Биографии

Лелье Артур Константинович

© Андрей Парамонов (Харьков)

В конце февраля 2021 года исполнилось 110 лет как инженер Артур Константинович Лелье построил первый в Харькове аэроплан под именем «Ласточка» или по-французски «Hirondelle».

          По какой-то причине в годы советской власти про Лелье не принято было говорить и писать, а если его имя и аэроплан и упоминались, то обязательно с негативными комментариями. Между тем Лелье не только создал свой аэроплан, но и проводил на нем практические опыты полетов на военной площадке вблизи Сабуровой Дачи, где располагался его ангар. Сам Артур Лелье проживал в Харькове на арендованной квартире по Воскресенской площади, 6.

         Артур Лелье приступил к постройке своего аэроплана в октябре 1910 года, а 16 октября 1910 года он сделал первое сообщение о нём на заседании Технического общества в Харькове. Авиаконструктор сообщил о том, что только мотор можно считать его личным изобретением, сам же аэроплан разработан в сотрудничестве с Ж. Пофе и Ж. Пино, старшими мастерами фирм «Гном» и «Фарман». «Ласточка» представляла собой три-план-моноплан, а главная особенностью аппарата состояла в размещении авиатора, что давало поперечную устойчивость аэроплана с возможностью делать очень крутые виражи, принимать большие наклоны, не опасаясь упасть или перевернуться. На этом заседании Артур Лелье показал и свои первые, разработанные детали и узлы будущей «Ласточки».

Работы по сборке «Ласточки» были окончены 15 февраля 1911 года. К тому времени правда не был готов ещё ротационный двигатель собственного изобретения и вместо него был временно поставлен мотор «Анзани», а вместе с ним пропеллер типа «Ренар». Пропеллер из деревянной рамы обтянутой лакированным полотном оказался хрупким и просто рассыпался даже при 1\3 плановых оборотов, авиаконструктор вскоре заменил его на деревянный.

Первые опыты с «Ласточкой» показали, что необходимо изменить рули глубины и направления, был увеличен и наклон крыльев, но в целом стало понятно, что он вполне может легко подниматься, но недостаточное обучение пилотов, останавливало Лелье. Тем более, что управление «Ласточкой» было оригинальным и отличным от других аэропланов. К достоинствам аэроплана Лелье следовало отнести тот факт, что он получился весьма легким, один квадратный метр его весил 9 кг, что на 6 кг легче «Блерио».  

                  Испытания аэроплана Артура Лелье начались в апреле 1911 года, а первым известным авиатором, который должен был опробовать «Ласточку» стал Сергей Исаевич Уточкин, который в мае 1911 года устраивал несколько публичных полетов на аэроплане «Фарман». Первый полет был назначен на 13 мая в 6 часов утра, но Уточкину нездоровилось, а вечером испортилась погода и полеты отложили.

         11 мая 1911 года Артур Лелье на заседании воздухоплавательного отдела технического общества сделал сообщение о своей «Ласточке» с показом диапозитивов, демонстрировал он и отдельные части своего аппарата (тяжи, винты, станки, пропеллеры, мотор…). Своё выступление Артур Лелье закончил тем, что озвучил свою мечту – устроить в Харькове авиационную школу. Авиаконструктор надеялся, что городская управа поддержит этот проект и передаст для школы заброшенное военное поле у Сабуровой Дачи, харьковцы поддержат проект финансово.

         17 июня 1911 года в 10 часов утра авиатор и инженер В. В. Майоров произвел новые опыты с аэропланом «Ласточка», производился запуск мотора, регулировки его и пробные полеты. На испытаниях присутствовали и члены Технического общества и харьковский пилот выпускник Севастопольской авиашколы И. А. Карабаев. Испытания «Ласточки» к сожалению вынуждено приостановили уже на следующий день в виду отъезда Майорова.

         Впервые харьковской публике аэроплан «Ласточка» конструкции Артура Лелье был представлен на Харьковской авиационной выставке, которая проходила с 23 августа по 14 сентября 1911 года в торжественном зале Совета Съезда горнопромышленников России по улице Сумской № 18. Организаторами выставки выступил Воздухоплавательный отдел Харьковского отделения Императорского русского технического общества и среди членом распорядительного комитета мы видим и Артура Лелье.

         На выставке кроме биплана «Ласточка» был представлен аэроплан Игоря Сикорского, свои модели аэропланов предоставили И. М. Можаров и Лагунов, инженер Богданович, помощник присяжного поверенного Семен Моисеевич Голобородько, а Степан Гризодубов детали и приборы своего биплана.

         Испытания «Ласточки» продолжились в октябре 1911 года, на этот раз пилотом стал харьковский авиатор Василий Авксентьевич Пшановский. Он родился в 1882 году, а диплом пилота получил в марте 1911 года, окончив курс обучения во Франции на аэроплане «Блерио». Ежедневно Пшановский делал пробные полеты на «Ласточке», но 15 октября вечером случилась авиакатастрофа. Ласточка поднялась на 2-3 аршина на скаковом ипподроме «… и в этот момент руль направления перестал слушаться авиатора, он выключил мотор, но благодаря короткому замыканию мотор продолжал работать и аэроплан, пролетев саженей 50, врезался левым крылом в судейскую будку. Аппарат и пропеллер, за исключением мотора, совершенно разбиты. Пшановский остался совершенно невредимым».

         Так закончилась история «Ласточки», которая должна была стать первым аэропланом Харьковской авиашколы. Но погибшая в авиакатастрофе, она не должна быть забыта в истории авиации и истории Харькова.