Новогород-Северский уезд

Погребки

В 10 вер. от Северска, на левой стороне Десны, в соседстве с Свиржем[1] и Остроушками.

В царской грамоте 1552 г. так описаны границы угодья десненского, утвержаемого за Спасским монастырем: «а рубеж тому угожью по р. Десне по правый берег (захватывает и воду) от Ивотскаго Устья по селище Погребки да по речку Шостку до Устья». Здесь же сказано: на р. Десне – десять урочищ в Ширинки да в Олешках сенные покосы, но оболоньям». Ясно, что в 1552 г. Погребки небыли населены, но название селища показывает, что они были населены прежде; когда? До татарщины.

В выписи 1633 г. о бортнях Спасского монастыря читаем: «бортной ухожей в Погребском отрубе судерев (подеревный) с церковным бортним ухожим Ильи пророка олешкинскаго островскаго, знамя Сорочая лапа»[2].

По этому показанию, Погребки в 1633 г. были в приходе храма пророка с. Острова Олешек. Но по этому же показанию, Погребки были в прежнее давнее время главным местом, к которому причислялся целый округ земли – отруб Погребской и след. показывается та мысль, что до татар Погребки были значительным селом. Принимая же во внимание название села Погребки и известие летописи, что у северского князя в 1146 г. близ Новгорода хранились в погребах огромные запасы меда и вина[3], приходим к убеждению, что погреба с медом и вином северского князя были именно в нынешних Погребах и эти-то княжеские погреба и оставили за поселением название Погребков.

По преданию село Погребки с 1664 г. были опустошены ляхами, бежавшими от Глухова.

В 1708 г. шведы близились к Новгороду. Мазепа снабдил северскую крепость боевыми припасами, войском, хлебом, готовил ее к сдаче шведам. Гетман 23 октября, так пишет Орлик, рано переправившись, чрез Сейм реку, прибыл в вечер до Корона, где переночевавши, рано в понедельник 24 переправился чрез Десну и в ночи прибыл до регименту шведского драгунского, за Орловкою в едином селе (Машеве) стоячего на квартирах, откуль обознаго енеральнаго ломековскаго и мене выправил до короля (стоявшаго в Семеновке) «а и сам вскоре тудаж поспешил»[4]. Петр 27 окт. 1708 г. узнал о том в Погребках, он стоял здесь в доме казака Мальчика. Сотник Лукьян Журавко прислал к государю хорунжего Худобрая, с известием, что город будет сдан, если прислано будет войско ночью с луговой стороны. Как сказано, так и выполнено. Петр оставался в Погребках и 28 ч., когда прибыл сюда Меньшиков с подробными сведениями о делах Мазепы. Отсюда послано было государем повеление избрать в Глухове нового гетмана. За тем здесь же была квартира фельдмаршала Шереметьева[5].

Как явился в имении кафедры – в Погребках дом казака Мальчика? Это объясняет грамота архиепископа Феодосия. Она важна и сама по себе, как грамота великого святителя. Помещаем ее здесь.

«Перед нас, пастыря, пишет архиепископ, в Новгородку недавно гостюючаго, приточилася справа межи подданными нашими кафедральными, а селянами погребскими и межи козаками ивотскими о певные над Ивотом сеножати, которые были даны от блаженой памяти алтецессора нашого подданным погребским, през раздел зась восковый приверненные козакам в том же селах церковных знайдуючимся. Подданные до на суплековали, а бысмо их тые сеножати от козаков отшукали. Козаки зась неуведомши нас разделом и з писмом датым на разъезде не отказываючися, показали писмо тилько наместника преже бывшаго  кафедральнаго данное им на тые сеножати. – Мы судячи тое одобралисмо и козакам сеножати высказалисмо. Теперь зась обачивши на тим, нас был разъезд през людей поважных, так справу менуем. Для лепшой згоди и покоя межи подданными нашими и людьми войсковыми сеножати заводные на двое делим: половину козакам пускаем, а половинною подданным нашим погребским контентоватися приказуем. До чого добровольне обедве приступили стороны. И сам бывши атаман Ивотский Емелян Клименок з товариством своим, сенкою Матюшином, Иваном Пащенком, для захованя з людьми нашими сусидскаго и не укривжаючи церкви Божой отграничив сеножати поданным нашим от Ображеевки под Ивотью рекою лежачие, почавши от броду в правую руку на дуб и на сосну клименкову, мимо могильницких розен, до сполоного по Иглицу. А упевних бывший той же атаман з товариством, же до сих сеножатей подданным отделенных погребские козаки, а не ображевские, справи мети не будут: бо мают инде себе сеножати з потребу, а сих сеножатей заживали не за своим старанием, лечь за старанием Ивотских козаков. – А если бися до сих сеножатей мели козаки Погребские, албо Ображевские втирати поднялись козаки Ивотские у каждаго права и суду з ними ставити и боронити: а бы тое наше постановлене не порушено было, и потребовали того, а бы виною злотною тысячою таляров было утверждено. – Мы теды стосуючися до разъезду войскового и респектуючи на козаков старинных Ивотских и на их побожность, же дан медовую на молитву себе до катедры нашой, що року, отдают и завше отдавати словом христианским обещуют, до того всего приступуем. – Подданным нашим тым розграничинем от броду Ивотского на дуб и на сосну клименкову, мимо самых могильницких ровен, до сполного по иглицу, кроме иних давних и непенных сеножатей контентоватися приказуем и за року тысяча талярей утверждаем на такового, который сие наше постановление мел бы переиначовати, болш турбоватися ид о суду удаватися. Все тое постановленье сим листом нашим ствердивши обоим сторонам за подписом руки власной и з притисненьем печати катедральной выдати росказалисмо. Писан в Чернигове, в катедре нашей архиепископской року 1695 марта 9 д.».

Таков суд блаженнаго святителя!

Число прихожан Погребской Покровской церкви, по церковным записям: в 1750 г. 476 м. 478 ж. (с Остроушцами); в 1770 г. в  Погребках 179 м. 158 ж.; в Остроушках 164 м. 177 ж.; в 1790 г. 305 м. 323 ж. (без Остроушков); в 1810 г. 432 м. 484 ж. (с козаками Остроушков); в 1830 г. 479 м. 531 ж.; в 1850 г. 497 м. 568 ж.; в 1860 г. 518 м. 612 ж.

Памятники древности в Покровском храме Погребков: а) служебник к. п. 1653 г. евангелие м. п. 1677 г. трифолог печ. в Новгороде 1678 г. триодь цветная Чер. П. 1685 г. триодь Львов. п. 1699 г. б) сереб. потир с дискосом – дар преосвященного Антония Стаховского. в) Древняя икона Богоматери, к которой приходят многие на поклонение даже из Курской губернии.



[1] Грамотою 1667 г. «деревня на реке Свирже» утверждена за кафедрою и вскоре после того построен здесь храм прав. Лазаря. На иконе Богоматери написано: «изобразися икона сия до храма святаго и праведнаго Лазоря, на престол до свержа – року 1707 г.». Около 1745 г. храм Лазаря перенесен в Антоновку называвшуюся Романо-Довидовкою и принадлежавшую также кафедре, а в Свирже новый храм освящен во имя свят. Николая. В Свирке был архиерейский дом, где по временам жил архипастырь. Так преосв. Ирадион Жураковский писал из Свиржа свои отношения к Полуботку авг. 28. 1722 г. и генеральной канцелярии от 11 Сент. 1722 г.

[2] Книга акт. Спасскаго монас. стр. 158.

[3] Собр. л. II, 26. VII, 36.

[4] Основ. 1862 г. октябрь.

[5] Ригельман III, 34. 35. Маркевичь 2. 474. 475. Поденныя записки Петра 1. 1, 193. 194. Спб. 1770 г.