1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

Уездный город в 173 вер. от Чернигова и в 555 от Москвы, под 51° 5' долготы и под 52° 20' широты, на правом возвышенном берегу Десны.

Местность Новгорода живописная, особенно красив вид его с восточной стороны. Десна широкой лентой извивается при подошве города, разбросанного на возвышенности и по сторонам провалов. Ручей разделяет поселения на две части: собственно город и заручье.

Основание города относят к 1044 г. И это мнение более, чем вероятно. В 1080 г. видим Новгород довольно значительным, чтобы привлекать жадность хищных половцев; а скоро после того, с 1098 г., становится он стольным городом северских князей[1]. С другой стороны не даром Заручайная криница, с прекрасною водою, поныне называется родником «Ярославским». Собственно между удельными северскими князьями не было князя Ярослава[2]. След. криница Ярославова указывает на вел. князя Ярослава Владимировича, тем более, что по истории в 1044 г. Ярослав ходил против Литвы и потому естественно было для него желание оградить Северию крепостью северскою против дикой Литвы. Таким образом основание Новгорода северского надобно отнесть к 1044 г.

По летописи, в 1146 г. черниговские князья с сыном в. князя России «пошли к Новгороду и стали у вала («пересты»); стрельцы с образом пошли к городу к Черниговским воротам и тут вступили в бой. На утро приступили к курским воротам… потом опять стали близ города и пустили стрельцов к городу. Гражданам было весьма тяжело, их вогнали в ворота острога и многих убили». В 1152 г. черниговцы, вогнав новгородцев в город, изрубили «острог», но не взяли города «бе бо крепок зело»[3]. По этим известиям, стольный город «Северского княжества»[4], заключавшего в себе не только северовосток Черниговской губернии, но и города Путивль, Курск, Трубчевск и Брянск[5], был сильным городом как по укреплениям, так по числу жителей. Он а) был огражден валом; б) внутри вала была крепость, огражденная деревянным частоколом; в) в город вели Черниговские и Курские ворота[6]; г) надобно еще прибавить, что по общему устройству древних русских городов, вне городского вала было еще место или предместье города[7]. Так без сомнения было и в Новгородо-Северском до монгольского времени, в чем утверждает и древний храм св. Николая.

По местному преданию, там, где ныне стоит соборный храм успения Богоматери, стоял идол, которому северяне приносили жертвы; но при введении христианства в краю северском, на месте идола построен был храм Богоматери; усердием благочестивых князей он был устроен из камня и щедро наделен был всеми принадлежностями: но дикие татары разрушили и город и соборный храм его до основания. В последствии построен был деревянный собор, который существовал до позднего времени[8].

Неизвестно, с какого именно года строился ныне существующий каменный соборный храм[9]. В 1718 г. гетман писал: уже несколько лет начал строиться храм успения Богородицы, но на окончание его еще много нужно издержек». Между тем при кафедре цел антиминс, выданный в 1701 г. для Новгородского соборного храма. По делу 1727 года надобно думать, что в 1701 г. освящен был один из приделов собора, которых по переписи 767 г. было два, с правой стороны в честь пр. Илии, с левой – во имя безсребренников Косьмы и Дамиана. Преосв. Иродион в 1723 г. янв. 23 писал к гетману: «по должности моей тщание о сем имея, дабы везде в епархии моей церкви божественныя без обычнаго набоженства не булы, желанем, возвращаючись з царствующаго града Москвы в прошедшем 1722 г. в августе м.. под час бытья моего в Новгородку, освятити сам великим освящением, яко соборную, а мою престольную, церковь Новгородскую. Но уряд и парахиане тамошние предлагали, яко бы не прибрались зов сим к освящению великому. Теперь зась в прошедших числах высоким Ея Имп. Величества указом з свят. синода велено мне в епархии моей ведати: на чом якой церкви священнослужители зостают? Тако ж откуда якая церковь к священнослужению потребная имеет? О чем всем известия требуючи, писалем до  п. сотника новгородскаго, от котораго принявши о сем и о прибору к освящению церкви известие, сам имию туда в Новгородок прибути и помянутую соборную церковь освятити». Но главный храм не был освящен, от того что открылись безпорядки в его постройке и ктиторстве; суммы растрачены ктиторами, определявшимися светскою властию – и по собору шла безурядица самоволия. В 1727 г. дек. 29 преосвященный сообщил гетману, что соборной Новгородской церкви не позволяет он освятить не по ссоре за кафедральную землю, а потому, что некоторые из урядников и посполитых, растратив церковныя деньги, не хотят дать в них отчета; притом же для прихожан совершается богослужение в придельном храме. Вероятно освящение главнаго храма последовало уже при преосв. Иларионе.

Так как к 1767 г. оказались в арках и восточной стене собора трещины: то по разрешению преосвященного Кирилла Ляшевецкого храм был скреплен железными связями, под арками поставлены столбы и восточная стена снаружи подкреплена контрфорсом; тогда же расширен был храм – пристройками с южной и северной сторон. Каменная колокольня построена в 1820 г.

Замечательные святыни собора:

1.      Икона Богоматери на медной доске, предмет особенного благоговения для местных жителей. В 1744 г. устроенная на нее серебренная вызолоченная риза усердием Ульяны Романовской Будаевской.

2.      Крест ручной серебряный – дар иеросхимонаха Софрония 1708 г.

3.      Потир серебр. в 3 ф. 37 зол. 1623 г.

4.      Другой потир сер. в 2 ф. с надписью Cospar Radiunis, parochus niechamiensis ecclesiae, in qua est inventus, donavit, an. 1613. На подножии изображены: Богоматерь, римский бискуп с молитвенником в руках и римский монах в длинной одежде. По этим изображениям очевидно, что потир устроен был для костела; село Нехаевка в Сосницком уезде; нехаевский пан – Папнет принес дар для новгородского костела.

5.      Евангелие львов. п. 1636 г. с надписью: «положили на престоле в церкви успения пресв. Богородицы, стоячой в месте Новгородку северском, Фед. и Тит. Якимовичи и Степа Кондратович, мещане новгородские, – року 1641».

6.      Евангелие м. п. 1712 г. в серебряном вызолоченном окладе, с надписью: «1748 г. оправлено за презвитера Игнатия Томиловскаго коштом церковным; делал Иван Авдеев Погарский».

7.      Серебр. гробница в 12 ф. искусной работы, 1779 г. В прошлом столетии цела была грамота данная Новгородскому собору 1640 г. Александром Пясочинским, старостою новгородсеверским и каштеляном киевским, как вероятно, по влиянию благочестивой супруги его, урожденной Древинской[10]. Этою грамотою предоставлены были бывшему тогда протопопу Димитрию Долматовичу и его преемникам на содержание пахатные и сенокосные земли, озеро и дань меровая. По другим примерам можем полагать, что Пясочинский не то, что вновь дал эти угодья собору, а утвердил за ним древнюю собственность его, дар князей северских.

По переписи 1767 г. при соборе школа, где дьячок, псаломщики и пономарь, богадельня на земле пожертвованной дьячком Иваном Веребьем. Затем показаны следующия имения: а) близ собора через дорогу двор купленный на церковь Евдокиею Ваплицею в 1650 г. за 5 р., где в 767 г. помещались магистрат и сотенное правление; б) близ колокольни церковная важница (весы), в коей важут пеньку, воск, сало, мед и пр. Место это куплено для церкви за 12 р. у протопопши новгородской Евдокии Долматовичевой 1660 г. янв. 25 д. Важница утверждена за собором универсалами полковника Рословица 1673 г. и гетмана Скоропадского 1718 г.; в) вблизи северской Воскресенской церкви двор и около его 23 коморы (амбара), где за условную плату торгуют разные обыватели; все это утверждено за собором универсалами; г) в ряду соляном камора с соляною скринею и близ нее изба с двумя скринями; д) против кравецкого двора ледовня и три каморки, купленные для церкви в 1733 г. 1738 г. за 60 руб.; е) плян с хлебною мерою, подаренный церкви значковым товарищем Даниилом Заневичем; ж) за городом по ту сторону Десны в городских дачах «медовая отчина», данная новгородскими обывателями для церкви; в ней 9 дерев с пчелами и 97 без пчел; з) перевоз на реке Десне, под селом Пироговкою, в 10 верстах от города, по дороге в Глухов, утвержденный за собором универсалами нежинских полковников Григория Гуляницкого в 1657 г. и Василия Ничипоровича в 1660 году; и) близ этого перевоза сенокос на 106 саж. длины и 70 саж. ширины.

Сообщаем самые древние акты собора по переписи 1767 г.

1.      Лист Гуляницкого 1657 г.

«Григорий Гуляницкий полковник нежинский и всего севера войска Его цар. В-ва запорожскаго. Ведомо чиним тым писанием нашим, иж далисмо перевуз на потребу церкви Божой, на успение пресв. Богородицы, меновите Новгородской, то есть перевоз путивльский в селе Пироговце, в котором перевозе же бы не от кого прешкоды жадное не было, тилько ктитора тое церкви Божой абы тим заведовали, а не хто инший. На том писмо наше даем при печати на той, с подписом руки власной. Деялося в Нежине мес. януария дня 8 року 1657».

2.      Лист Золотаренка.

«Василий Ничипорович полковник войска Его цар. Вел. запорожскаго и всего севера.

Ознаймуем сим писаньем нашим. Любо то зроказання нашего Федор Завадский поотдал был перевоз а Десне в Пироговце в аренду Косте и Андрею по скарбу войсковаго: аже теперешняго часу за прозбою войта новгородскаго, абы на церковь Божую оний перевоз подали, на що теж и позволили, за отпущенье грихов. До того теж приказуем сурово, абы в тим перевозе наданном от нас на церковь Божию нихто не важился чинити в их держаню жадной перешкоды и привды под неласкою нашею. В Нежине писано року 663 мая 2 д.».

3.      Лист Л. Рославца.

«Петро Рославец полковник Стародубский ознаймуем сим писаньем нашим… Иж видячи мы  церковь Божию, храм успения Пресв. Девы Богородицы в гор. Северском Новгородку стоячий, аже од першей экспедиции неприятельской за оскудностю людской ни одкиль в потребах своих, то есть в рестовраню олтаря святого, так теж и в инших аппаратах церковных, не может досягнути вспортя; а в ней хвала Божа и штоденное набожество и молебныя пения великаго государя нашего его царское величество и за увесь его царский синклит и за вельможную его милость пана Ивана Самуйловича гетмана зов сим войском запорожским завжди одправуется. Теди на вспарте тоей церкви Божой позволюлем одбирати як с товариства, так теж и з вшеляких товаров то есть од воску, меду, пеньки и од лою и од кадого товару, которые на вагу продаются одбирати ваговое; так теж од горелки и од збора померное. Излецилем до рук и в заведыванье пану Ничипору Пожарскому войтови новгородскому и из иншим ктиторами до той церкви принадлежними, которые ведлуг повинности своей христианской мают верне, шире, статечне, ку отпару церквей Божих и ку посилаженю хвалы Его святой тим шановати. Тети для лепшое моцы и твердости далем тот мой лист с подписом руки и притисненем печати. Писал у Новгородку генваря 30 д. 1673 року».

4.      Универсал гетмана Скоропадскаго.

Пане сотнику наказный новгородский, п. атамане городский со всим товариством, п. войте з урядом тамошним и посполитыми людьми! Поневаж супиликовалисте до нас, жалостную прикладаючи скаргу на Федора Лисовскаго, который одержавши преж сего универсал наш гетманский на двор церковний тамошний, який ему до ласки воисковой ку прожитю з комарами внутрь его будучими надалисмо, самовластне и иншими коморами окрест двора того построенними, числом двадцать четырмя, завладел, з которых и все прибыли на потребу церкви успения Пресв. Богородицы одбираются на себе взявши до селе оними користовал, з чего знатний в приходах добру церковному стался убиток, але к тому на оправу и совершене храма онаго Богородичнаго, од килка лет строитися начавшаго, а за скудостию скарбну церковнаго еще не сооружившагося, не мало кошту и иждивения потреба. Чого ради просилисте нас, дабы помененные коморы, им Лисовским от церкви святой отторгнение, поки до оной привернени были. Прето мы як незнаемся до таковой воли нашой, что бысмо в вышмененном универсале з двором и тые около побудованные каморы церковные ему Лисовскому определили, бо тилько самий двор и в нем две каморы для страту его домашняго и то на время, надалисмо, так чрез сей наш откритий лист знову тые каморы до церкви святой приворочаем; поневаж он Лисовский противоборствуя всегда указам нашим насилно оние похитил. И як пред сим велелисмо з канцелярии нашей войсковой на прошение пречестнаго его милости отца Афанасия Заруцкаго, протопопа тамошнаго новгородскаго выдати универсал полецаючий ему отцу протопопу всякие, а именно з млина пирогувскаго, с перевозу прозиваемого путивского и месские з комор, з двора братскаго, з скотного торгового, вагового и померного належние до поменской церкви грошовые прибыли в своем заведованню мети и винайшовши якого добросовестнаго человека до шафованя ему оные поручити так тепер стосуючися мы до тогож универсалу нашего мети хочем и жадаем, чтобы ваша милость по согласию з тимже отцем протопопом новгородским искусному эконому и в правде неподозрительному человикови з иншими добрами церковными и помянутые каморы леком 24 полецивши велели, же бы з них по давнему обиклю к ухвале Божой стягаючиеся обрадки борзей теперь на потребныя для окончаня зданья церкви тое экспенся одбирании были прибыли. И сколько грошовых доходов он Лисовский з начала сотництва своего в Новгородку з тих камор мимо указ наших привлащенних у закупщиков самоволне отбирал, вси тые напотом заслушним парахунком повинен будет выплатити и до шкатулку церковной отдати мусить, декляруем. Дан в Глухове ноября 20, 1718 г.»[11].

Ныне во владении собора остаются путивльский перевоз, сенокос и двор близ Воскресенской церкви.

Из протоиереев собора самою почтенною личностию был Симеон Пашинский. Не думаем, как думали иные[12], чтобы при первом появлении унии, когда северия была под московским управлением, нужно ему было вступать в сильную борьбу с униею: но охотно отдаем ему ту честь, что при польском правлении около 1620 г. по его возбуждению завялено было польскому правительству, что если в северии уния, то Новгород – не польский город, а московский[13].

Прот. Димитрий Далматович – известен по жалованному листу 1640 г.

После о. Елисея Зеленецкого, владевшего Ромашковым по акту 1676 г., шумною известностию пользовался о. Афанасий Зарудский, бывший при избрании нового архипастыря Черниговского, Иоанна Максимовича, в ноябре 1696 г.[14] Он был довольно образован. В 1708 г. в Глухове говорил он «казанье» – проповедь, в которой описал дела изменника Мазепы[15]. В 1717 г. посвятил он Петру вел. свое толкование на евангелие Иоанна[16]. Он был наследственный владелец Комаровки, Белокопытова и нескольких мельниц. За Глуховскую проповедь дана ему была Ковпинка, бывшее имение изменника Быстрицкого. «Респектуючи, говорит универсал 8 янв. 1709 г., на его о. Заруцкаго, протопопии новгородскаго, казнодейские в проповеди слова Божиего праци, – изменническую Бысртицкаго слободу Ковпинку – надалисмо». За посвящение толкования царю он опять щедро награжден. Универсал 18 февраля 1718 г. говорит: «респектуючи в том же не тилько за монаршое достоинство у престола Божия при зебкровных оферах непрестанние приносит моления, лечь и на прославление превысочайшему его цар. вел. имени приписанием конклюзии многие показал труды и знатное понес иждивение, надалем ему (о. Заруцкому) село Знобу з угодьями в спокойное владение». Он умножал имения и покупками. «Ведомо чиним: пишет святитель Феодосий, теперь и в потомные часы, иж мы сим листом нашим перший лист наш, данний честному о. Афанасию Заруцкому, протопопе нашему Новгородскому, на пляц наш в месте Новгородку меж межами в том листе описанными лежачий ни в чом не пенний, дарованний негдысь антецессорови нашему блаженныя памяти преосвящ. Лазару Барановичу, теперь зась на потребу кафедры нашей помененному отцу протопопе Новгородскому за сумму золотых пять сот проданний, ствержаем, умоцеем, мети хочем, абы в держаню и заживаню того плацу жаден так з господару кафедральных як з панов обивателей новгородских пречестнаго отца протопопу, жону и потомков его турбовати не важлся; а хтобы той воли нашей архиерейской противным был и постановление касуючим, таковий Божого не уйдет неблагословенья наиказанья. – що абы в лепшой твердости было, сей лист наш повторний з подписом руки власной и з притеснением печати нашей кафедральной тому ж пречестному о. протопопе видати раскозалисмо. – Писан в Новгородку року Божого 1694 г. м. авг. 19 д.»[17]. В синодике кафедры в 1705 г. записан «род честнаго отца Афанасия Зарудскаго протопопи Новгородскаго». Кончина о. Афанасия последовала вероятно в 1720 г.

По акту кафедры 1723 г. известен новгородский протоиерей Феодор Короткевич; он много делал неприятностей архипастырю, чрез светских, за то, что архипастырь не считал его достойным полного доверия[18]. При нем «церкви Новгородской успенской пресвитер отец Андрей Заруцкий и все ктиторы суплековали» о утверждении за собором имений его и универсалом гетмана от 29 янв. 1728 г. утверждены перевоз, мельница на р. Шостке, двор братский, лавки, «ваговое и ковшовое», но не упомянуто дворовое место, купленное у кафедры, как собственность не собора, а о. Заруцкаго.

Протоиерей Иаков Ленковский старался о возобновлении собора, приобрел дорогую дарохранительницу (1779 г.), колокол в 148 пудов, вылитый в Стародубе 1780 г. и (1791) ценное евангелие.

Протоиерей Антоний Короткевич известен в 1800 году.

Протоиерей Стефан Ленковский в 1820 г. усердно хлопотал о построении колокольни, а в 1823 году украсил сереб. окладом евангелие.

Там, где ныне стоит приписной к собору храм св. Варвары, по переписи 1767 г. показан храм рождества Христова с приделом в честь св. Варвары, перестроенный в 760 г.; храм сей сгорел в 781 г. и на место его построен ныне существующий деревянный храм. По переписи 767 г. это место «в самой городовой крепости». По той же переписи, при храме школа, где дьячок, богадельня за городовою крепостью, двор братский в самой городовой крепости, близ звоницы» усадебная земля двора утверждена универсалом полковника Миклашевского в 1695 г. Полковник писал: «пану сотникови новгородскому, атаманови городовому з товариством и войтови тамошнему з мещанами и всими посполитыми людьми ознаймуем, иж пан Иван Котляр, мещанин ваш новгородский, ктитор церкви рождества Христова новопарканской (ново-крепостной) новгородской, будучи в нас в Стародубе, презентовал урядовое письмо от Лещинскаго товарища войсковаго жителя новгородскаго, данное на часть пляца в ноом паркане, обмежу двора Григория Захарченка з единой стороны, а з другой от пляцу Артюшенкова тилом паркану лежачаго, которую часть двора яко свою власную по снаску будинка своего старого, завел помененный Лещинский и лекговал за отпущение грехов своих на церковь рождества Христова в новом паркане в Новгородку стоячую. До яковаго урядоваго писма як прошено и нашего полковничаго подтверждения, так мы прозбе слушне давши месце, сим нашим полковничим урядовое новгородское ствержаем писане, варуючи под виною талярей сто, абы ни он сам Лещинский и никто з близких и далеких его до помянутой на церковь лигованной части пляца не интересовался и як о себе она часть чрез ноблясную и добрую его Лещинскаго волю от межи двора Захарченка до старого будинку вшир, а вдовж от ворот до валу ограничено мост, абы ктиторам церкви рождества Христова мененую часть двора куножитку церковному оборочаючим неважился и найменшаго чинити перебачаня. Писал в Стародубове року 1695 м. ноемврия».

В храме образ великомученицы Варвары под серебряною ризою, тот самый, который найден целым после пожара, испепелившего храм 1781 г.; он составляет предмет особенного благоговения.

Не вдали от собора стоит каменная церковь Воскресения Христова; она построена в 1707 г. на место обветшавшей деревянной[19]. Последняя по преданию существовала в 1601 г. На построение собирались деньги с лавок, выставлявшихся в ярмарки петровскую и масляную, из мелких доходов ратуши, из доходов церковного братства и из доброхотных подаяний.

В 1779 Иосиф Фещенко и Антон Гурский построили на свой счет при воскресенском храме теплый храм св. Петра и Павла. Воскресенский храм ныне самый лучший храм по всем принадлежностям своим, по иконостасу, утвари, ризнице. Иконостас его устроен Осипом Степановичем Судиенком в 1801 г. после пожара 1791 г. повредившего своды и стены храма.

Между провальнями, в соседстве не многих жилых домов стоит каменный храм воздвижения креста Господня. Это заградская церковь «на Вербинцах» построена в 1715 г. иждивением Григория Журавки, сына старод. полковника Журавки. Это был придворный храм г. Журавки и в первые десятки лет содержался на счет дома Журавок. Но уже в переписи 1767 г. писали: «оная церковь крайне в потребах церковных от дому его вельможности господина генеральнаго асаула Ивана Тимофеевича Журавки не снабдевается, против прежняго». По той же описи при храме усадебная земля священника куплена сыном Стародубского полковника, паном Григорием Журавкою и монаха Варлаама Коропца; священник пользуется еще двумя нивками пахатной земли в грунтах домоткановских, из которой одна на четверть посева, другая на полчетверти; нивки даны владельцами на поминовение их; церковный огород куплен в 1743 г. за 20 р. на собранные деньги и отдан прихожанами для священника.

Деревянный храм свят. Николая, по переписи 767 г. «Заградский, в 65 саженях от крепости». Это в полугорье, вблизи Десны, на месте едва доступном. В 1820 г. при перестройке храма найден камень на котором написано, что храм св. Николая основан в 1086 г.[20] Итак это едва ли не второй приходский храм по времени, после соборнаго в новом городе северском. По переписи 767 г. в храме два престола; при нем школа с дьячком и 4 псаломщика казачьего звания, богадельня, где «сколеченные», церковный двор «стоящий по улице, что идет з Новгородка к Стародубу, близ моста»; нива посевом на четверть, в урочище Ладейке, около круговой дороги, данная священнику на поминовение в 1737 г. Андреем Пророком. О другой земле церковной говорит акт: «1737 г. Тимофей по прозвиску Жиров отписую отцу Ивану Фоминичу, духовному отцу своему, яругу з леском, лежачую в урочище вершина крутой дебри, на поминовение души своей».

Иконостас храма устроен сотником Степаном Судиенком.

В храме евангелие вилен. п. 1644 г., жития святых за март, апрель и май, с надписью «дадох книгу сию за отпущение грехов моих Димитрий Савич архимандрит Новгородский в лето 1700 фев. 25».

По акту 1723 г. известен «пресвитер Успенский Новгородский»[21].

Этот храм не показывался уже ни на плане Румянцова, ни в переписи 767 г.

В версте от крепости (в 400 саж.) говорит перепись 767 г., на заручьи, на улице выходящей на круговую дорогу, дерев. храм Благовещения; при нем школа и церковный двор; храму принадлежат еще: комора в самом городе, близ ряда прасольного, наданная бывшим священником храма Тимофеем, и место коморное в самом городе, близ ряда прасольного, наданная бывшим священником храма Тимофеем, и место коморное в самом городе, данное на церковь в 1750 г. в дек. Домникиею Скибичевскою»[22]. О. Тимофей в последствии был иеромонахом киевским. В храме есть евангелие м. п. 1712 г. с надписью: «року 1740 мая 6 сие евангелие иероманаха Тихона Данилевского, – духовника ближней пещеры пр. Антония… куплено за рублей шесть; отдаю церкви убогой в храм Благовещения, в град Новгород-северский, церковь стоящую на заручьи». – По акту 1723 г. известен «иерей Иаков Васильевич благовещенский Новгород-северский»[23], преемник о. Тимофея.

По переписи 767 г. «церковь за городом стоящая на слободке Сухомлинке, (в версте от крепости), новая деревянная, на каменном фундаменте, во имя Покрова Богородицы, да под исподом в каменном фундаменте престол трех святителей». По другим сведениям дерев. покровский храм построен, коштом новгородского гражданина Давида Машковца[24], известного по актам 1669 г.[25] Это было после того, как доминиканы превращали храм сей в костел. Икона Богоматери доселе сохраняет латинские подписи. По надписи на медной таблице храм возобновлен был в 1721 г. по благословению архиепископа Антония Стаховского. – Нижний каменный храм трех святителей устроен в 766 г. Иваном Зимаковским. – Здесь евангелие м. п. 1744 г. с надписью: «за пресвитера Иоанна Фомина и ктитора Данила Васильева сооружися евангелие сие коштом правоверных 1746 г.». По переписи 767 г. при храме школа, богадельня, усадебная земля для священника и шпитальный двор, через дорогу против церкви, доходы с которого идут дьячку и пономарю: «пахатное поле в урочище за могильною яругою, возле кругловой дороги, в Шептаки, посевом ржи на осмину с четвериком» и здесь же еще нива посевом ржи на осмину с четвериком» и здесь же еще нива посевом на три четверика.

Уже по судьбе храмов Новгорода отчасти видно, что прихожане их испытали много переворотов и бед, в продолжение долгих лет. – Не говорим о времени северских князей[26]. После татарского разгрома с 1380 г. Северия – под литовским правлением[27]. В 1444 г. Новгород с Рыльском и Радогощем и отдан был во владение кн. Ивану Димитриевичу Шемячичу. – Когда же Литовский король Александр вздумал обращать православных князей и народ в латинство: кн. Василий Иванович Шемячичь с северским княжеством в 1500 г. отдался вел. кн. Иоанну[28] и оставался владетельным князем северии до 1523 г. После того в Новгороде были московские воеводы[29].

В 1535 г. литовцы учинили опустошение в окрестностях Новгорода, но не могли взять город.

В 1548 г. король клятвою обязывался не касаться ни Новгорода, ни Стародуба, ни Почепа с их волостями[30]. Но в 1563 г. грозный царь писал королю: «приходил на северския места к Новгороду-северскому ротмистр твой князь Михаил Вишневецкий с козаки черкасскими, с литовскими да с белгородскими татары и многия села и деревни пожгли и людей многих побили, а иных в полон побрали со всеми их животы. Ино, брат наш, како межи нас правде быть?» Король отвечал, что начальником ватаги был не князь, а подчиненный его и что он приказал вывесть из укркйны тех, которые нападали на Новгород[31]. Но это более слова, чем дело.

Положение Новгорода и северии теперь было тяжело. С одной стороны жители северии должны были зорко оберегаться от татар. – Против них посадские люди Новгорода держали стражу сменную до Путивля, тогда как наемные «севрюки» оказались ненадежными, а в иное время жители северии отправлялись вместе с свободными черкасами жечь татарские улусы[32]. – С другой стороны Польша стала сильно домогаться захватить северию. Тот самый Вишневецкий, на которого жаловался царь, с 1570 г. разбросал по границе путивльской укрепленные городки[33], тогда как в том же году король снова клялся не касаться северии[34]. Правда, южные казаки или черкасы никогда не любили ляхов; правда и то, что московское правительство не давало спуску ляхам[35]. За то ляхи готовили одно зло для Руси, с неутомимою злостью.

В 1604 г. жители Новгорода показали пример твердой верности законному правительству. Тогда осаждал город самозванец Отрепьев с сбродными шайками ляхов. Обещав отдать северию с Смоленском нареченному тестю своему Мнишку, самозванец употреблял все усилия взять Новгород. – Воеводою города был князь Трубецкой с товарищем Басмановым. Защитники города не один месяц отбивались от ляхов и решились окончить расчет одним разом. До 4000 сбродного войска пущено было в крепость и – ворота вдруг были заперты; затем кто чем мог, били и убивали злодеев[36]. Но при втором самозванце города северии, происками ляхов увлечены были в измену, к своему несчастью[37]: страна подверглась разорению; многие из жителей рассеялись, кто куда мог[38]. Польское правительство, захватив с 1619 г. всю северию[39], поспешило поселить в северском городе Даминиканов – и начало вводить унию. Новгород в 1622 г. объявил энергически, что если у него уния: то он – город царя московского[40]. Наместник Пясочинский кое как успокоил волнение, выпросил у короля для города право магдебургское и герб. И однако доминиканам отдан был троицкий монастырь, а для езуитов в 1630 г. построен был коллегиум[41]. В 1632 г. воевода Болтин успел было взять Новгород и выгнать из него всю нечисть ляшскую. Но несчастная потеря Смоленска вынудила в 1634 г. отдать опять Новгород ляхам[42]. И опять закишали тут езуиты. Уния, говорит летопись, начала было брать верх даже и в украйне.

В Чернигове один за другим были архимандриты (униаты). По другим городам запечатывали православные церкви. При этом деятелями была шляхта, начальство и ксензы; уже и на украйне что город, то костел[43]. «К опустошению, какое производили в крае ляхи с ксензами, в 1646 г. присоединилась страшная саранча. Вот что писал современник Боплан: «В июне 1646 г. должен я был остановиться недели на две в недавно устроенном Новгороде, где заложена была мною крепость: увидев там множество саранчи, я не опомнился от удивления. Гадина вывелась в окрестностях Новгорода весною и еще не могла летать, но покрывала землю и наполняла воздух так, что не мог я без свечей обедать в моей комнате. – Домы, конюшни, хлева, погреба были набиты ею. Чтобы выжить эту незваную гостью из комнаты, я жег порох, курил серою, но все без пользы; как скоро отворяли дверь, безчисленное множество насекомых влетало. На улице они кидались в лицо, садились на нос, щеки, бровы, падали в рот, если кто хотел вымолвить слово… Люди самые опытные приведены были в отчаяние неописанным множеством саранчи. – Опустошив в две недели окрестности Новгорода и получив силу летать, саранча отправилась по ветру в другия области. Я видел начлег ея: кучи насекомых покрывали дорогу слоем на четыре дюйма в толщину»[44]. И саранче и езуитам пришлось не долго хозяйничать в северии[45]. Ляхи напрасно укрепляли северский город и собирали войско. В 1648 г. Запорожцы взяли крепость и выгнали из украйны все польское[46].

В 1664 г. «черкасы и воевода Кирило Хлопов, дошед у Новгорода северскагго, у р. Десны, полку гетмана Чернацкаго польских людей побыли и в полон поймали многих»[47] король покушался войти в Новгород, но его не впустили в крепость ион пробыв несколько времени в Спасском монастыре поспешил удалиться в Литву[48].

Во время бунта, поднятого Брюховецким в Новгороде убили воеводу[49]. Но здесь же по убеждению Лазаря Барановича, положили послать послов к царю с мольбою о прощении[50].

В 1679 г. июля 7 д. пожар сильно опустошил Новгород[51].

В 1708 г. казаки отняли у мазепинцев город и передали Петру, в чем к чести казаков и царя не принимал участия никакой расстрига[52].

Ныне в Новгороде торговля далеко не та, что бывала прежде. Ярмарки – три: 29 июня, 6 авг. и на сырной неделе; лучшая Петропавловская, на которую привозят много вяленой рыбы, но не много красных товаров, всего же бывает на сумму до 50000 р.; ярмарка продолжается до 5 дней; ярмарка сырной недели в гостином ряду довольно значительна, товара бывает в привозе на сумму до 40000 р. Преображенская бывает только один день.

Евреи, как и в других местах, обессиливают и людей и торговлю, – тогда как в 1728 г. гетман доносил сенату: – «жиди з малой россии за границу выслани»[53]. От того и число православного населения в 1790 г. не увеличилось, а начинает падать более и более.

Число прихожан по метрикам:

 

1790

1811

1830

1850

1860

 

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Соборного

236

290

258

337

310

375

354

410

295

336

Воскресенского

532

534

568

586

415

450

457

440

428

418

Крестного

318

320

338

339

245

260

260

286

250

295

Николаевского

221

225

248

280

262

308

275

295

258

300

Благовещенского

274

298

296

330

325

370

340

405

318

401

Покровского

302

330

338

341

350

370

364

354

320

321

Итого

1883

 

2046

 

1907

 

2050

 

1869

 



[1] Собр. л. I, 96. 98. См. о Стародубе Черн. губернск. ведом. 1853 г. № 1. Записка 1786 г. о Новгороде-северском.

[2] Князья Новгородо-северские: 1) Давид Глебович 1098–1123 г. 2) Владимир Давидович 1124–1139 г.; 3) Изяслав Давидович 1139–1140 г.; 4) Святослава Ольгович 1141–1157 г.; 5) Святослав Всеволодович 1157–1164 г.; 6) Олег Святославич 1164–1180 г.; 7) Игорь (Георгий) Святославич 1180–1198 г.; 8) Изяслав Игоревич 1223 г.; 9) Олег Всеволодович.

[3] Собр. л. II, 26. 71. IX, 170. 196.

[4] Акт. ист. I, 177. 178.

[5] В 1146 г. князья черниговские, воюя с Святославом северским, после того, как взяли Новгород, обратились к Путивлю; Изяслав «ту двор Святославль раздели на четыре части – и скотнице (деньги), и бретанице (жительницы) и товару многое множество и в погребех 500 берковец меду, а вина 80 корчаг, а церковь вознесения всю обобрали, сосуды двои серебряны и индитии (покровы) и судари (платки), а все шито золотом, и кадильниц две и кацее (кадильницы без цепочек, а с ручкою) и евангелие ковано и книги и колоколы и не оставили ничесоже княжа и челяди (слуг) 7 сот». Собр. л. X. VII, 36. II, 27. В 1149 г. Святослав называет посемье и сновскую тысячу (верховье Снова) своею отчиною.

[6] Кроме известных по летописи, были еще ворота: рождественские – на месте гауптвахты (см. о храме рождества Хр.) и водяные – у кляштора или собора. При гетманщине в крепости было 7 пушек медных и одна чугунная.

[7] Волынская летопись под 1290 г. «Въеха в место, а в город нельзе бысть въехати, зане бороняхуся зело». Лаврент. л. 118: «несть места, ни веси, ни сел тацех, и даже (татары) не воеваша».

[8] Чернигов. губ. ведом. 1853 г. № 1.

[9] Г. Домонтович (черниг. губерния стр. 620. Спб. 1865) говорит: «начат в царствование Алексея Мих. как видно это из универсала даннаго в 1671 г. гетманом Демьяном Многогрешным». Но нам неизвестен универсал Демьяна о соборе.

[10] «Александр Пясочинский (Песочинский), каштелян каменецкий, староста северский и улановский» отправлен был с доверенностию короля от 19 дек. 1634 г. в Москву для мирных переговоров. (Акт. зап. Рос. V, 19. 20). Супруга Александра Пясочинскаго, Люция, по первому браку Жабокрицкая, была дочь знаменитаго ревностию к православию Лаврентия Древнискаго и в «духе святом церкви православной послушная овца». (Памят. к. ком. 1. 1. 178–184). Другая жена его была Елисавета княжна острожская. Умер кастеляном киевским в 1646 году. Сын его Ян Песочинский староста новгородский. О нем в донесении от 27 августа 1648 г.: «козаки бросились на бедных наших товарищей (ляхов), вошедших в город (Острог) и изрубили товарищество пана старосты новгородскаго». В 1660 г. в числе пленных был «пан Пясочинский староста новгородский». Памят. к. ком. 1. 3. 235. IV, 3. 23. С 1651 г. Ян Пясочинский уже немог бывать в Северии. См. об Уланове и Черниг. губ. ведом. 1853 г. IV, 1.

[11] Записка Полуботка: «1715 г. в Новгороде стал сотником бывший гадяцкий протопоп Феодор Лисовский» (Маркевича зап. 1, 460). Ясно, что Лисовский вовсе невинен был в тех заслугах, которыя приписывает ему Маркевич (2, 475); он не был и таким поэтическим лицом, каким выставляет его даже новое сочинение Домонтовича (Черниговская губ. Спб. 1865 стр. 619). Напротив по документам он оказывается человеком довольно грязным, безнравственным и интриганом низким. Он женился на бежавшей от отца своего девушке, с которою и до брака имел связь. Об этом началось дело по духовному ведомству. Лисовский бежал в Глухов, женился здесь на другой жене, тогда как брак с первою не был расторгнут. В 1713 году первая жена узнала о двоеженстве и по ея доносу Лисовский лишен был священническаго сана. (Арх. Синода 1721 г. № 243). Сотником он поставлен по милости Меньшикова. Гетман постоянно был недоволен Лисовским и жаловался на его своеволие и интриги (Судиенка матер. 2, 213. 215. 219. 239. 286). В 1724 г. Синодом предписано выдать первой жене Лисовскаго четвертую часть имения, оставшагося по смерти Лисовскаго.

[12] Маркевича ист. 1, 18.

[13] Соловьева ист. X, 88.

[14] Величко III, 422.

[15] Чтен. общ. ист. 1859 г. 1, 78.

[16] Обзор рус. дух. лит. § 188.

[17] В универсале святителя от 7 янв. 1694 г. показаны границы места, но о цене сказано глухо: «за певную сумму». Здесь же говорится: «вольно будет ему и потомкам его вышмененний пляц держати или кому хотети дати и продати… который пляц для приезду в пригороде, блаженныя памяти антецессорови нашему, любимому своему пастыреви, преосв. Лазару Барановичу дали их милости мещане новгородские; нам той пляц есть потребен».

[18] Дело 1731 г. в арх. губ. правл.

[19] По акту 1713 г. северский монастырь предоставил «Воскресенскому Новгородскому священнику Феодору» пользоваться бортнями и рыбною ловлею в ивотских угодьях монастыря, с тем чтобы он доставлял монастырю в год пуд меду. Акт. мон. л. 38.

[20] Чернигов. Вед. 1853 г. стр. 7 см. о Спасском северском монастыре.

[21] Кн. акт. кафедры л. 184.

[22] Сведения 1786 г. о сей церкви в Черн. ведом. 1853 г. стр. 7, неудовлетворительны.

[23] Кн. акт. кафедры л. 185.

[24] Черниг. губ. ведом. 1853 г. стр. 7. 8.

[25] Величко II. 187.

[26] См. прим. 3. 4. 6.

[27] Кое-что об этом времени Новгорода у Песецкого: Herbarz VIII, 243. 244. IX, 348. 349. В Новгороде тогда начальствовал православный Богдан Сапега.

[28] Собр. л. VI, 46. VIII, 239. Акт. зап. Р. I, 288.

[29] В 1523 г. при вел. кн. Василие Шемячичь по подозрению в измене вызван был в Москву и заперт в темницу, где вскоре и умер. – Недавно в Сергиевой Лавре найдена надгробная плита с надписью: «л. 7069 м. ноемрия 5. д. преставися инок Иван княж Васильевский Ивановича Шемачича; из больниц, севрюк». Это значит, что сын кн. Василия Ивановича Шемячича, севрюк т. е. родившийся в северии, умер иноком в больнице Сергиевой обители, 5 нояб. 1560 г. Несецкий: «Тризны герба гоздавы. Предок их вышел из Греции и поселился в княжестве северском… Из них Иван Тризна староста Новгородский, в 1505 г. поразил и прогнал татар, добывавших замок». Herbarz IX, 123.

[30] В 1531 г. кн. Оболенский, наместник Новгорода-северского, ходил с севрюками против Хана Кримского. (Карамз. VII, пр. 301). В 1535 г. кн. Овчина – оборонял Новгород против Ник. Радзивила. Hieseckiego Herbarz VIII, 48). – По делам местничества (истор. Сборн. 2, 37. 346) в 1543 г. «в Новгороде воевода Осип Полев и Феодор Салтыков».

[31] «Мне вел. Господару Жикгимонту  Августу – твоих городов и волостей и земель не воевати, ни зачепляти ни чим – города Новгородка-северскаго з волостьми, города Радогоща з влостьми, города Стародуба з волостьми, города Почепа з волостьми, города Поповы-Горы з волостьми». Метрика литовск. I, 53. 92.

[32] Литовская метрика I, 233. 235. М. 1843 г. Переписка с Польшею – в чт. Общ. ист. 1860 г. IV кн. стр. 218. У Несецкого Вишневецкий берет «Стародуб, Чернигов и другия крепости», но в годе ошибка. IX, 352, да и едва ли не лишнее сказано об успехах Вишневецкого.

[33] Соловьева ист. VII, 27. 31. 405. 406.

[34] См. о Красном Колядине, Корибутове, Батурине.

[35] Литовская метрика I, 294. 306.

[36] В 1563 г. «в Новгороде-северском кн. Иван Григ. Щербатый да в прибавку за городом (крепостию) Алексей Григорьев Давидов». Синбир. сборн. стр. 30. Сл. пр. 27.

[37] Летоп. у Карам. XI, пр. 218. 252. 256. 257. Сказ. совр. о самозв. I, 46. 47, II, 8–17; III, 79. IV, 4.

[38] Никон. л. VIII, 78. 80. 90. «По Путимле измениша городы Дмитровск, Чернигов, Стародуб, Новгородок… Писаху граматы (из Стародуба) в Путивль, в Чернигов, в Новгородок. Они же к тому воровству тотчас присташа и начаша к нему (самозванцу) сбиратися».

[39] Царская грамота 1608 г. в А. Э. 2, 179. См. о Стародубе.

[40] Соловьева ист. IX, 147. Ригельман I, 35. 39.

[41] Соловьева ист. X, 88.

[42] Несецкого Herbarz VII, 282.

[43] Дворц. разр. II, 310. Акт. эксп. III, V, 206. 220. 242.

[44] Летопись самовидца стр. 10. Маркевичь I, 115.

[45] Описание украины стр. 87. 88. Сиб. 1832 г.

[46] В 1632–1634 г. Новгород, Стародуб и Почеп были во власти Москвы. Дворц. разр. 2, 286. 339. 341. Ригельман I, 42. Акт. эк. 4, 294. 324. 325. 367. Но потом опять попали в руки ляхов. Потому езуиты и доминиканы хозяйничали в Новгороде 1635–1648 г. не более 13 лет. – У Маркевича – ошибка.

[47] Летоп. самов. II. Акт. югоз. Рос. III, 210. 216–218. «Крестьяне Потоцкаго, Вишневецкаго и Киселя с ними (запорожцами) стали в Казани ж и Новгород-северский пришед взяли, а ляхов везде побивали, а от Новгородка пошли к Чернигову. И жиды многие крестятся и пристают к ним».

[48] А. э. 4. 198.

[49] Ригельман II, 73. 74. Летоп. Белозер. 75. Ак. эксп. IV, № 149.

[50] Ригельман II, 84. 105.

[51] Ригельман II, 108.

[52] Ригельман II, 201. Летопись самов. Стр. 112.

[53] См. пр. II, Ригельман II, 113. Журнал 1728 г. в изд. Судиенка стр. 75 универсал – там же стр. II.