Алфераки Николай Дмитриевич
© Андрей Парамонов (Харьков)
В воспоминаниях харьковского художника Василия Карпова есть упоминание о миллионере и владельце картинной галереи в Харькове Алфераки. На собрание его картин приходили посмотреть пользуясь случаем во время званных вечеров, на которые он приглашал не только равных себе дворян, но и купцов, поскольку вел торговые дела в Харьковской и Екатеринославской губерниях. Харьковские купцы на картины смотрели, а между собой посмеивались, потешались над Алфераки. Собственно этого уже было достаточно, чтобы заинтересоваться кто же такой этот Алфераки. Правда меня всегда интересовал и владелец имения Максимовка Змиевского уезда, под этой же фамилией.
Действительно, в 1830-1840-е годы в Харькове проживал Николай Дмитриевич Алфераки, происходящий из древнего греческого рода Алефереос. Дмитрий Алефереос родился в 1743 году в семье правителя города Мистра, а с 1770 года он поступил на российскую службу с чином капитана греческого пехотного полка участвовал в Чесменском сражении. Уже в 1773 году Дмитрий Ильич Алфераки (так его записали в российской армии) он вышел в отставку в звании секунд-майора и переехал на жительство в Таганрог, где разбогател, стал помещиком и удачно вел торговые дела в Таганрогском порту. В 1811 году надворному советнику Дмитрию Алфераки был пожалован орден «Святого Владимира» IV степени, а вместе с ним и потомственное дворянство.
Николай Дмитриевич Алфераки родился 18 апреля 1815 года, воспитывался в благородном пансионе при Императорском Московском университете, затем в Императорском Харьковском университете. Здесь же в Харькове он знакомится с дочерью коммерции советника Кузьмы Никитовича Кузина – Любовью (1824-1906). В 1841 году они обвенчались и в их семье родится пятеро сыновей, практически все в Харькове, хотя глава семьи служил в Петербурге и Таганроге, а в Харькове служил в 1845-1848 годы в Харьковской губернской почтовой конторе. В эти же годы коллежский советник Николай Алфераки становится директором харьковского театра, он не только купил все акции его, уплатил долги и внес на улучшение 20 000 рублей собственных денег.
Принято считать, что Николай Алфераки получил в приданное за супругой дом в Харькове по улице Сумской, однако сведений о проживании в нем никто предоставить не может. Значительно больше известно о другом доме, в Залопанской части Харькова на углу Благовещенской и Дмитриевской улиц. Усадьба стоимостью в 36 000 рублей серебром строилась по проекту столичного архитектора Андрея Штакеншнейдера и к сожалению до наших дней не сохранилась (сегодня на этом месте здание под № 19 по Благовещенской улице).
На дворовом месте в едином ансамбле были построены каменный двухэтажный дом. Каменный двухэтажный с антресолями флигель, двухэтажные службы, оранжерея, разбит регулярный парк.
Фасадом на Благовещенскую улицу был построен каменный дом на подвальном этаже длиной 28 м и шириной 17 м с пневматическими печами для отопления и имел 18 комнат, из которых 13 в бельэтаже, на который вела лестница из белого мрамора с балясинами орехового дерева. Полы коридоров и зала, ступени парадного крыльца также были из белого мрамора. В восьми комнатах был постелен дубовый паркет работы лучших столичных мастеров. Двери изготовленные из береста украшенные политурой имели просветы из богемского стекла, это же стекло было использовано в 22 парах оконных переплетов первого этажа и 25 парах второго этажа. Подоконники были изготовлены из мраморных досок, а откосы из фальшивого мрамора. Стены снаружи и внутри, а также потолки богато украшены лепниной, а в кабинете владельца лепнина богато покрыта позолотой. Пневматические печи имели чугунные приборы и медные отдушины, покрыты белыми изразцами. Всего же несгораемых предметов в доме было установлено на сумму более 13000 рублей серебром, а сгораемых на 8000. Крыша дома была покрыта медью.
Первый каменный двухэтажный флигель был гостевой, он был украшен скромнее дома, на первом этаже было 2 комнаты, на втором 5. А в антресоле ещё 3. Печи которые в нем стояли были украшены писанными изразцами, а в одной комнате стоял очаг с медным котлом. В подвальном этаже этого флигеля располагалась пневматическая печь. Во втором флигеле «Г»-образной формы располагались службы: кухня, каретный сарай, кладовые, конюшня о 12 стойлах.
Помимо дома и флигелей на усадьбе стояли каменный сарай, деревянный амбар под которым был ледник, колодезь дубового сруба, фонтан с насосом длиной и шириной в 3,6 м.
Ограда вокруг усадьбы по улице Дмитриевской была устроена из сосновых досок на дубовых столбах, а со стороны сада огорожена штакетником. Со стороны Благовещенской улицы ограда была каменная, здесь же стояли и каменные ворота с двумя калитками и аркой, поштукатуренные и побеленные.
В усадебном доме была размещена богатая библиотека, которая регулярно пополнялась свеже изданными журналами и книгами в России и Европе. В зале стоял прекрасный рояль. Картины украшали стены нескольких комнат усадебного дома, в большей степени это были лучшие образцы итальянских мастеров эпохи Возрождения и французских мастеров 1830-х годов. Сам Николай Дмитриевич Алфераки был не только знатоком живописи, но и сам в детские и юношеские годы рисовал, к чему его приучал отец. После смерти тестя – купца Кузина к Алфераки перешла и его картинная галерея, в которой было несколько замечательных полотен русских художников.
Оранжерея с тропическими растениями, с огромной коллекцией цветов, которыми круглый год украшали обеденную залу, была предметом зависти харьковцев. Но цветы Алфераки не продавали и даже не дарили, садовник англичанин по происхождению был неподкупен.
Харьковский период жизни семьи Алфераки делится как бы на две части, поначалу он пришелся по вкусу всему обществу, его вечера и балы, обеды – были великолепны. Часто в доме Алфераки гостили знатные особы, художники, музыканты, поэты и писатели, тогда здесь собирался и весь цвет Харькова. Выезды в свет на лучших в Харькове лошадях, украшенные живыми цветами наряды Любови Кузминичны на службу в Дмитриевскую церковь – всё это вызывало разного рода восхищение в городе. Но постепенно Алфераки утратили свои восторженные отзывы, Николай Дмитриевич в долг не давал, коней со своего завода не продавал, заказы на товары через его магазины в Таганроге лично не принимал. Наконец возник конфликт по театру.
Николай Дмитриевич Алфераки пребывая в Харькове и управляя театром, несмотря на своё богатство, всё же устал от бесконечных трат на его нужды. В итоге вопреки воле харьковского общества он распустил труппу в 1848 году посреди сезона, ссылаясь на перерасход средств на её содержание. Высокие ставки актеров, непомерное число бенефисов не мог выдержать даже он. Конфликт с обществом ему не был приятен и он решил оставить должность директора театра и службу в Харькове, вместе с семьей он переезжает в Таганрог. И с того времени в Харькове он бывает только проездом, проживая в Таганроге и Петербурге.
Дом в Таганроге также построенный по проекту Андрея Штакеншнейдера сохранился до наших дней. В его петербургском доме на Английской набережной собирались художники, поэты, музыканты. Сам Николай Дмитриевич был талантливым скрипачом, писал повести и рассказы. Он умер 23 ноября 1860 года в чине действительного статского советника будучи чиновником особых поручений при главном попечителе Императорского человеколюбивого общества и почётным членом Главного совета детских приютов, секретарём Академии художеств. Его супруга Любовь Кузминична умерла 2 ноября 1906 года и похоронена на кладбище Новодевичьего монастыря.
Усадьбу в Харькове Любовь Алфераки продает после смерти супруга харьковскому купцу Алексею Дмитриевичу Чепелкину. В усадебном доме до того времени сохранялась ещё значительная коллекция живописи, не перевезенная в Таганрог и Петербург. От Чепелкина коллекция была продана по частям купцу Гладкову и дворянину Филонову, до начала Второй мировой войны лучшие образцы живописи из неё ещё хранились в Харькове.