Новогород-Северский уезд

Вовна и Глазов

Вовна в 12 вер. от Новгорода и в 4 от Глазова.

«К монастырю всемилостиваго Спаса Новгородскаго, где прежь сего бывал архимандрит, принадлежит за Десною рекою сельцо Глазово, слобода Юрин» так говорит царская грамота 1667 г. и в грамоте 1671 г. Глазов называется селом Спасского монастыря[1], а по акту 1649 г. «село Глазово» было монастырским «з давних часов так за царей московских, як за «панов»[2].

Отселе видно, что Глазово принадлежит к поселениям дотатарским и было с храмом в первое московское правление (1499–1608 г.)[3].

В нынешнем Димитриевском храме Вовны сохраняется: сер. потир с надписью «сооружен коштом П. Гавринал Григоровича року 1729 г. до храму свят. Вм. Димитрия в село Вовну»; книги: евангелие м. п. 1697 г. с надписью «Димитрий Савич архимандрит Новгородсеверский сие св. евангелие моим коштом сооруженное даю в церковь св. Вм. Димитрия, новозиждующуюся в селе Дмитровци, в местности всемист. Спаса, в л. 1701»[4]. Общая минея, к. п. 1680 г. Минеи служебные к. п. 1693 г. апостол к. п. 1695 г. Евангелие м. п. 1711 г. с несколькими заметками. На л. 12 написано: «Сию книгу безначальному, безконечному, не постижимому Богу. Зеновей Васильевич свящ.» на л. 129. «Красный Христе на небеси, красный на земли, красный в чреве девическом, красный в руках родителей, красный в чудесах, красный в животе, красный в смерти, красный душу полагая, красный раны приемляй, красный на древе, красный в гробе, красный в разуме. Христос, яко прекрасный Иосиф, от глада собою, хлебом животным, спасе мир, яко вторый Мойсей, подаде нам новый завет, обещанный в Исааку, благовещенный в Иакове, преследован в особе Иеремии, заушен в особе Михея, гоним в особе Давида, на кресте завешенный в образе змия меднаго, погребен и воскресе в особе Ионы, Христос всяческая вовсех, Христос совсеми вся, нищ нищим, богат богатым, плачущ плачущим, алчущ алчущим, с нами Христос воскрес поющими: Аз семь воскресение и живот. Так будет Богу в душе нашей, як облюбенец в чертозе, царь в царстве, учитель в училищи, источник в вертограде, светлость в темнице пчела на цвету, птица в гнезде, рыбка в реце, мед в улью, хлеб в долине». На л. 331 л. «Духовнии мои братие и сослужителие! Незабудите мене, егда молитеся: но зраще на гроб, поминайте мою любовь и помолется о мне Христу Богу, да вчинит душу мою соправедниками. Зеновий Васильевичь священник».

Число прихожан Вовны: в 1770 г. 642 м. 640 ж.; в 1790 г. 685 м. 681 ж.; в 1810 г. 720 м. 735 ж.; в 1850 г. 815 м. 870 ж.; в 1860 г. 833 м. 904 ж.

Число прихожан в Глазовской церкви: в 1770 г. 380 м. 368 ж.; в 1790 г. 416 м. 412 ж.; в 1810 г. 472 м. 524 ж.; в 1830 г. 561 м. 631 ж.; в 1850 г. 600 м. 655 ж.; в 1860 г. 601 м. 657 ж.



[1] См. в Чернигов. епар. извест. 1861 г. ст. 254. 260. 264.

[2] Кн. актов кафедры стр. 158. В отписке севского воеводы 1620 г. к царю Михаилу «Новгородскаго у. села Глазова мужик Митка Савшизов с товарищи» подговаривал поселян «села Олешковичей» (ныне Алешинка Трубчевского у. невдали от Евдоколья) оставаться «в послушанье к Нвогородку-северскому» т. е. польскому правительству. Временник IV, 59.

[3] В Глазовском храме св. Николая книги: Анфологион, печ. в Новгородке, 1678 г. Октоих Чернигов. п. 1681 г. цветная триодь Чер. П. 1685 служебник к. п. 1735 г. требник к. 1736 г.

[4] Дмитровка часть села северная, ближайшая к Глазову, а южная часть собственно Вовна. В Дневнике Ханенка 1738 г. июня 5 «прибыли завременно в двор Дмитровский Спасскаго Новгород. монастыря и тут сыскавши войтов Дмитровскаго и з Вовна запрашивали. 14 ч. село Монастырское Вовну октазали от монастыря и отдали вовладение Графу Головкину. 15 ч. розехались з. Дмитровки». Это было временное распоряжение. См. о Спасском монастыре.