1871 год. Освящение Покровской церкви в Балаклее
Ново-Серпухов (Балаклея). В сельской глуши, всякое, сколько-нибудь выходящее из ряда событие заставляет о себе говорить много и долго местных и окрестных жителей, так-как не скоро является другая тема на смену прежней. Таким событием в нашей местности было освящение 17 ноября 1871 года в слободе Ново-Серпухове перенесённого на другое место и заново-отстроен- наго храма в память праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Но прежде я должен сказать несколько слов о минувшей судьбе этого храма и его прихожанах. Церковь Покровская, как я сказал, только перестроена в настоящее время; построение же её, церковные записи, относят к давно-минувшему времени, именно к 1791 году, н это – третьим уже зданием, так-как до упомянутого года в Балаклее было уже преемственно два храма в память Покрова Пр. Богородицы. В первоначальном строении храма этого, кроме балаклейцев, участвовали соседние мелкие помещики, населявшие окрестные хутора, по Донцу и Балаклейкам. С учреждением военных поселений, когда окрестные помещики выселены были в разные другие места, балаклейцы остались единственными прихожанами Покровской церкви, но ненадолго. Около 30-х годов, военно-поселянское начальство сделало распоряжение закрыть Покровскую церковь, а так-как пред тем и Николаевская балаклейская церковь отдана была в новообразовавшееся из разных хуторов селение Яковѳнково, то Балаклея, с полуторатысячным населением мужеска пола и приписными к ней, сверх того, селениями Вербовкой и Лагерем, остались при одной Успенской церкви. Больших потом усилий стоило испросить разрешение начальства – возобновить запустевшую святыню в 1818 г.
Но долго, впрочем, и опять суждено было балаклейцам считаться прихожанами Покровской церкви. По желанию, как говорят, местного старшего священника Леонтовича, тяготившегося, по старости, поездками в причисленные к Балаклеи селения, Вербовку и Лагери, вся Балаклея сосредоточена приходом к Успенской церкви; Вербовка же и Лагери—к возобновленной Покровской церкви. Это, чисто случайное, распоряжение подало потом повод жителям Лагерей затеять с балаклейцами процесс. По примеру Вербовцев, устроивших в своем селении отдельную церковь, Лагери решились устроиться тоже особым приходом, и для этого потребовали – Покровскую балаклейскую церковь. Военно-поселянское начальство, однако, отказало им в этой просьбе, епархиальное начальство еще менее могло уважить эту претензию. Эта-то Покровская церковь, перенесенная на новое, удачно избранное место и заново отстроенная, освящена в минувшем ноябре. Освящение и затем литургию совершил местный благочинный священник Г. Буханцев, в сослужении 12 иереев. Многочисленность служащих, стройное пение местного хора, благолепие нововозобновленного храма и особенно обряд посвящения невольно поражали предстоящих, собравшихся со всех окрестных селений, богомольцев и возвышали дух их горе. Не мало можно было видеть ц плакавших от умиления, особенно между жителями Балаклеи, которые так дорожила своею святынею.
По заамвонной молитве, местный благочинный обратился к предстоящим с словом назидания. Проповедник, слегка коснувшись предшествовавших обстоятельств, и воздав хвалу ревнителям благолепия дома Божия, обратился к слушателям с увещанием возбудить в себе святую ревность: отложити ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных, и облегцыся в новаго человека, созданнаго но Богу в правде и в преподобии истины (Еф. 4. 22, 29) и созидать себе в жилище Божие Духом (Еф. 2. 22). Помимо содержания, вполне приличного событию дня, слово 'проповедника особенно поражало слушателей тем, что имело вид импровизации, — импровизации легкой, по и стройной, что представляет такую редкость в наших сельских церквах. Невольно представлялась мысль, как хорошо было бы, если б молодые люди, будущие пастыри, заранее подготовляли себя произносить поучения экспромтом. Живое слово всегда более поражает слушателей и находит легкий доступ к сердцу их, нежели самое высокопарное слово, произносимое по книге или тетради. Минувшее торжество—освящение храма и теперь, спустя почти месяц, составляет предмет разговора для местных жителей, и не мудрено: оно было важным для них событием, нарушившим однообразие и монотонность обычной их жизни.
Священник Стефан Дахневский