Новогород-Северский уезд

Дегтяровка

В 15 вер. от Новгорода, на берегу Десны.

Царская грамота 1552 г., описывая угодья Спасского монастыря, говорит: «от Путивльскаго перевозу (напротив Пироговки, идут угодья) по реке по Десне, по пустой Луке, – по правому берегу по Молчанское по Малое Устье[1]. Это тот самый проток Дегтяровки, который по народной памяти вовремя не очень давнее высох[2].

Местность стоящая внимания: По летописи в 1167 г. «Святослав (Черниговский) посла брата своего Ярослава – к Новгороду и дошедше Молочны (в др. сп. реки) и ту воротишася, вдале 15 верст от града».

Молочна летописи очень близка и по имени к Молчанскому малому Устью грамоты 1552 г. и по положению местному совпадают они одна с другим: Молчанским проток также в 15 верстах от Новгорода, как проток Молочна. После того нет никакой нужды принимать Молочну за Молотечу, как хотят иные[3], тогда как по грамоте 1552 г. Молотеча и Молчанский проток две разные речки, хотя и близкие между собою.

Бунчужный Леонтий Полуботок нояб. 29, 1673 г. писал: «в селах Дехтяровке, Кудлаевце, Игнатовце которые казаки до реэстру войсковаго здавна вписаны, при волности звичайной их оставляем, в полях разроблених и при сеножатех; ащося которие превелебнаго отца архимандрита данную отчину держат, и далей бы мели монастырскую отчину в держаню, поневаж з давних веков до всемилостиваго спаса тая отчина належала»[4].

На горе Дегтяровской, где построен был сперва деревянный, а потом каменный, храм, рос густой лес, и в нем то стоял храм, тогда как хаты, поселенцев лепились, как и ныне, по скату и при подошве горы. Под актом 1680 г. видим «отца Якова священника Дегтяровскаго», так же как в бумагах 1673 г. Дегтяровка «село»[5].

Древний храм посвящен был славе Благовещения Богоматери. Каменный храм в честь Покрова Богородицы построен 1710 г.

Памятники древнего храма: два евангелия к. п. 1697 г. служебные минеи к. п. 1704–705[6]. На доном евангелии написано: «Аз Тихон Андреевич писарь суду войсковаго енеральнаго сие св. евангелие сооружил коштом и накладом власным и надаю до церкве пр. Богородицы Чудотворной Дехтяровской, року 1702». На другом написано: «сию книгу надал иером. Иеремия монастыря всемилостиваго Спаса Новгородсеверскаго до храму Благовещения пр. Богородицы Дехтяровской року 1708». На каждой из 12 книг служебной минеи к. п. 1704–1705 г. замечено «от книг Гедеоновых оферованных Дехтяровской церкви».

Дехтяровская икона Богоматери представляет Богоматерь в таком виде: Богоматерь обнимает обеими руками выю предвечнаго младенца, склонившагося к вый Ея с левой стороны. Вышина иконы 7 а ширина 5 ½ вершков. Икона написана на доске. Это та самая икона, которая в некоторых гравюрах и описаниях называется, по ошибке Дептяровскою.

В 10 пятницу после пасхи бывает весьма значительное стечение народа к иконе Богоматери.

Из рукописной службы, сохранившейся в отрывке, замечательна стихира:

«Днесь Дегтеименная черн веси сея целомудрием убелися, омовена чедесными слезами от иконы Богородицы и град северский в посделех своих, удивляясь сему и другим чудесам, к богомыслию и песнопению источника чудес по Бозе, Богордицы, пред ея иконою стекается».

Пока Дехтяровка находилась во владении Спасского монастыря, пред иконою Богоматери совершал молебствие иеромонах, а священник исправлял требы в приходе.

В Дегтяровке Мазепа писал в Стародубский полк свое воззвание отказаться от царя и присоединиться к Карлу[7]. Но в народе тогда же пронеслась молва, что Мазепа вместе с шведами ругался над чудотворною Дегтяровскою иконою Богоматери. И это отклонило от Мазепы многих, которые готовы были следовать за ним[8]. Что касается до шведов-лютеран: то для них обыкновенное было дело ругаться над св. иконами, о чем царь писал и в манифесте своем от 9 ноября 1708 г.[9]

Число прихожан: в 1770 г. 509 м. 527 ж.; в 1790 г. 569 м. 573 ж.; в 1810 г. 626 м. 684 ж.; в 1830 г. 705 м. 750 ж.; в 1850 г. 774 м. 813 ж.; в 1860 г. 770 м. 812 ж. В составе прихода – деревня Кудлаевка.



[1] Черниг. епар. изв. 1861 г. стр. 241.

[2] Речка начиналась у сего Рыкова из криницы и по ней стояла мельница, которой остатки до селе видны. Она пробегала под гороюд Дегтяровки, к Горкам в Десну. «Колысь була, говорят в Дегтяровке, прехороша криница близ Гайстрой горы, каплица над нею стояла и в каплице були поставлены, боги (иконы); из той криницы текла речка превелика и преглубока, як раз чрез самусеньке село» (Дегтяровку).

[3] Погодина исслед. IV. 245. 246.

[4] Книга акт. север. мон. л. 74.

В 1730 г. жители Дегтяровки, казаки показывали: «деди и отцы наши от древних времен владели полями».

[5] Книга акт. л. 72. 74.

[6] У Каратаева № 1240. 1241.

[7] Воззвание «за Дигтировки» 30 октяб. 1708 г. в чтен. общ. ист. 1859 г. 1, 171–173. То же у Маркевича 4, 217–220. Но здесь 1707 г. ошибка.

[8] Маркевичь 2, 478.

[9] Чтен. общ. ист. 1859 г. I, 190. 191.