Биографии

Карпов Василий Парфентьевич

© Андрей Парамонов (Харьков)

Нет в Харькове более известного мемуариста XIX столетия, чем художник Василий Парфентьевич Карпов, чья книга «Харьковская старина. Из воспоминаний старожила» уже четыре раза была переиздана в 1900-м, 1933-м, 2007-м и 2010-м годах. Автор этих воспоминаний начал публикацию очерков, посвященных середине XIX столетия, в газете «Южный Край», и они так полюбились читателю, что за 10 лет их собралось изрядное количество и они были объединены в полноценную книгу. Так неожиданно для Василия Карпова, он стал популярным писателем в Харькове.

А Карпову было, что описывать! Василий родился в 1834 году в семье харьковского купца 3-й гильдии Парфена Сазоновича Карпова, причисленного в купеческое звание в 1822 году. Домовладение Карповых было сквозным между Николаевской площадью и Горяиновским переулком, а также имелись лавки в Гостином дворе. Отец был в дружеских отношениях с Потемкиными и после окончания губернской гимназии в 1854 году княгиня Татьяна Борисовна Потемкина увезла его в Петербург, где он и проживал в её доме, обучаясь в Академии Художеств. Бывал он и в её имениях, в Артеке и Богородичном, посвятив своему пребыванию несколько полотен. В 1858-1859 годах Василий Карпов путешествовал по Южной Европе, в Мюнхене обучался живописи по стеклу. В Харьков же его вынудили вернуться обстоятельства, умер отец и ему пришлось принимать на себя ведение дел по наследству.

         В 1865 году Василию Карпову пришлось перестраивать и жилой дом с торговыми помещениями, выходящий фасадом на Горяиновский переулок. Для этих целей он пригласил своего приятеля, архитектора и инженера, немца по происхождению Адольфа Яковлевича фон Скояна.

         Свою карьеру художника Василий Карпов описывал как весьма непростую, его картины после возвращения в Харьков не покупались. Ему пришлось писать иконы в строящиеся храмы, общаться с несговорчивыми и привередливыми клиентами не только в Харьковской, но и соседних губерниях. В это же время Василий Карпов начинает заниматься литературным творчеством, рисует иллюстрации в издания Германа Гоппе

В конечном счет в 1870-е годы он продает родительский дом профессору Императорского Харьковского университета А. С. Питре и с того времени кочует по съемным квартирам: он жил по Мироносицкой улице в домах Врановского, Покровского, Сабо; по Большой Москалевской в доме Сукачевой; на Чернышевской в доме Зарецкого…

         Поступил Василий Карпов и на службу, с 22 ноября 1868 года мы видим его надзирателем, письмоводителем и бухгалтером Харьковского ветеринарного училища. А с 1874 и по 23 февраля 1891 год он служил инспектор студентов Харьковского ветеринарного института, дослужился до чина коллежского советника. Преподавал он и рисование, с чистописанием и черчением в 3-й мужской гимназии.

         В 1870-е годы Василий Парфентьевич Карпов стал сотрудничать с газетой «Харьковские губернские ведомости», а также газете «Харьков». Его заметки были посвящены художникам, музыкантам, культурной жизни Харькова. С открытием газеты «Южный Край» он с 1884 года стал сотрудничать с Александром Иозефовичем, который помимо заметок заказывал ему и картины. В последние годы жизни Василий Карпов исполнял в газете обязанности второго секретаря газеты.

         Первые попытки описать прошлое города писались под заголовком «Г. Харьков, 50 лет – назад», ни слог, ни информация не были приняты читателями и публикации остались не замеченными. Однако прошло пару лет и Карпов вновь решил вернуться к теме прошлого, только теперь под названием «Из воспоминаний старожила». Успех публикаций был несомненный, история ярких представителей купечества: Кузина, Шерыкина, Игольникова, Костюрина, Ломакина, Скрынникова, ярмарочная торговля, частные пансионы, кладбища и общественные казни – прерывались любовной историей Мариамны Ломакиной с бароном фон Остенблют. И здесь нужно отметить, что Карпов использовал всю силу своего воображения, чтобы публика жаждала продолжения. Но кто помнил в 1898 году купца Ломакина, а тем более как звали его дочерей и уж тем более трудно было ожидать памяти про его вероисповедание и образ жизни.

         Потом он удивил всех рассказами о генерал-губернаторе Сергее Александровиче Кокошкине, навесив ему десятки ярлыков и сумасбродных поступков. Конечно, многие знали, что такой губернатор служил в Харькове, но деятельность его была для всех неизвестной и писать можно все что угодно, благо либеральный характер газеты «Южный Край» позволял не церемониться с представителями власти.

         Нельзя сказать, что Василий Парфентьевич всё придумал или додумал, многие лица, упоминаемые им, жили на самом деле; многие описанные им события, происходили на самом деле. Но насмешки над рядом фамилий купцов были столь очевидными, что только отсутствие в живых их потомков не имело последствий для автора. В тоже время он весьма обходительно отнесся к роду купцов Костюриных и откупщику коммерции советнику Кузьме Кузину.

         В 1904 году воспоминания Василия Карпова публиковались под названием «Прошлое», а сам он подписывался как «старый знакомый». Можно было бы подумать, что это другой автор, если бы не стилистика и не некоторые из героев, уже описанные Карповым ранее. В это время он близко сошелся с редактором-издателем «Церковной Газеты» священником Иоанном Филевским, помогая ему в издании газеты. 

         Карпов принимал участие и в выставках Харьковских художников, так на 1-ю весеннюю художественную выставку 1904 года он предоставил 12 своих картин: Мельница на р. Лопани, Ненасытинский порог на Днепре, Тарасова хата близ города Канева, Пасека, В лунную ночь на даче в окрестностях Харькова, По дороге в Артек, Аллегория, Улица в г. Каневе, Река Донец после дождя (утро), Ночь в Бахчисарае, Ночь в Малороссии, Пасека в с. Гамольты Полтавской губернии.

         Вот как описал он свою картину «Аллегория»: Железная дорога проложила новый путь жизни; фабрики и заводы создали фабричного рабочего. Явились новые люди и запели новые песни. Умолк кобзарь, певший народу о том, как его деды и батьки защищали родной край и веру в Бога. Бандуру заменила гармония. И вот, поднявшись от земли в высь на насыпи и мосты, железнодорожный поезд стремительно уходит вдаль; трубы фабрик и заводов дымят день и ночь, кобзарь на конце проселка, поросшего травой, сидит грустный, с поникшей головой, положив в сторону свою замолкшую бандуру. Солнце давно уже на закате, и ночь своею пеленою окутывает землю».

         И студенты и сотрудники газет, и художники и все те, кого он знал лично – все отмечали необычайную доброту Василия Карпова. Он был кроток, ласков, милосерден, благороден и обходителен, никогда ни на кого не раздражался и всегда был готов прийти на помощь своим близким и друзьям. 

         Василий Парфентьевич Карпов умер 14 апреля 1906 года и был похоронен 16 апреля в фамильном склепе Иоанно-Усекновенского кладбище. Из родных у него остались жена и замужняя дочь. Его картины по большей части затерялись в числе неизвестных полотен, а книги – самой читаемой краеведческой литературой.