Коленов Николай Фёдорович (В. Власко, А. Решетов)
НАРОДНЫЙ МАСТЕР
Творчество народных умельцев в течение десятилетий привлекало внимание сотен и тысяч зрителей. Умельцами были рабочие, крестьяне, учителя, научные работники. На многих выставках представлялись произведения самых разнообразных жанров. Запомнились десятки. Далее в памяти сохранилось, конечно, меньше. Одним из таких творчески активных умельцев является резчик по дереву Николай Федорович Коленов.
Биография у Коленова – короткая. Родился в 1918 году в селе Веселое Липецкого района Харьковской области. Образование – семь классов, еще ФЗУ при заводе «Серп и молот». Спустя семь месяцев начал работать в столярном цехе. С 1938 г. по 1940 г. служил в армии. В начале Отечественной войны оказался на оккупированной фашистскими захватчиками территории. В 1942 году Н.Ф. Коленов был вывезен в Германию. Там он работал на авиационном заводе, в городе Любек, затем перемещен в другой лагерь – в трамвайное депо. Освобожден в 1945 году американскими и английскими войсками. Два года работал в советской зоне в подсобном хозяйстве. В 1947 году вернулся в село Веселое. Обзавелся семьей. Снова пошел работать столяром.
Как многие молодые люди, Коленов в юные годы сочинял стихи. «Віршами я був зацікавлений давно, - рассказывал о себе – ще коли ходив до школи, з великою охотою вивчав вірші на пам’ять. Перебуваючи в Червоній Армії, в Дніпропетровську, коли писав листи, використовував вірші різних авторів. Сам писав здебільшого любовного характеру. Завжди мав «Кобзар» Т.Г.Шевченка. На пам’ять завчив чимало віршів, чимало уривків з поем, а «Катерину» знав усю».
Когда судьба забросила Н.Ф. Коленова в чужие края, любовь к родному краю стала толчком к написанию стихов. Вот отрывок одного из них.
МАТЕРІ..
Маленький листочок одержав Ваш, нене,
Якого три роки від Вас я чекав.
І серце забилось від радості в мене,
Як вперше конверта я Вашого взяв.
Узявши конверта від писаря в руки,
Так довго його нерухово тримав.
І сам я не вірив, що з дому він, поки
Зворотню адресу внизу прочитав.
Мій братік Андрюша три роки на фронті..
Ми скоро повернемось, все пригадаєм.
Всі пережиті страждання і муки.
І Вас, дорогі мої, привітаєм, -
Потиснимо кріпко друг – другу руки.
Вот так писал молодой Коленов из Германии, из города Гриммен, 25 июля 1945 года.
Вся его биография как столяра, как резчика по дереву, духовная, раздумчивая, в его работах, в резьбе по дереву. И тут нам лучше самого автора расскажут многочисленные документы, а их находилось много.
О Н.Ф. Коленове писали много: в газетах, журналах, многое можно почерпнуть из его переписки. Поэтому мы сошлемся на ряд публикаций, чтобы читатель мог получить более полное представление о творческой деятельности Н.Ф. Коленова на протяжении многих и многих лет, очертим особенности творческих поисков и главные мотивы работ Коленова, которые с годами изменялись, расширялись: в них видим и зарисовки быта, людей, их характеров, размышления о родных местах.
30 октября 1950 года председатель оргкомитета, заместитель председателя Харьковского областного Совета депутатов трудящихся А.И. Самойленко и директор областного Дома народного творчества Б.И. Зеленский, представив перечень художественных образцов для выставки, выделили работы по дереву Коленова Н.Ф. И уже 13 января 1951 года в газете «Красное знамя» была опубликована статья, в порядке подготовки к декаде украинского искусства. Заслуженный деятель искусств УССР А. Довгаль рассказал об особенностях областной выставки народного творчества, выразил отрадное впечатление, вызванное во время знакомства с предметами народного творчества. И конкретно: «Заслуживают внимания работы резчика по дереву Н.Коленов». А в конце статьи все же выразил сожаление, что с выставок к тому времени все же исчезли массовые виды народного творчества, такие, как выпиливание и выжигание на дереве.
Берем в руки журнал «Огонек». В № 13 за март 1953 года автор статьи «Украинская выставка народного творчества» А. Алексеев подчеркивал, что устремления украинского народа к миру во всем мире нашли свое отражение на выставке, в частности, говорил автор, искусные резчики по дереву учитель В.М. Асталов из Закарпатья и столяр Н.Ф.Коленов (Харьковская область) выполнили композиции на тему «Мир победит войну».
Принцип построения композиций при резьбе по дереву не сразу открылся работавшему в простом столярном цехе Н.Ф. Коленову. Принцип этот он для себя определял просто: во всем следовать за природой, больше работать в натуре, учиться у жизни.
Когда в Украине приближалось 95-летие со дня смерти Т.Г.Шевченко, областные газеты рассказывали о подготовке к этим дням. «Ленінська зміна» на своих страницах опубликовала два портрета поэта, фотокопии работ Н.Коленова: на четырех деревянных блюдах он мастерски выполнил резьбу по мотивам стихотворения «Заповіт».
В 1957 году Коленову была вручена грамота Центрального Дома народного творчества за участие в Юбилейной художественной выставке. Искусствовед Н. Бесхутрый в «Соціалістичній Харківщині» 25 апреля того года подчеркивал: «С каждым годом совершенствуют свое мастерство известные уже харьковчанам резчики по дереву Демченко и Коленов. Их работы на нынешней выставке – сувенирные шкатулки – свидетельствуют о высокой профессиональной и художественной культуре этих необычных столяров».
Так постепенно Н.Ф. Коленов переходил из разряда столяров в ряд мастеровых резчиков по дереву, при этом он все более и более овладевал мастерством создания образов. Не случайно в газете «Соціалістична Харківщина» в феврале 1959 года говорилось об этом, в тех статьях были такие слова: «По-настоящему интересна декоративная тарелка с портретом Мичурина. В ней умело объединена портретная резьба с растительной орнаментовкой».
И уже первого марта того же года газета «Радянська культура» опубликовала большую статью «Український радянський сувенір», автор которой, кандидат исторических наук Б. Бутник-Сиверский, выделил группу работ из дерева, и среди них шкатулку работы Н.Ф. Коленова.
В то же время другие газеты обратили внимание на вырезанные из дерева игрушки Н.Ф. Коленова, который будучи признанным народным мастером стал примером уже для более молодых резчиков.
К тому времени он уже много переписывался с различными музеями, в том числе и с Центральным домом народного творчества Украины, откуда поступило сообщение, что декоративное блюдо с портретом И.В. Мичурина направлено на Всесоюзную выставку самодеятельного народного творчества. В частности, заведующий фондами Центрального музея имени В.И. Ленина – Н. Куликов 26 июля 1960 года дал высокую оценку работам Коленова, а Николаю Федоровичу написал так: «Ваша ваза выполнена с большим мастерством и по заслугам будет являться ценным экспонатом в краеведческом музее Вашего города».
Далее все чаще о харьковском резчике по дереву пишут в различных московских изданиях. При этом подчеркивалось, что среди харьковских самодеятельных художников его имя многим хорошо известно по ряду удачных и отличных работ.
Эту же мысль подчеркнула и театровед М.Чернова (газета «Красное знамя», 18 апреля 1954 года) знавшая Н.Ф. Коленова еще по его первым работам, которые неоднократно экспонировались в залах Харьковского государственного музея изобразительного искусства. В частности, речь шла о выставке, посвященной большому событию – 300-летию воссоединения Украины с Россией. На выставке было представлено более пятисот работ. И вот из такого количества участников автор статьи выделила следующих мастеров: «Умение сочетать традиции народного творчества, искусства, национального украинского орнамента с жизнью своего народа, своей страны, самодеятельная работа над композицией в наибольшей степени проявилась в резбе. Всеобщее внимание посетителей интересуют работы талантливого резчика по дереву П. Фоменко, композиции на дереве И. Собинова «Навеки вместе», Н. Коленова «300 лет воссоединения Украины с Россией».
О работах П. Фоменко и Н. Коленова в те дни, по тому же поводу, писала газета «Соціалістична Харківщина».
А директор Центрального Дома народного творчества Ю. Беликова еще в декабре того же 54-го сообщала Н.Ф. Коленову о том, что это его произведение, о 300-летнем воссоединении двух славянских стран, экспонировалось с большим успехом на республиканской выставке, а закупочная комиссия оценила его тысячу рублей.
«Скільки талановитих творів! Яке богатство народних талантів» - восклицал поэт В. Кочевский в газете «Літературна Україна», и он уже спокойно среди множества работ снова таки выделил работу о воссоединении Украины с Россией, подчеркивая монументальность этого произведения.
И в дальнейшем об этой работе еще много говорили и писали. Не стала исключением и газета «Соціалістична культура», орган Министерства культуры УССР, - в четвертом номере за апрель 1957 года она посвятила работам Н.Ф. Коленова отдельную статью. Автором статьи был М. Волшаник, методист Харьковского областного Дома народного творчества, легко сделалавший анализ композиции, подчеркнув при этом, что автор работы с легкостью и большой любовью обработал орнамент, ставший неотъемлемой частью композиции. Кроме того, заметил, что уже в работах на тему «Заповіта» Т.Г. Шевченко мастер добился значительных успехов: к тому времени резчик по дереву создал четыре овальных тарелки, тематически связанные между собой текстом стиха.
И другие исследователи отмечали: Коленов неуклонно развивал и совершенствовал своеобразные приемы народного мастерства. С точки зрения специалистов, особенно интересной была шкатулка «Для счастья народа», на которой была изображена гидроэлектростанция.
Отмечали тот факт, что резчик по дереву верен (верен!) принципам тщательной разработки композиционного построения работы. К тому времени часто упоминалась серия плоскогорельефных картин на темы истории украинского народа. Говоря о зрелости мастера, авторы статей и участники различных обсуждений на выставках считали, что ему не сразу-таки удавалось добиться успеха. Особенно трудно давалось резчику изображение человеческого лица. Однако, в работах на тему шевченковского «Заповіта» Н.Ф. Коленов добился удачи благодаря тому, что вытачивал овальные тарелки, тематически умело связывая их между собой политическим текстом. Сам же рисунок был обрамлен орнаментом.
Старший редактор журнала «Народна творчість» в августе 1964 года сообщал: «Уважаемый Николай Федорович! Барельеф А. Довженко всем нам очень понравился, хотя, правда, был удивлен, увидев, что от первого варианта Вы отказались. Фоторепродукцию барельефа мы с охотой помещаем в номере пятом журнала. Какие Ваши будущие работы?»
Этим вопросом нередко задавались другие учреждения министерства культуры, желавшие заполучить какие-то новые произведения Н.Ф. Коленова для экспонирования в музеях, в частных собраниях. Кстати сказать, сам мастер уже не имеет точных сведений, сколько же и в каких же городах, ближних и далеких, имеются его работы.
И зритель выставок, и специалисты, и заказчики считали, что Н.Ф. Коленов в своих работах никогда не повторялся, и это давало возможность в каждом новом произведении и увидеть какие-то очередные достижения резчика по дереву.
К этому разряду оценок относится письмо заместителя директора по научной части Каневского Государственного музея-заповедника «Могила» Т.Г. Шевченко в Черкасской области И.Г. Кутового.Тот считал, что образ Шевченко на барельефе «интересен тем, что он раскрывается в динамике, в движении».
С годами интерес к произведениям Н.Ф. Коленова у специалистов все возрастал. Напримером, в письме к самому Коленову упоминавшийся старший редактор журнала «Народна творчість» В. Яринич писал: «Спасибо, что информируете о своем творчестве. Какие Ваши планы на будущее? Не создадите ли Вы какого-то произведения, посвященного Довженко? Дело в том, что в этом году будет торжественно отмечено 70-летие со дня его рождения и хотелось бы опубликовать на страницах журнала одно из произведений, посвященных выдающемуся мастеру и актеру кино.
Об оценке Ваших работ читайте во 2 номере нашего журнала (1964)».
Действительно, в журнале была большая публикация под заголовком «Популярность киношевченкианы за рубежом» и в ней была дана репродукция работы Н.Ф. Коленова «Т.Г. Шевченко среди крестьян слушает кобзаря». В публикации сделан анализ отдельных работ Н.Ф. Коленова и его творчества в целом. При этом подчеркивалось, что резчик по дереву к шевченковской тематике подошел еще в 1952 году. То была небольшая шкатулка на тему стихотворения «Мені тринадцятий минуло». На верхней части резчик изобразил маленького Тараса среди овец, боковые стороны приукрасил плавным гибким орнаментом. Та шкатулка оказалась в Киевском музее им.Шевченко. Еще через несколько лет мастер создал упоминавшуюся композицию, посвященную 300-летию воссоединения Украины с Россией, а также шкатулки «Живи, Украина», «Для счастья народа», портрет И.В.Мичурина. И эти работы получили широкую известность, теперь они хранятся в музеях Киева и Харькова.
Касаясь темы Кобзаря, автор публикации перечислял все работы Н.Ф. Коленова, посвященные Т.Г. Шевченко, по мнению публикатора, резчику удалось довольно убедительно раскрыть образ народного поэта. Именно в этом материале отмечено, что зрелостью отличаются и композиция произведений, и образы крестьян, такие типические и колоритные.
Однако, автор работ по дереву продолжал кропотливую работу над различными средствами создания разнообразных образов. Из переписки видно, где автор сам замечал, что трудность выбора средств выражения - в богатом арсенале резьбы по дереву, но она же была причиной творческой смелости и сдержанности одновременно Коленова-резчика. Это отмечал старейший украинский мастер Петр Петрович Верна из Борисоглебска Киевской области. 19 писем его хранится в архиве Коленова. Из этих писем виден большой интерес старого мастера к творчеству Коленова. Верна даже считал, что Коленов к тому времени стал одним из ведущих народных мастеров художественной резьбы по дереву.
О Н.Ф. Коленове писали за пределами родной Украины. Например, польская газета «Наше слово» – орган главного правления украинского общественного культурного центра, это было 13 марта 1977 года. Автор варшавской статьи «Любимая тема народного мастера» Петро Ротач прежде всего отмечал национальные черты, характерные для мастерства резчика из Харьковщины. Еще отмечалась явная симпатия Коленова по отношению к темам, к подбору орнамента, к стилистическому оформлению своих работ. При этом подмечено хорошее знание Коленовым характера резьбы старых мастеров, его предшественников, и творчества его современников. Свою публикацию варшавская газета иллюстрировала двумя работами Коленова – это две декоративные тарелки: «Хата Т.Г.Шевченко» и на тему «Заповита», выполненые в 1964 году.
Сам Н.Ф. Коленов продолжал совершенствовать свое мастерство. И это отмечено было в статье «Безцінні скарби творчості», помещенной в газете «Соціалістична Харківщина» 12 сентября 1978 года. Автором статьи на этот раз была студентка факультета журналистики Львовского университета, а поводом для публикации был фольклорный праздник в парке имени Горького. И на этот раз газета много внимания уделила работам резчиков по дереву П. Фоменко и Н. Коленова.
В это же время в №9 журнала «Знання та праця» заслуженный учитель Украины И. Яновский, в свою очередь в статье «У полоні краси» сделал серьезный и подробный анализ работ Коленова. При этом упоминалось много коленовских работ, речь шла о ряде портретов выдающихся деятелей культуры и в частности Шевченко, Пушкина, Давида Гурамишвили, Шолохова, Н. Островского, А. Довженко, особо отмечено то, что к этому времени Н.Ф. Коленов создал несколько работ, посвященных Г.С. Сковороде.
Популяризировали работы народного мастера и позднее. Вслед за этим мы отметим, что указанные выше и многие другие работы отличаются мастерским исполнением и оригинальностью решения композиций. А работы «Хлеб – всему голова», «Украинский миллиард», «Украинский гопак», кроме того, проникнуты глубоким оптимизмом, любовью к жизни, полны патриотизма.
Не случайно ведь более трехсот произведений народного мастера нашли свое место в музеях страны, в учебных заведениях и культурно-просветительских учреждениях, а еще есть его работы и в частных коллекциях.
Перебирая многие фотографии, на которых изображены разные работы Коленова, сейчас особенно обращают на себя внимание несколько из них, посвященные М. Шолохову. Сам образ писателя воссоздан воистину так, что сразу чувствуем его великий художественный дар. Эту черту подчеркивают и одновременно раскрывают расположенные на свободных местах герои произведений М. Шолохова, они вырезаны ярко и вдохновенно.
И этот образ писателя как бы особым светом освещает самого мастера. Зная биографические сведения о резчике по дереву, не имеющего ни специального, ни даже полного среднего образования и при этом отмечая мастерски проработанные детали на шолоховском, да и других портретах, нельзя не заметить, что Коленов в своих интуитивных предчувствиях обычного резчика по дереву поднимался до казалось бы недостижимых для него профессиональных тонкостей, тем более до философских размышлений о творческих исканиях личности.
Все это трудно найти у кого-либо из самодеятельных умельцев. В более поздние годы своей творческой деятельности появились новые формы, рядом с резьбой он стал использовать инкрустацию. В этой технике был выполнен альбом «Никто не забыт, ничто не забыто». В 1980 году Коленов закончил новую работу: создал иллюстрации к рассказу В.Г.Короленко «Чудная». Эта работа сразу обратила на себя внимание ряда специалистов, в ней художник показал себя большим психологом, уловив сложный подтекст рассказа.
Имя Н.Ф. Коленова стало представлять народное творчество всей Украины. Так, в путеводителе по Днепропетровску с названием «Проминь» за 1986 г. рассказывалось, что в девятом зале музея в Каневе представлена богатая шевченкиана украинских резчиков по дереву и, прежде всего, выделялись декоративные тарелки О. Ищенко и Н. Коленова. И в большом обзоре «И вышитый портрет на нем» кандидата искусствоведения А. Жук газета «Культура і життя» 22 марта 1987 года, поведав о множестве новых работ украинских мастеров, посвященных Шевченко, снова остановила свое внимание на серии декоративных тарелок, выполненных по мотивам «Заповита», в тексте сказано, что резчику удалось в портрете выделить мысль, как осуществлялась мечта поэта.
И в родном Харькове «Вечерний Харьков» 14 марта 1988 года посвящает Коленову отдельный материал. Беседовал с мастером И. Кирсанов. Здесь уже резчика попросили рассказать и о дереве, с которым работает мастер (береза, бук, груша), и о времени, истраченном на ту или иную работу (иногда месяц, иной раз больше), о том, как зарождался замысел той или другой работы. По словам резчика, толчком к созданию нового произведения служили, как правило, литературные и другие произведения, а еще исторические даты и события. Вспомнили и о том, кому бы мастер передал свое умение. Тогда было сказано, что Н.Ф. Коленов хотел бы, если бы внук Виталий унаследовал любовь деда к резьбе по дереву.
А сами его интересы резьбы по дереву уже начинали носить общественный характер. В августе 1994 года заместитель председателя оргкомитета, начальник управления культуры облсовета Марченко выразил Н.Ф. Коленову искреннюю, сердечную благодарность за участие в юбилейных празднествах по случаю 150-летия со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, в письме подчеркнуто: «Пусть и в дальнейшем Ваш труд служит делу национального возрождения».
Готовясь достойно отметить летом 1997 года 100- летний юбилей со дня рождения талантливого писателя, всемирно признанного теоретика межпланетных полетов, энтузиаста завоевания космического пространства Юрия Васильевича Кондратюка (Александра Игнатьевича Шаргея), харьковский областной комитет космонавтики и аэрокосмический музей им. С.В. Гризодубова заказали известному резчику по дереву Н.Ф. Коленову изготовить произведение с портретом Кондратюка. Юбилейная тарель «Шаргей-Кондратюк» заняла свое место в экспозиции, посвященной Кондратюку в аэрокосмическом музее.
В связи со столетием со дня рождения Кондратюка завязалась переписка между Коленовым и Даценко, членом Федерации космонавтики Украины, биографом и двоюродным братом ученого, бывшим преподавателем ВВМА им.Жуковского, инженером-подполковником в отставке.
Вот одно из писем Даценко: «Полтава 14.01.1997. Уважаемый Николай Федорович!
Спасибо за Ваш благородный труд, за Ваше искусство. Я всегда рад тому, кто уделяет внимание ученому, которому нет равных в мире. Это не потому, что его разработки превосходят все сделанное другими, а потому , что основы этих разработок были заложены еще, по сути, мальчишкой-гимназистом, а потом он их совершенствовал по ночам, днем работал чернорабочим, кочегаром, механиком, проектантом и прорабом оригинальных строений, автором грандиозного ветряка… да еще вынужден был жить под чужим именем, оторванным от родных, от родной Полтавы.
Я вижу по фото работу, в создание этой тарели вложено уменье золотых рук, большой, тонкий и кропотливый труд.
Достигнуто общее сходство с моим двоюродным братом – Сашей Шаргеем.
В Вашем распоряжении были весьма слабые и маленькие по размеру снимки в книге. И Вы не увидели на них и поэтому не смогли отразить в своей работе характерные тонкости, детали портрета. Главное - глаза и уши. Глаза у него пронзительные были, брови выше, уши особой формы, чуть оттопыренные.
Уж слишком он получился спокойным, благополучным.
Не огорчайтесь! Ваша работа по портретному сходству намного лучше, чем, скажем, бюст памятника Шаргею-Кондратюку, открытого в Комсомольске-на-Днепре 21.06.1996 г. (99 лет со дня рождения). И многих других работ. Да и лучше многих работ подобного типа из Киева, Сум.
Прекрасный по сходству бюст сделал харьковский скульптор для полтавского музея авиации и космонавтики…
Еще раз благодарю
А.Доценко»
Привели мы это письмо полностью, во-первых потому, что оно показывает, что и сегодня старый мастер в отличной форме, как говорят специалисты, а во-вторых, что сам Николай Федорович о своем творчестве распространяться особенно не любит. Однако за него говорят образы, воссозданные в его работах. Правда, иногда он вспоминает, как вырезал тот или другой мотив или барельеф. А еще он вспоминает родные места. И, говоря о них, раздумывает о жизни земляков, которым и посвящает многие свои работы, и прежде всего те, которые связаны с родной Харьковщиной.