Новогород-Северский уезд

Серединая Буда

Местечко торговое и людное при речке Варе, на границе губернии в 60 вер. от Новгорода, в соседстве с Ромашовкою и Порохнею.

По названию, поселение 16 века, как и Ромашковка, о которой так выражались в акте 1656 г. «новая Ромашкина слобода»[1].

В Буде три храма: Богородичный, Троичный и Николаевский.

На месте знают, что каменному храму рождества Богородицы предшествовал деревянный, но когда тот построен был, неизвестно.

Памятники прежнего храма: а) евангелие львов. печ. 1665 г. Стихи издателя Слезки под картиною Воскресения Христова:

Светом воскресения из гроба,

Евангельских учений, всех просветиша.

Так в циотах, як в вере святой утвердиша.

Тем же подаждь рабу Михаилу

В таких трудах здравие и силу.

Узичь ему без мятежа временного света

А на том подаждь вечныя лета».

б) Другое евангелие к. п. 1712 г. с надписью: «евангелие под оправою серебряною со всем подано мною Симеоном Григорьевичем Школою-Казниченком до храму рожд. Пресв. Богород. в с. Серединой-Буде в року 1715».

в) Крест серебр. с ручкою осмиконечный, с надписью «1700 г.».

Нынешний каменный собор Богородичный строился с 1776 г. и освящен в 1783 г. местным протоиереям Иоанном Лузановым. Храм с тремя престолами: главный в честь рожд. Богородицы, южный в честь Иоанна Предтечи, северный во имя св. мучен. Варвары. Иконостас главного престола в три яруса, с резною работою. Местные иконы, под серебр. ризами; семь других икон также украшены вызлощенными ризами.

Тихвинская икона Божией Матери служит предметом особенного благоговения. Это – точная копия с чудотворной Тихвинской иконы, привезенная из Тихвина прихожанином Феодором Доровским. Ее берут в дома, где совершают молебствия и особенно июля 26 в день празднования св. иконы.

Икона св. муч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста – с частицами мощей мучеников.

По переписи 767 г. при храме школа; священнику «надано в ругу жилой двор, пахотныя поля около села Буды, посевом ржи на 13 четвертей, два огорода засеваемыя 3 четвертями конопли, два сенокоса в урочище Святом борку, при р. Вари».

Храм св. Троицы также каменный, освящен в 1747 г. Иконы Спасителя и Божией Матери в серебр. ризах. Прихожане особенно чтут Курскую икону Божией Матери давнего письма.

Здесь книги: постная триодь м. п. 1710 г.[2], апостол к. п. 1722 г., евангелие м. п. 1735 г. с надписью: «1741 г. куплено до храму святителя Николая местечка Серединой Буды, за 35 р., старанием и коштом Иоанна Спиридонова Далница».

Древние вещи: крест серебр. с подножием старинной работы, в 3 ½ фунт., потир серебр. в 3 фунта 32 золотн.

Каменный храм св. Николая заменивший собою ветхий деревян., освящен в 1787 г.; на стенах храма написана приличною живописью история ветхого и нового завета.

Два малые сереб. ковчежца с частицами мощей разных святых.

Серебр. потир с резною надписью: «сей келех сделан коштом раба Божия Еспера Пироцкаго 1757 г.».

Евангелие м. п. 1766 г. с надписью: «куплено жителем Серединой Буды Евсевием Подобедовым до храму св. Николая 1778 г.».

Число прихожан:

Богородичной ц. в 1750 г. 620 м. 615 ж.; в 1770 г. 662 м. 640 ж.; в 1790 г. 708 м. 716 ж.; в 1810 г. 754 м. 773 ж.; в 1830 г. 789 м. 795 ж.; в 1850 г. 894 м. 888 ж.; в 1860 г. 935 м. 977 ж.; Троицкой ц. в 1750 г. 220 м. 216 ж.; в 1770 г. 237 м. 240 ж.; в 1790 г. 250 м. 270 ж.; в 1810 г. 256 м. 297 ж.; в 1830 г. 275 м. 294 ж.; в 1850 г. 283 м. 328 ж.; в 1860 г. 311 м. 360 ж.; Николаевской ц. в 1750 г. 397 м. 382 ж.; в 1770 г. 430 м. 440 ж.; в 1790 г. 454 м. 465 ж.; в 1810 г. 529 м. 608 ж.; в 1830 г. 565 м. 655 ж.; в 1850 г. 589 м. 695 ж.; в 1860 г. 610 м. 653 ж.

Местные благочестивые обычаи: В день Вознесения Господня, после литургии совершается крестный ход. Все местное духовенство и прихожане с крестами и иконами из Николаевской церкви идут на криницу версты за две от храма, там совершается освящение воды и народ окропляется св. водою. Сей ход совершается уже более ста лет. Второй крестный ход бывает в первое воскресение июля месяца. Все духовенство и народ из собора идет с молебным пением вокруг местечка. Сперва на площади совершается освящение воды, потом во время хода на четырех сторонах населения совершается лития, а в заключение хода поется благодарный молебен. Этот ход установлен, по разрешению св. синода 1850 г. в память посещения Божия страшным пожаром, истребившим в 1838 г. более 150 домов в местечке, в благодарность и за избавление от холеры 1848 года.

В Серединой Буде – торговля значительная. На ярмарке 8 сент. продается товаров на 27000 р.; на Богоявленской – на 13500 руб. Торговые лавки открыты каждый день. Многие торгуют пенькой: здесь есть мыловаренный завод.



[1] Ак. южн. Рос. III, 515–516. В 1718 г. землемер Сафонов писал гетману: «завладели (у жителей Шалимовки) насильством, светлейшаго князя (Меньшикова) подданные села Порохни да села Ромашкова и села Серединой Буды жители и подпахали под самые их дворы». Судиенка мат. 2, 483. «Села Серединая Буда и Семеновка» и две плотины на р. Шостке утверждены были царскою грамотою 1692 г. за Андреем Гамалеем. По универсалу 1720 г. «дед и отец Гамалеев владели с. Серединою Будою и отец на монаршей службе от неприятелей шведов забит». И однако Буда и Ромашковка взяты были Меньшиковым, а Гамалее даны были в замен село Борщувка и Чеховка.

[2] У Коротаева не показано.