсь, что данная публикация вызовет у читателя не только благоприятные отзывы, но и послужит делу сохранения памятников истории и культуры, связанные с поэтами футуристами и художниками авангарда.  

 Отец сестер Синяковых - Михаил Иванович Синяков родился в Ахтырке в 1850-х годах. В середине 1870-х годов он переехал в Харьков. При этом был «перечислен из Ахтырских мещан в Харьковские купцы» [1]. М.И. Синяков занимался продажей ювелирных изделий из золота, серебра и бриллиантов, в Пассаже имел собственный магазин, а также сдавал в наем свои доходные дома, общая стоимость его имущества составляла не менее 100 000 руб. серебром [2]. Коммерческое предприятие М.И. Синякова приносило вполне хороший доход, но вот о его появлении в Харькове удалось узнать только совершенно недавно. Родной брат М.И. Синякова – Петр, переехал в Харьков в 1871 г., был причислен к мещанам г. Харькова, его женой стала вдова по первому браку Мария Николаевна Козьмина, урожденная Волкова. Родители М.Н. Синяковой – Николай и Каролина Волковы потомственные дворяне, имеющие собственный дом по ул. Чеботарской 5. Н. Волков большую часть жизни работал в Харьковской конторе Государственного банка, имел чин надворного советника. Старший сын Александр Николаевич Волков закончил Харьковский университет, работал ветеринаром в Пятигорске. Н. Волков и его жена умирают в начале 1880 гг., но все наследство переходит к М.Н. Синяковой, так как А.Н. Волков умирает от заразной болезни в 1885 г., хотя и до этого всей недвижимостью управляла сама М.Н. Синякова [3].

Наследство Волковых состояло из хут. Петровского (он же Панкратьевский) в Змиевском уезде (300 десятин) [4], дворового места с постройками по Чеботарской № 5. С 1879 г. родительском хуторе Рыжий, расположенном в дачах сл. Большая Даниловка, М.Н. Синякова устраивает канатный завод, в это же время ее супруг П.И. Синяков уже Харьковский 2 гильдии купец [5]. Хутор располагался на возвышенном песчаном месте в 800 метрах от реки Харьков, в нем стоял приличный каменный дом с подвальным этажом, несколько флигелей для рабочих, сарай для канатного заведения, кухня, заведен был огромный сад. К сожалению из-за споров с Харьковским исправником и уездным врачом завод открыть к работе так и не удалось, а подданная в уездный суд жалоба П.И. Синякова на исправника врача имела последствия не в их пользу [6]. Это видно из того, что М.Н. Синякова  в 1882 г. продала домовладение по Чеботарской № 5 брату мужа М.И. Синякову, канатное заведение с хутором продает жене надворного советника Марии Ивановне Левандовской [7], а сама с мужем отправляется на жительство в Чугуев в мещанском сословии [8].    

Временное благополучие брата сыграло на пользу и М.И. Синякову, который некоторое время жил в доме брата, за его средства в 1881 г. расширялся дом по ул. Чеботарской № 5, пристройка которого и была необходима лично для него [9]. В кругу же родственников и знакомых своей невестки он и смог выбрать себе жену, 7 января 1885 г. М.И. Синяков был повенчан с Александрой Павловной (по нашим предположениям она родом из дворян Демьяновских) в Харьковской Крестовоздвиженской церкви (Мироносицкой) [1]. Невестка же стала и восприемницей у дочери М.И. Синякова - Надежды [8].

В 1896 г. семья Синяковых проживает в I-й части г. Харькова в Михайловском приходе в собственном доме по адресу: Никитинский переулок, № 22. Это следует из «Прошения купца Михаила Ивановича Синякова в Харьковскую Духовную Консисторию» о дополнении к фамилии Синюков - он же Синяков, что было связано с тем, что при перечислении его из Ахтырских мещан в Харьковские купцы в паспорте фамилия Синяков была по ошибке изменена на «Синюков» [1]. 

В Никитинском переулке М.И. Синяков первоначально купил земельные участки. Возможно, что там уже было какое-то строение, так как новый каменный дом на дворовом месте по Никитинскому, 22 он начал строить с весны 1898 года, а проект этого здания был утвержден в 1897 году [10]. Сразу же следует остановиться на том, что у Синякова по Никитинскому переулку было пять домов на дворовых местах с номерами 22 и 24, поэтому нередко встречаются люди, которые квартировали в одном из четырех зданий, имевших функции доходного дома [11,12]. Кстати, дом № 22 и до сегодняшнего времени представляет собой жилое здание.  В 1905 году М.И. Синяков был не согласен с оценкой на предмет обложения земским сбором его домовладений по Никитинскому переулку № 22 и 24, и подавал жалобу в Сенат. Жалоба, однако, осталась без рассмотрения [13]. Год от года оценка возможной прибыли домовладений, а, следовательно, и земской сбор за него повышались, и в 1913 году дети М.И. Синякова, продают дом и дворовое место по пер. Никитинскому, № 22 мещанину Николаю Юлиусовичу Рыккерг [11]. Сохранилось описание и схема этого домовладения за 1928 год, в нем указаны такие строения: «на усадьбе общей площадью 2255,2 кв. м находятся постройки: деревянный жилой дом под железом, общей жилой площадью 74,53 кв. м; деревянный жилой дом, обложенный кирпичом, крытый железом, общей жилой площадью 108,22 кв. м; каменный 2-х этажный жилой дом, крытый железом, общей жилой площадью 417,64 кв. м; деревянный крытый железом сарай и раскрытый без стропил кирпичный сарай» [11]. Сегодня бывшее домовладение М.И. Синякова сохранилось практически без изменений, если не считать разрушенных недавно деревянных служебных построек. 

Причиной продажи домовладения по пер. Никитинскому № 22 была не только повышенная плата земского сбора, но и смерть М.И. Синякова. Он умирает в конце 1910 г. после операции в больнице Красного Креста (был заворотов кишок) [2]. Уже когда он находился при смерти, начали составлять завещание, все имущество оставалось детям, но до совершеннолетия имуществом и торговым делом распоряжался душеприказчик, выбранный из тех, кто был у постели больного и с одобрения кивком головы самого Михаила Ивановича. Им оказался Валковский мещанин Даниил Антонович Павленко, человеком он более, чем странным и был взят в дом М.И. Синяковым на иждивение из религиозного чувства. Д.А. Павленко ходил босиком круглый год, без шапки в рубище из грубого сукна и этот человек стал душеприказчиком всего состояния с конца 1910 г. после утверждения завещания и опекунов: старших дочерей М.И. Синякова: Зинаиды Мамоновой, Надежды Пичеты и присяжного поверенного Сергея Дмитриевича Ильина. Душеприказчик после решения о вводе его личности повел себя сразу на широкую ногу. Сократил выдачу денег на базар до 2-х руб., уволил горничную, уменьшил количество топлива, перестал вносить плату за обучение наследников, бил маленьких Виктора и Бориса деревянной дубиной, намеревался продать мебель и купить простую с толкучки. В магазине появлялся в своем рубище и бравировал этим, обеды себе заказывал дорогие из гостиницы, покупатель в магазине стал редкий, и он задумал вообще продать магазин.

В такой ситуации Надежда, как старшая сестра (Зинаида Мамонова жила в Москве) стала подавать прошения в Харьковский сиротский суд, Харьковскому губернатору начиная с 28 марта 1911 года. Только в августе 1911 г. пристав 7 части Харькова арестовал Д.А. Павленко и доставил в губернскую тюрьму, так как тот начал растрачивать имущество наследников Синяковых. Имущество передано в распоряжение опекунов Н.М. Пичете и С.Д. Ильину [2]. Но за те несколько месяцев, что Д.А. Павленко распоряжался имуществом наследников, ему был нанесен существенный ущерб и стоял вопрос о привлечении бывшего душеприказчика к уголовному суду. 

Другая судьба сложилась у домовладения М.И. Синякова по Никитинскому переулку, № 24. Пока что даты его постройки мы не знаем, скорее всего, здание было построено в начале XX века. Известно, что дом этот принадлежал до 1925 года Синяковым, и в 1920-е годы получил № 22 (сегодня это здание имеет № 22-А). С 1925 года его занимает клуб латышских рабочих «Дарбс», после войны 1941-45 гг. – детский сад, позже – центр детского и юношеского творчества Червонозаводского района, а ныне арендуют швейный цех и областное пусконаладочное управление. Документы архива сохранили до наших дней не только описание домовладения, но даже состав сада Синяковых, правда по поводу немного печальному, так как клуб «Дарбс» хотел вырубить его, чтобы построить там спортивную площадку. Благодаря Губгороткомхозу бывший сад Синякова был сохранен, признан ценным с дендрологической точки зрения и имел возраст не более 20 лет. В акте от 23 июля 1925 г., имеется небольшое описание этого сада: «…яблонь - 32, груш - 11, слив - 6, два волошских ореха, 5 декоративных берестов». Неизвестно, сам ли М.И. Синяков, его жена, или его дети любили сады, но если анализировать возраст деревьев из его садов в Харькове и Красной Поляне, получается, что именно Синяковы занимались их посадкой.

Для клуба «Дарбс» был также отдан в арендное пользование и бывший сад Бич-Лубенского, который числился по адресу пер. Никитинский, 43 и примыкал к саду Синяковых. Он состоял из: 201 яблони, 52 груш, 24 слив, 60 вишен и 7 декоративных деревьев [11]. Домовладение Бич-Лубенских до 1917 года были столь обширны, что выходили и на нынешнюю площадь Руднева и ул. Плехановскую, и ул. Яковлева, поэтому на данный адрес менее всего стоит обращать внимание. Главное, что объединенные сады Синякова и Бич-Лубенских сохранились и до сегодняшнего дня под названием парк «Строитель», расположенный за ДК Червонозаводского района. И сегодня этот уголок живой старины дореволюционного Харькова – одно из самых приятных и теплых мест для горожан. Теплота эта тем более очевидна, что в этом саду прогуливались, мечтали, влюблялись, писали стихи, да и просто пили чай Хлебников, Асеев, Пастернак и другие представители русского и украинского авангарда начала ХХ века.

В исповедных росписях Архангело-Михайловской церкви г. Харькова за 1910 г. значится: купец Михаил Иванович Синяков, вдовец по первому браку и его дети: Надежда, Мария, Ксения, Александра, Федор, Владимир, Борис, Виктор [15]. 

«Синяковых пять сестер, - пишет Л.Ю. Брик. - Каждая из них по-своему красива. Жили они раньше в Харькове, отец у них был черносотенец, а мать человек передовой и безбожница. Дочери бродили по лесу в хитонах, с распущенными волосами и своей независимостью и эксцентричностью смущали всю округу. В их доме родился футуризм. Во всех них поочередно был влюблен Хлебников, в Надю - Пастернак, в Марию - Бурлюк, на Оксане женился Асеев» [16]. Не знаю какой он был черносотенец, но то, что он не жалел никаких денег для воспитания детей, хорошего питания и приличной одежды. После смерти матери помимо дворника, кухарки, прачки он пригласил и горничную, которая ухаживала за детьми [2].  

Мать сестер Синяковых, Александра Павловна, умерла где-то между 1902 и 1910 гг. В 1902 г. родился самый младший из братьев Виктор, а в 1910 г. в исповедной росписи Архангело-Михайловской церкви Михаил Иванович сообщил, что он вдовец [15].  Борис Косарев рассказывал: «Когда умерла мать, то они (дочери) так ее в гробу расписали - нарумянили, накрасили губы, подвели ресницы, - что все православное село (Красная Поляна) сбежалось посмотреть на это кощунство» [17]. Что касается воспоминаний Косарева о похоронах А.П. Синяковой, то надо сказать, что в самой Красной Поляне никогда не было ни церкви, а тем более не было и кладбища. Конечно, можно предположить, что ее похоронили на кладбище Борисоглебской церкви села Водяное, но почему не в Харькове? 

Глядя на большую семью М.И. Синякова невольно задаешься вопросом, как получилось, что у детей Михаила Ивановича, особенно у девочек, была такая огромная степень свободы? Махнул ли он рукой, глядя на их занятия, или так сильно любил своих девчонок, что позволял им шалости и увлечения? Возможно мы скоро сможем найти ответы на эти вопросы, главное же, наверное, понять, что стало для его дочерей толчком в любви к искусству, что сделало их не просто очаровательными женщинами, а музами – музами футуристов.

Зинаида Михайловна Синякова родилась 4 октября (по старому стилю) 1886 г., была крещена 26 октября в Христорождественской церкви города Харькова [8]. Училась в Харьковском музыкальном училище в классе известного пианиста А. Шульца-Эвлера, брала певческие уроки у С.Я. Лапинского. До 1910 г. переехала в Москву. Училась в Московской консерватории. Стала довольно известной оперной певицей. Была замужем за Мамоновым. Мария Михайловна писала, что Маяковский ухаживал за сестрой Зинаидой, но это было небольшое увлечение, и все это было как-то неудачно [18]. Зинаида Михайловна умерла во время войны в 1942 г.

 

                                                           ПИЧЕТА.

Надежда Михайловна Синякова родилась 17 января (по старому стилю) 1889 г. в г. Харькове, была крещена 17 февраля того же года в Христорождественской церкви [8]. Закончила, как и Зинаида Михайловна, Харьковское музыкальное училище по классу пианино, где преподавал А. Шульц-Эвлер. С конца 1900-х годов она училась в Московской консерватории, была хорошей пианисткой.  Примерно в 1909 г. вышла замуж за Василия Ивановича Пичету.

Отцом Василия Пичеты был известный в Харькове заслуженный протоиерей Иоанно-Усекновенской кладбищенской церкви Иоанн Христофорович Пичета (1844-1929). И.Х. Пичета по происхождению серб, родился 9 сентября 1844 г. в Мостаре, главном городе Герцеговины. Как один из лучших учеников Мостарской школы, он в 1858 г. был направлен пансионером в Херсонскую семинарию, по окончании которой поступил в 1863 г. в Киевскую духовную академию. В 1867 г. он заканчивает Академию со степенью кандидата и рекомендуется на должность преподавателя Полтавской семинарии по церковной истории. Здесь он прослужил 35 лет с небольшим перерывом в 2,5 года (в 1887 - 1889 гг. он был ректором Витебской семинарии). В 1887 г. И.Х. Пичета, имевший уже чин статского советника, перешел в духовное ведомство и был возведен за короткое время в сан протоирея.

При переходе в 1903 г. на епархиальную службу в Харьков отец Иоанн первоначально был назначен священником в Петропавловскую церковь. Но еще до вступления в должность был перемещен настоятелем в кладбищенскую Иоанно-Усекновенскую церковь. Четыре года был депутатом от Духовного ведомства в Харьковской городской думе (1906-1910). За усердие в гражданской службе и в духовном ведомстве был награжден двумя орденами «Св. Станислава» II и III степени, двумя орденами «Св. Владимира» III и IV степени и тремя орденами «Св. Анны» I, II и III степени. Протоиерей Иоанн Пичета был автором многих духовных и светских публикаций по разным вопросам. Широкой популярностью пользовались в Харькове его сердечные импровизированные проповеди, которые он произносил в воскресные и праздничные дни [19]. Высокий резонанс в Харьковской прессе получило событие на открытии памятника Марку Кропивницкому в 1914 году. И.Х. Пичета отказался служить панихиду из-за красных ленточек на венках, послав вдову Кропивницкого за разрешением в полицию [20]. А в 1917 г. И.Х. Пичета как член Духовной Консистории пламенно выступал против самовольного захвата жителями слободы Озерянки Чудотворного образа Озерянской Богоматери, неоднократно выезжал в Озерянку уговаривать жителей вернуть икону в Покровский монастырь [21].

Из ведомости Иоанно-Усекновенской церкви за 1913 г. следует, что протоиерей И.Х. Пичета, уроженец Герцеговины, из светского звания. Присягал на подданство России в Полтаве 25.06.1869 г. Вдовец и имеет четверых детей: Владимир - 35 лет, преподаватель Московского коммерческого училища; Георгий - 32 года, товарищ прокурора Тобольского окружного суда; Василий - 24 года, помощник делопроизводителя в Управлении земледелия и государственных имуществ в г. Москве; София - 38 лет, надзирательница Полтавского женского епархиального училища [22].

Из детей Иоанна Христофоровича наиболее известным был Владимир Иванович Пичета (1878-1947), который родился в Полтаве. По окончании Московского университета преподавал историю в средних школах  городов Коростышев и Екатеринослав в 1901 - 1905 гг., затем он сотрудник Екатеринославской Архивной комиссии в 1905-1910 гг. С 1910 г. В.И. Пичета – приват-доцент Московского университета. В 1921-1930-х годах был профессором и ректором Белорусского университета в Минске. С 1928 г. – действительный член АН БССР. В начале 1930-х годов был репрессирован, но уже в 1938 г. – профессор Московского университета. В.И. Пичета был автором многочисленных работ по истории Украины, Белоруссии, Литвы, России, южных и западных славян. В 1946 г. он был избран действительным членом АН СССР [23].

Василий Иванович Пичета родился в 1889 г. в г. Витебске, в это время его отец был ректором Витебской духовной семинарии [22]. В 1903 г. семья переехала из Полтавы в Харьков, и Василий продолжил учиться во 2-ой мужской гимназии. Параллельно он учится в Городской художественной школе М.Д. Раевской, а с 1909 г. – в студии Евгения Агафонова «Голубая лилия». Здесь он знакомится с Марией Синяковой, Дмитрием Гордеевым, Божидаром (Богданом Гордеевым) и др. Через Марию Синякову Василий познакомился с ее сестрой Надеждой. После окончания гимназии он учился в Харьковском университете на историко-филологическом факультете. После окончания университета (1912 г.) женится на Надежде Михайловне Синяковой, и они вдвоем переезжают в Москву: он – работать в Управлении земледелия и государственных имуществ, а она – учиться в Московской консерватории. Они снимали квартиру на Малой Полянке и, как мы уже писали, в это время к ним приезжали младшие сестры Синяковы – Мария и Ксения. 

Василий Пичета после революции 1917 г. возвращается в Харьков. Он сотрудничал в харьковских журналах «Колосья» Валентина Рожицына (1918), «Пути творчества» Григория Петникова (1919) и «Творчество» (1919). Выступал как искусствовед, культуролог, филолог и художник. В журнале «Колосья» было опубликовано его культурологическое исследование «Забытая символика старого гадания» [24]. В журнале «Пути творчества» - искусствоведческие статьи «Несколько слов о пролетарском искусстве» [25] и «Прикладное искусство, как коллективное и для коллектива» [26]. В журнале «Творчество» - статьи «О связи между некоторыми течениями живописи и народным искусством» [27] и «О пролетарской живописи» [28], а также в том же журнале были воспроизведены его рисунки - концовка и заставкa [29]. Рисунок Василия Пичеты был воспроизведен также в «Сборнике нового искусства» (1919 г.) [30]. В начале 1919 г. Василий Пичета входил вместе с В. Бобрицким и Г. Петниковым в правление «Проф. Союза деятелей левого искусства» в Харькове (был его секретарем). Выставлялся как живописец: «В ближайшие дни в кафе «Intime» (ул. Сумская) открывается постоянная выставка картин по типу заграничных. Участвуют Е. Агафонов, В. Пичета и др.», - сообщал осенью 1918 г. харьковский журнал «Колосья»[31].

Дата смерти В.И. Пичеты неизвестна, любопытная версия прозвучала о выходе из города вместе с Хлебниковым и гибели В.И.Пичеты по дороге в Красную Поляну. Это могло произойти в период между 1919 и 1921 годами [32].

 

                                               УРЕЧИНЫ.

Мария Михайловна Синякова родилась 11 ноября (по старому стилю) 1890 г., была крещена 2 декабря того же года в Преображенской церкви на Москалевке [8].

Каждое лето вся семья Синяковых выезжала на дачу в Красную Поляну. Дача в Красной Поляне состояла из 20 десятин земли, деревянного на каменном фундаменте дома, кухни, амбара и нескольких сараев [2].  «Зеленые поля, нивы, лес, река в легком тумане, голубое небо - это моя живописная академия» - вспоминала Мария Синякова о своих детских годах, проведенных в Красной Поляне [33]. Она занималась вначале в Харьковской городской школе рисования и живописи на Сергиевской площади, затем в частной студии выпускника Академии художеств Е.А. Агафонова [34]. В 1910-1911 гг. Мария Михайловна состояла в группе харьковских художников «Голубая лилия», возникшей при студии Е. Агафонова. Здесь она познакомилась и подружилась с братьями Гордеевыми, Василием Пичетой и, возможно, Арсением Уречиным.

Умерла Мария Михайловна Синякова-Уречина в 94-летнем возрасте в 1984 г. Ее имя стало еще при жизни легендой. Мария Михайловна за свою долгую жизнь была кумиром авангардистского искусства трех эпох: футуризм и неопримитивизм 1910—20-х, советский авангард «бульдозерных» выставок 1960-х и постсоветский авангард 1980-1990-х годов.

 

                                                 АСЕЕВЫ.

Ксения Михайловна Синякова родилась 26 августа (по старому стилю) 1892 г., была крещена 13 сентября того же года в Преображенской церкви на Москалевке в г. Харькове [8]. До первой мировой войны жила в Харькове, училась, как и две старшие сестры - Зинаида и Надежда, в музыкальном училище. В 1911 г. познакомилась с приехавшим из Курска в Харьков для поступления в Харьковский университет Николаем Асеевым. Н. Асеев родился 28 июня 1889 г. в Льгове Курской губернии в семье страхового агента. Окончил Курское реальное училище в 1907 г., учился в Московском коммерческом институте в 1908-1910 гг., но коммерческих талантов не обнаружил и с экономического отделения перешел вольнослушателем на историко-филологический факультет Московского университета. С 1908 г. регулярно печатался в журналах «Весна», «Заветы», «Проталинка» и других изданиях, некоторое время работал секретарем в журнале «Русский архив». 

 В феврале 1916 г. его должны были отправить в Мариуполь. Асеев приехал в Красную Поляну к Синяковым и сделал предложение Оксане Михайловне. «Я, давно его любя, тут же согласилась. Все произошло очень просто и быстро. Коля нанял телегу, и мы поехали. В деревне Кирсаново (по дороге к вокзалу) была старенькая деревянная церковка. Коля вызвал священника, который сказал: «Невеста чересчур молода, есть ли у вас разрешение от родителей на брак?» Я ответила, что родителей у меня нет. Умерли. - А опекун? Тоже нет. Но уговоренный нами священник все же нас обвенчал. Так я стала женой Николая Асеева» - так писала Ксения Михайловна о своем замужестве [35]. В октябре 1917 г. Асеевы уехали во Владивосток, где пробыли до января 1922 г. Вернувшись в 1922 г. в Москву,

Асеев был открытым человеком, глубоко любящим жену, ее сестер и друзей. Но наиболее близкие ему люди по таланту, духу и душе или ушли из жизни, как Божидар, Хлебников и Маяковский, или ему пришлось расстаться с ними по разным причинам как с Пастернаком и Петниковым.

Николай Асеев в 1956 г. посвятил им стихотворение «Пять сестер»[36]:

 

О музах сохраняются предания,

но музыка, и живопись, и стих -

все это наши радости недавние -

происходили явно не от них.

 

Мне пять сестер знакомы были издавна:

ни с чьим ни взгляд, ни вкус не схожи в них;

их жизнь передо мною перелистана,

как гордости и верности дневник.

 

Они прошли, безвкусью не покорствуя,

босыми меж провалов и меж ям,

не упрекая жизнь за корку черствую,

верны своим погибнувшим друзьям.

 

Я знал их с детства сильными и свежими:

глаза сияли, губы звали смех;

года прошли, - они остались прежними,

прекрасно непохожими на всех.

 

Я каждый день, проснувшись, долго думаю

при утреннем рассыпчатом огне,

как должен я любить тебя, звезду мою,

упавшую в объятия ко мне!

 

 

                                                             ПЕТНИКОВЫ.

Вера Михайловна Синякова родилась в 1896 г., была крещена в Архангело-Михайловской церкви г. Харькова [8]. Училась в музыкальном училище и художественной студии. Примерно в 1916 г. вышла замуж за Григория Николаевича Петникова.

Г.Н. Петников родился 21 января 1894 г в Харькове в семье Петникова Николая Иосифовича, коллежского секретаря. Характерно отметить, что Н.И. Петников не внес своих детей в родословную дворянскую книгу Харьковской губернии, хотя сам был потомственный дворянин. Дед Г.Н. Петникова – Иосиф Акимович Петников из мещан, окончив ветеринарную школу вступил в 1830 ветеринарным лекарем в Вертембергский полк в 1830 году. В нем И.А. Петников дошел по порядку чинов до надворного советника, имел польский знак отличия IV степени и знак отличия беспорочной службы за XV лет. С 1845 года И.А. Петников служит в гражданской службе в Харькове, в конце жизни был старшим ветеринарным врачом Харьковской земской конюшни. Еще с 1840 г. он занимает дворовое место по ул. Старо-Московская 54, где был выстроен деревянный на каменном фундаменте дом, каменная лавочка, службы, сарай и деревянный навес. У дома располагался большой огород с выходом на городскую леваду. С 1849 года утвержден в дворянском достоинстве и занесен в 3 часть дворянской родословной книги. О его супруге сведений к сожалению не сохранилось, но детей у него было много: Васса (1844 г.р.), Мария (1847 г.р.), Герман (1849 г.р.), Николай (1857 г.р.), Александра и Варвара (1862 г.р.), Виктор (1864 г.р.) [31].  

Расширение семьи потребовало расширения жилой площади и в 1866 г. И.А. Петников строит деревянный флигель (7 комнат) на каменном фундаменте, под которым устраивался погреб [38].

Герман Иосифович Петников окончил 1-ю Харьковскую мужскую гимназию, с 15 мая 1867 г. служил писцом в Харьковском губернском правлении, а с апреля 1868 г. был зачислен в 10-ый уланский Одесский полк, располагавшийся в г. Богодухове [39]. В 1892 г. у него рождается сын Кузьма [37], других сведений о семье Г.И. Петникова не имеется.

Виктор Иосифович Петников после окончания 1-ой Харьковской мужской гимназии в 1883 г. подвергался испытанию в Педагогическом совете Ахтырской мужской прогимназии и рекомендовался в аптекарские ученики. С марта 1884 по 1887 гг. служит в вольных аптеках г. Полтавы, Харькова, Екатеринославля.  2 ноября 1887 В.И. Петников получил свидетельство № 62 от медицинского факультета Харьковского университета, как сдавшего на отлично экзамен на звание аптекарского помощника. С ноября 1887 он продолжает служить в аптеках Харькова, Новочеркасска, Екатеринославля, Москвы [40, 41]. Последние документы с его именем датируются 1890-м годом.

Сведений о службе Николая Иосифовича Петникова не имеется, хотя по косвенным данным он работал в управлении железных дорог вместе со свей супругой Эмилией Людвиговной (1870 г.р.), известно, что все домовладение по ул. Старо-Московская 54 по раздельному акту с родственниками от 17 июля 1892 г. полностью перешло к нему [42]. К этому времени в домовладении добавился одноэтажный, смешанный флигель, одноэтажный, каменный флигель с подвалом и конюшня. На месте бывшего огорода заведен был обширный сад. Кстати от дома Синяковых это место совсем близко. С 1919 г. домовладение национализировано и семья Н.И. Петникова проживает в одной комнате своего дома. С 1920 г. Н.И. Петников не работал, и только его супруга смогла продолжить свою службу в управлении железной дороги. Несмотря на то, что домовладение оценивалось, не слишком дорого, в денационализации Н.И. Петникову неоднократно было отказано (первое прошение 14.12.1923 г., окончательный отказ последовал 19.05.1927 г.). Весной 2003 г., изучив все имеющиеся материалы, имея на руках планы домовладения и фасады зданий удалось найти каменный флигель из усадьбы Петниковых, он конечно перестроен, к памятникам истории и культуры не причислен. Рядом с ним сохранился старый деревянный сарай, а вот остатки сада Петниковых хоть и существуют, но используются как двор хозяйственно учреждения. На месте старого дома Петниковых, лавочки и флигеля устроен недавно биллиардный клуб.   

Сын Н.И. Петникова – Николай в 1913 г. окончил 3-ю Харьковскую гимназию, где учился вместе с Божидаром. В 1912-1913 гг. познакомился в Харькове с Н. Асеевым и С. Бобровым. В 1913 г. поступил на философский факультет Московского университета, где опять учился вместе с Божидаром. Параллельно посещал университет Шанявского. Летом 1914 г. создал в Харькове издательство «Лирень». После самоубийства Божидара в сентябре 1914 г. прервал учение в Москве, вернулся в Харьков и поступил на юридический факультет Харьковского университета, который окончил в 1918 г. 

Первые его опубликованные стихи были в сборнике «Леторей» (1915) совместно с Н. Асеевым. В 1916 г. сблизился с Хлебниковым. Вместе с ним, Марией Синяковой и Николаем Асеевым опубликовал литературный манифест «Труба марсиан». В мае 1917 г. Петников и Хлебников приехали из Харькова в Петроград, где принимали активное участие в поэтической и общественной жизни. Октябрь провели к Москве и Петрограде, были свидетелями большевистского переворота. В 1918-1919 гг. в Харькове и Киеве Петников возглавлял вместе с А. Гастевым Всеукраинский литературный комитет Наркомпроса. В это время он готовил свою книгу стихов «Быт побегов», выступал в поэтическом кафе «Хлам» в гостинице «Континенталь» на Николаевской улице Киева, интересовался браминизмом, буддизмом, древним Египтом. Когда Киев был занят добровольческой армией, Петников, больной тифом, остался там, его друзьям удалось сделать так, что его не тронули.

В 1919-1920 гг. вместе с А. Чапыгиным Петников редактировал харьковский журнал «Пути творчества», числился научным работником ВУКСУ. В 1919-1922 гг. учился на литературном отделении Академии теоретических знаний (бывший Харьковский университет). К футуристическому периоду творчества Петникова относятся также три его последующие книги – «Быт побегов» (М.; [Харьков], 1918), «Книга Марии Зажги Снега» (Пг.; [Харьков], 1918), «Поросль солнца» (М.; [Харьков], 1920; 2-е изд. – Пб., 1922). Хлебников писал, что «Петников в «Быте Побегов» и «Поросли Солнца» упорно и строго, с сильным нажимом воли ткет свой «узорник ветровых событий», и отмечал при этом: «Крыло европейского разума парит над его творчеством…» [43].

Газета «Слобідський край» в 2003 г. опубликовала серию статей из книги «Муаровые ленты» уроженца г. Харькова, поэта Леонида Вышеславского. В одной из них [44] Л. Вышеславский вспоминает о 1920-х годах, где упоминается Григорий Петников и Сергей Есенин. Вышеславский считает, что Есенин живет именно в доме у Петникова, где он их вместе встречает. Неясно правда как они могли разместится все вместе в одной комнате: родители Петникова, его жена, и еще Есенин. Более известен факт проживания Г.Н. Петникова и его жены в Красной Поляне в это время, где Синяковы сохранили за собой обширный дом и сад. Среди прочего Л. Вышеславский пишет о том, что в 1963 г. Г.Н. Петников посвятил Л. Вышеславского в Председатели Земного Шара – 3. Странно, что Л. Вышеславский присутствовал при посвящении Велимира Хлебникова на сцене Харьковского городского театра в 1920 г. в Председатели Земного Шара – 1, Григорий Петникова в Председатели Земного Шара – 2, и почему-то забыл о том, что тогда же в Председатели Земного Шара – 3, была посвящена Мария Михайловна Синякова-Уречина. Более того, в 1963 г. она была жива, так что Л. Вышеславский не имел морального права называть себя Председателем Земного шара - 3.   

Г.Н. Петников посвятил своей жене несколько стихотворений, но семейная жизнь с Верой Михайловной у них не удалась. Б.В. Косарев вспоминает такой эпизод: после одной из многочисленных размолвок в Красной Поляне, Вера куда-то исчезла, на вопрос Косарева: «Где Вера?» - Петников мрачно и многозначительно отвечал: «В бегах…» [17]. Там же Б.В. Косарев вспоминает и эпизод в Красной Поляне с шелковицей. Вера взобралась на шелковицу, а вслед за ней и Хлебников. На дереве он ее обнял и стал целовать, так, что оба свалились на землю. Петников видел, что Хлебников ухаживает за Верой, и от этого злился, обещал побить ее, на что в свою очередь обижался Хлебников [17]. 

В 1924 г. Вера и Григорий Петниковы окончательно расстались. Он уезжает в Ленинград, где до 1931 г. работал в издательстве «Академия», общался с К. Малевичем, Филоновым, Татлиным, Альтманом и другими. С 1931 г., вернувшись в Харьков, занимался, в основном, переводами. Харьковский литературный критик Г. Гельдфандбейн в разговоре с Ясковым вспоминал о Петникове: «Жил он очень бедно, подвергался преследованиям и травле в прессе, после войны неожиданно «разбогател», пересказав братьев Гримм. Книга начала переиздаваться в различных местных издательствах, у и Петникова появились деньги. Тогда он купил дом в Старом Крыму и переехал туда. Там и похоронен (умер Г.Н. Петников 11 мая 1971 г). Могила - рядом с могилой Каплера и Александра Грина» [17]. К этому необходимо добавить, что Г.Н. Петников перевел на русский язык большое количество украинских сказок.

В середине 1930-х годов Вера Синякова вышла замуж за писателя Гехта Семена Григорьевича. Семен Григорьевич родился 14 марта 1903 г. в Одессе. Начинал как поэт, печатался с 1922 г., был дружен с И. Бабелем, Э. Багрицким, К. Паустовским, В. Катаевым и другими одесскими поэтами и писателями. Во время войны он работал военным корреспондентом в газете «Гудок». В 1960-х годах С. Гехт тяжело болел и умер в 1963 г. в Москве. Его жена - Вера Михайловна Синякова умерла в 1973 году. 

Имя сестер Синяковых еще в Харькове, в начале 1900-х годов стало легендой. Какая неведомая сила заставляла молодых начинающих поэтов и художников из Харькова, Курска, Москвы, Питера и других городов и весей ехать в Красную Поляну к мало известным в то время сестрам Синяковым, дочерям средней руки купца? Что могло притягивать их к сестрам? В жизни сестры Синяковы были разные: верными как Ксения, или не очень верными женами как Надежда, величественными и спокойными как Мария, или ветреными как Вера, но безусловно, что их объединяло кроме кровных уз – любовь к жизни и высокому искусству. Они были бесконечно свободными и честными во всех своих проявлениях, могли обогреть словом, шуткой и делом, вдохновить на творческий поиск и создание произведений одних из лучших поэтов своего столь непростого времени. Поэты это чувствовали, хотя часто до конца не понимали этого притяжения. Сестры были им необходимы, поэтому они и тянулись к ним – своим музам, за поддержкой, за вдохновением. В благодарность посвящали им свои стихи, поэмы, прозу, картины, а иногда и жизнь.

 

 Источники и литература:

 

1.       ГАХО Ф.40, оп.75, ед.хр.60, л.1.

2.       ГАХО Ф.4, оп.164, ед.хр.137, лл.1-23.

3.       ГАХО Ф.4, оп.99, ед.хр.330, лл.1-19.

4.       ГАХО Ф.72, оп.2, ед.хр.4632, л.1.

5.       ГАХО Ф.4, оп.59, ед.хр.1137, лл.1-26.

6.       ГАХО Ф.4, оп.57, ед.хр.742, лл.1-31.

7.       ГАХО Ф.4, оп.80, ед.хр.24, лл.1-15.

8.       ГАХО Ф.40, оп.75, ед.хр.60, лл.2-4.

9.       ГАХО Ф.45, оп.4, ед.хр.2774, лл.1-3.

10.    ГАХО Ф.45, оп.4, ед.хр.8149.

11.    ГАХО Ф.1163, оп.2, ед.хр.1340, л.26.

12.    ГАХО Ф.4, оп.147, ед.хр.664, лл.1-4.

13.    ГАХО Ф.4, оп.2, ед.хр.2480.

14.    ГАХО Ф.4, оп.2, ед.хр.2572.

15.    ГАХО Ф.40, оп.110, ед.хр.921, лл.206об., 505.

16.    ЦГАЛИ Ф.336, оп.5, ед.хр.153, л.42.  

17.    Яськов В. Хлебников. Косарев. Харьков // Волга. – 1999. - № 11.   

18.    Синякова М. «…Это человек, ищущий трагедию» // Дружба народов. – 1985. - № 12. – С.259-268.

19.    25-летие священства протоиерея И.Х. Пичеты // ХГВ. – 1913 г. 13 марта.

20.    Утро. – 1914 г. 24 апреля.

21.    ГАХО Ф.40, оп.104, ед.хр.987, лл.62, 76.

22.    ГАХО Ф.40, оп.110, ед.хр.1844, лл.133-142.

23.    Енциклопедія українознавства. В 10 т. – Т. 8. – Львів: НТИР. – 1996. – С.2100.

24.    Пичета В. Забытая символика старого гадания // Х.: Колосья. – 1918. - № 15. – С.7-8.

25.    Пичета В. Несколько слов о пролетарском искусстве // Х.: Пути творчества. – 1919. - № 3. – С.42-46.

26.    Пичета В. Прикладное искусство, как коллективное и для коллектива // Х.: Пути творчества. – 1919. - № 4. – С.31-33.

27.    Пичета В. О связи между некоторыми течениями живописи и народным искусством // Х.: Творчество: Журнал Художественного цеха. – 1919. - № 1. – С.27.

28.  Пичета В. О пролетарской живописи // Х.: Творчество: Журнал Художественного цеха. – 1919. - № 3. – С.30.

29.    Пичета В. Заставка и концовка // Х.: Творчество: Журнал Художественного цеха. – 1919. - № 4. – С.9-10.

30.    Пичета В. Рисунок // К-Х.: Собрание нового искусства. – 1919. – С.18.

31.    Литературное, живописное и театральное обозрение // Х.: Колосья. – 1918. – 1918. - № 17.

32.    Соколовский Л.Г. Протоиерей Иоанн Пичета // Московский журнал. – 1998. - № 1. – С.45.  

33.    Амеліна Л. Марія Синякова і український авангард // художнє життя Харкова першої третини ХХ ст. Тези доповідей та повідомлень. – Харків. – 1993. – С.8-10.   

34.    Титарь В.П. Пути развития художественного творчества на Слобожанщине в начале ХХ века // Харьковский исторический альманах. – осень 2002. – С.42-57.

35.    Асеева К.М. Из воспоминаний // Воспоминания о Николае Асееве. – М.: Сов. Писатель, 1980. – С.12-24.

36.    Асеев Н.Н. Собрание сочинений в 5 т. – М.: Худ. Лит. – 1963-1964.

37.  ГАХО Ф. 14, оп.11, ед.хр.10, лл.1190б.-120об.

38.  ГАХО Ф.4, оп.12, ед.хр.1006, лл.1-4.

39.  ГАХО Ф.4, оп.13, ед.хр.181.

40.  ГАХО Ф.4, оп.99, ед.хр.336, лл.1-7.

41.  ГАХО Ф.4, оп.114, ед.хр.1439, лл.1-6.  

42.  ГАХО ФР.1163, оп.2, ед.хр.3013.

43. Хлебников Велимир, Творения. – М.: Сов. Писатель – 1986. – 736 с.

44. Л. Вышеславский По праву председателя земного шара // газета «Слобідський край» от 1.02.2003 г.