Новогород-Северский уезд

Машево

В 35 верстах от Новгорода, на р. Одре иначе Ирванце, между Поповкою[1] и Архипоповкою[2], бывшее имение гетманской булавы[3], с храмом св. Троицы.

По названию можно полагать, что Машево некогда принадлежало к имениям одной из княгинь северских Марье-Маше. Это тем более вероятно и даже несомненно, что княжеская стада, разграбленные по летописи в 1146 г. в лесу на р. Рахне[4], конечно паслись по нынешнему Ирванцу; и древние княгини имели у себя свои города и села[5].

В нынешнем машевском храме цела икона снятия Спасителя со креста, с надписью: «1694 року мая 4 сооружися образ сей до церкви св. Троицы рабом Божим Василием Онуприевичом».

Иконостас нынешнего храма, весь резной, оставшийся от прежнего храма, устроен, по надписи «1730 року Василием Гутником».

Книги храма: триодь постная львов. п. 1642 г. минеи служебные м. п. 1724 г.

Из служителей храма остаются в народной памяти протоиерей Григорий Помаранский и сын его Иоанн Помаранский. Предшественником о. Григория был о. Никита Картель. Это – личность печальная. Вел он жизнь и нетрезвую и даже по временам грязную, но как говорят, чувствовал свое достоинство. Долго он был судим за разные проказы, – местное начальство старалось вразумить его, – но он являлся с жалобами в синод. Наконец сам синод лишил его священства. В указе о нем (от 30 июня 1749 г.) замечательно следующее решение: «произведение из града Стародуба учившагося в школах священническаго сына Григория Помаранцева в село Машево к Троицкой церкви в настоятельство на половинную часть парохии, яко по владельческому оттестату и данным от прихожан презентам учиненное св. синодом подтверждается». – О доносе Картеля и некоторых прихожан, будто Помаранский одобрен только по насилию владельца и будто он дерется и берет лишнее за требы, сказано: пусть жалуются, где следует, особо. Они просили, «чтобы к ним произведен был Никиты Картеля племянник Афанасий Картель». Синод решил: «в том им отказать: Афанасий Картель – казацкий сын, каковых без увольнения и аттестатов от команды своей во священный чин производить не велено»; да и место не праздно[6].

О. Григорий Помаранский, сын священника стародубского, в 1743 г. женился на племяннице матери графов Разумовских[7], тогда как другая племянница ее была за новгородским сотником Жоравкою, у которого имп. Елисавета крестила дочь. Н. Д. Ханенко пишет в дневнике своем: 1749 г. авг. 12 рано будучим нам в дворце звал к себе в Перово (подмоск. Село Разумовского) Жоравко и там у него купно с Гималиею и також с прибывшим машевским попом Помаранским и попадьею его обедали… 19 ч. государыня Жоравкиной родиае пожаловала 3000 р. и разных парчей 16 цветов по 40 аршин».

Число прихожан: в 1770 г. 960 м. 958 ж.; в 1790 г. 1008 м. 1020 ж.; в 1810 г. 1057 м. 1078 ж.; в 1830 г. 1105 м. 1150 ж.; в 1850 г. 1160 м. 1218 ж.; 1860 г. 1188 м. 1263 ж.

До конца прошлого столетия на севере и западе Машева были глухие леса и там было приволье бродягам особенно раскольникам. Последние наводили ужас на соседние поселения, синаксарь фанатика раскольника с диким одушевлением говорит воронковской общине: «дерзай чадо мое возлюбленное и не преставай умножати число мучеников на небесех и никто тя да не одолеет ни в судах стародубских и губернских, ни в лесах и борах машевских, где подвижники твои назирают проезжих щепотников и над ними мясничают».



[1] В 1732 г. выдан был антиминс для храма св. Георгия с. Поповки. Ныне храм св. Иоанна Богослова.

[2] «Село Архиповка» известно по делу 1724 г. Дневник Н. Д. Ханенка: 1733 июля 11 ч. «Прибыл (в Семеновку) отец Григорий священник архиповский, в которого дела писано письмо до асаулиной Яворской.

[3] Черн. губ. ведом. 1853 г. стр. 354 сл. о Шептаках.

[4] Собр. л. 2, 26.

[5] Напр. в 1159 г. князь Изяслав Давидович в отмщение Святославу черниговичу «взя город княгинин на щит», отдал на разграбление своей дружине (собр. л. 2, 85); в. к. Ростислав, в 1164 г., возвращаясь из Смоленска в Киев, скончался в селе сестры своей Рогнеды, в Зарубе. (Собр. л. 2, 95).

[6] Архив консис.

[7] Дневник Н. Д. Ханенки: «1743 октяб. 26 отъехал в Адамовку до госпожи Разумовской, где застал сватбу отправляючуюся племеннице ея Матрене з Григорием Помаранским, поповичем Богословским старод. чего ради я там и обедал и до позна пробавил».