Лихачевская МТС в годы оккупации

© Андрей Парамонов (Харьков)

История Лихачевской МТС в годы оккупации ― это действительно новая глава в истории города Первомайский. Долгие годы эти дела не были востребованы, да, собственно, и шанса публикации до 1992 года у них было мало. Впрочем, и сегодня отношение к истории оккупации пока ещё то самое, советское. Большинство наших людей просто не верит ни единому документальному источнику, ориентируясь только на рассказы переживших оккупацию родственников. Всё же приближаться к реальным историческим событиям тоже важно, а оценки с годами будут меняться.

Важно отметить, что Лихачевская МТС начала работу в июне 1942 года, но детализировать сведения о ней пока не удается. Такая же ситуация сложилась и с историей Беляевской и Берецкой МТС.

Когда на короткое время в феврале-марте 1943 года Алексеевский район был освобожден от нацистов, МТС работу прекратила, часть оборудования была вывезена немцами в Павлоград, туда же перебралось и руководство: директор МТС Николай Захарович Школа и начальник железнодорожной станции Лихачево Леонид Спицин. Были эвакуированы немцами и работники МТС, особенно слесари и трактористы, да и вообще молодые мужчины. Это избавило их от призыва в ряды РККА.

Начальник полиции Григорий Алексеевич Гранкин и его подчиненные (Никифор Панов, Иван Кононыхин, Григорий Чухлатенко, Иван Щитов, Влас Плохой, Павел Волобуев, Яков Темга) пребывали несколько ближе ― в городе Краснограде.

Эвакуировался в Павлоград и совхоз «Червоний», который именовался еще государственным имением. Руководил им в годы оккупации Иван Моисеевич Куценко. Двумя отделениями этого госимения руководили бывший ветеринарный врач Степан Акимович Черноног и бывший старший зоотехник Владимир Алексеевич Каракатица. После возвращения немцев в начале апреля 1943 года госимение было переименовано ими в «Лихачево» ― скорее всего, для удобства в управлении и понимании, где оно расположено.

А вот общины, или колхозы Масловского сельского совета не эвакуировались, поэтому всё, что было возможно, включая заготовленный семенной фонд, в феврале-марте 1943 года был изъят на нужды РККА.

Вернувшиеся в конце марта 1943 года немцы развернули на территории Харьковской области активную деятельность по подготовке к посевной кампании яровых культур.  В Лихачевской МТС к тому времени не осталось ничего, кроме стен. Главным же для немецкой оккупационной власти было то, что они сохранили костяк рабочих и служащих, список которых я привожу, поскольку он интересен со многих точек зрения. Там перечислены и год рождения, и образование, и должность, и оклад.

          Директор Пётр Васильевич Губарь (1899 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности тракторист, оклад 1000 рублей.

          Главный механик Гордей Семенович Семенихин (1900 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности механик, оклад 800 рублей.

          Главный бухгалтер Матрена Николаевна Брудкова (1921 г. р.), образование 7 классов, по образованию счетовод, оклад 600 рублей.

          Участковый механик Фёдор Павлович Бурик (1908 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности тракторист, оклад 700 рублей.

          Кузнец Андрей Митрофанович Комов (1890 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности механик, оклад 700 рублей.

          СлесарьСергей Федотович Головинов (1903 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности слесарь, оклад 650 рублей.

          Слесарь Юлий Станиславович Шаевский (1895 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности слесарь, оклад 500 рублей.

          Слесарь Иван Захарович Дмитренко (1907 г. р.), образование низшее, в прошлом по специальности слесарь, оклад 500 рублей.

          Кладовщик Надежда Семёновна Гребенюк (1921 г. р.), образование 7 классов, оклад 400 рублей.

          Слесарь[1] Василий Григорьевич Федотов (1900 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Филипп Алексеевич Курьянов (1912 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Дмитрий Григорьевич Чурилов (1912 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Марк Никитович Алфимов (1903 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Василий Степанович Харин (1904 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Пётр Павлович Бурик (1918 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Александр Павлович Малюга (1910 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Николай Евсеевич Нучков (1925 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Столяр Иван Иванович Басов (1904 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Столяр Фёдор Кузьмич Денисенко (1912 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Слесарь Николай Евсеевич Нучков (1925 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Чернорабочий Иван Кондратьевич Чаплыгин (1927 г. р.), образование низшее, оклад 300 рублей.

          Чернорабочий Владимир Стефанович Покойный (1926 г. р.), образование низшее, оклад 300 рублей.

          Чернорабочий Григорий Дмитриевич Янко (1927 г. р.), образование низшее, оклад 300 рублей.

          Чернорабочий Виктор Дмитриевич Крыгин (1925 г. р.), образование низшее, оклад 300 рублей.

          Сторож Семён Герасимович Гребенюк (1870 г. р.), образование низшее, оклад 250 рублей.

          Уборщица Агафия Андреевна Нещенко (1916 г. р.), образование низшее, оклад 250 рублей.

          Плотник Григорий Андреевич Сидоров (1920 г. р.), образование 5 классов, оклад 400 рублей.

          Комбайнер Пётр Павлович Нещенко (1919 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Комбайнер Дмитрий Дорофеевич Антонов (1925 г. р.), образование низшее, оклад 350 рублей.

          Комбайнер Сергей Фёдорович Литвин (1906 г. р.), образование низшее, оклад 400 рублей.

          Конюх Антон Иванович Сахновский[2].

С началом полевых работ штат трактористов увеличился, добавились бригадиры Фёдор Сендецкий и Сергей Караченцев, трактористы Егор Гуньков, Никита Кивш, Архив Усенко, Пётр Караченцев, Андрей Яковлевич Подрез, Михаил Иваненко, Антон Васильевич Сависько, Сергей Петрович Тугайбей, Яков Тугайбей, Дмитрий Ефремович Митрофанов, Владимир Потапович Дьяченко, Филипп Короткий, Захар Якименко, Максим Григорьевич Бутенко, Роман Егорович Туман, Яков Короткий, Пётр Александрович Балобанов, Яков Васильевич Климентьев. 

Чтобы закончить тему работников, следовало бы указать, что помимо денег они получали паек. Например, в мае ― по одному печеному хлебу, а также по несколько килограммов проса и кукурузы. С началом полевых работ большинству работников МТС полагался усиленный паек, особенно тем, кто работал на мощных тракторах и добивался больших объемов выработки. Ещё одним заработком было начисление трудодней, по которым работники МТС получали определенное количество зерна по окончании уборки, но вот успели ли они его получить ― неизвестно.

После возобновления работы МТС в апреле 1943 года оказалось, что мелкого инструмента катастрофически не хватает. Слесари сами делали комплекты ключей, изготавливали плашки и метчики, собирали инструменты, кто из своих запасов, кто приобретал за деньги. Слесарь Губарь, например, предоставил плоскогубцы, у гражданина Мальцева были куплены тиски, у неизвестного лица ― ручная дрель. Каждая деталь или инструмент принималась слесарем или мастером под расписку.

В первые же недели работы стало прибывать оборудование и станки из Павлограда. 23 апреля 1943 года на ж. д. станцию Лихачево прибыли плуги для Лихачевской МТС, а для государственного имения «Лихачево» 7 культиваторов. Позднее на МТС прибыли новенькие немецкие культиваторы.

В начале мая 1943 года на МТС уже было 19 тракторов, из которых находились в ремонте восемь машин. Трактора были исключительно гусеничные: марки ЧТЗС-60 ― 14 машин, ещё четыре гусеничных ХТЗ НАТИ и ещё один гусеничный ХТЗ-Т2Г. Процент изношенности машин в основном был около 20%, но позднее стали поступать на Лихачевскую МТС и колесные трактора старых моделей СХТЗ 15/30 и «Универсал-2», изношенность которых была 80%.

Помимо тракторов в МТС вернулись семь комбайнов: «Коммунар» ― четыре машины (две в ремонте) и три машины ― «Сталинец» (две в ремонте), изношенность их доходила до 90%, ремонт стоил невероятных усилий. Был и один автомобиль ГАЗ-АА (полуторка), но также требующая ремонта. Из сельскохозяйственных орудий на МТС имелись девять культиваторов, пять плугов К412Д и один 3-х корпусной плуг, два лущильника 725П, 2 молотарки МО900, правда, большинство орудий находились в ремонте[3].

Ремонт, который производили на МТС в Харьковской области, проверялся окружным управлением. Техник этого управления, немец Шверен, мог лично приехать с проверкой ремонта техники или двигателя. Его требования аккуратности и чистоте в работах подтверждались жестокими взысканиями и штрафами.

Топливо для Лихачевской МТС поступало через Алексеевскую комендатуру, они же контролировали его расход. Этот контроль, очевидно, был весьма жестким и многоуровневым, но в то же время и обременительным для руководства ― ведь топлива использовалось несколько видов, количество техники росло, как и число работников. На каждую машину и виды работ отводилось особое количество топлива и ответственный за его использование. Вот в июле 1943 года было отпущено: бензина 604+16 кг, тракторного масла 18481 кг, дизельного топлива 11133 кг, а моторного масла 1615 кг[4]. Большее количество пошло на уборочную и вспашку, а кроме этого, на промывку деталей при ремонте и другие сельхозработы.

На Лихачевскую МТС приходили детали и запасные части к технике для распределения по общинам (бывшим колхозам). Например, магнето или фильтры, также для общин изготавливали наборы ключей.

Любопытно, что на довоенных советских тракторах не было электростартеров, все они заводились ручной рукояткой. По распоряжению оккупационных властей на тяжелые трактора ЧТЗ «Сталинец» моделей С-60 и С-65были делались попытки установить электростартеры. К сожалению, не уточняется, какие именно и с какой техники.

В июле 1943 года на Лихачевской МТС уже было 28 тракторов, из них в ремонте шесть. Больше всего гусеничных ЧТЗ С-60 ― 12 машин; С-65 ― одна машина, ХТЗ НАТИ ― пять машин, четыре колесные машины «Универсал-2», а также колесных СХТЗ 15/30 ― шесть машин. Увеличилось и число комбайнов: «Коммунар» ― девять машин и «Сталинец» ― четыре машины.

Лихачевская МТС обслуживала 27 бывших колхозов Алексеевского района, ставших общественными хозяйствами. Они, кстати, сохранили свои прежние наименования, которые у них было до войны.

- по Алексеевской сельской управе: «Путь коммунизма», «15-летия РККА», «Луч новой жизни», «8-е марта», «Парижская коммуна», «Червоные казаки»;

- по Сивашской сельской управе ― «Карла Маркса»;

- по Марьевской сельской управе ― «Жовтневий колос»;

- по Дмитриевской сельской управе ― «им. Ворошилова» и «им. Шевченко»;

- по Верхне-Орельскойсельской управе ― «Червоний Шлях», «им. Кирова», «12-річчя Жовтня», «Червоний хлебороб», «ОВК»;

- по Мироновской сельской управе ― «Нове Життя» и «Харьковский пролетарий»;

- Грушинской сельской управы ― «Зерновая фабрика», «Червоний промінь»;

- Ржавской сельской управы ― «имени Ленина», «7-го съезда советов», «Новый шлях»[5].

Общественным хозяйствам бывшего Масловского сельского совета (а на 1943 год ― Масловской сельской управы) можно уделить больше внимания, поскольку они непосредственно располагались на землях нынешнего города Первомайский или рядом с ним, а центр управы был в поселке Лихачево.

Община «Красное Знамя» располагалась в одноименном хуторе, руководил ею Андрей Петрович Страхов, который в сентябре 1943 года эвакуировался с немцами.

Община «Красный Октябрь» находилась в одноименном хуторе, руководил ею Сергей Петрович Панов.

Община «Первое мая» располагалась на станции Лихачево, руководил ею Максим Тарасович Кичигин, который до войны как кулак был выслан на Север, а в сентябре 1943 года эвакуировался с немцами.

Община «Серп и Молот» был в хуторе Караченцев, руководил ею Никифор Егорович Горбун, до войны рядовой колхозник, в сентябре 1943 года арестован НКВД.

Община «имени Ворошилова» находилась в хуторе Ворошилов, руководил ею Кузьма Владимирович Костин, до войны бригадир в этом же колхозе, в сентябре 1943 года работал колхозником.

Часть тракторов из Лихачевской МТС поступали в общины Алексеевского района по акту о полной исправности, и на них работали свои трактористы. Правда, акт о полной исправности ещё не гарантировал того, что трактор не выйдет из строя. Как пример можно взять гусеничный трактор ХТЗ НАТИ, который 1-7 августа 1943 года работал на культивации пара в общине «имени Ворошилова». За эти дни он обработал 53 га земли, израсходовал 309 кг керосина, 13 кг автола и 3 кг бензина. Два тракториста работали в целом 50 часов, одни сутки они были заняты полностью ремонтом, и еще неизвестное число часов ремонтировали трактор в другой день.

Более или менее работали без поломок комбайны. Так, на уборке озимой пшеницы и озимой ржи в общине «12-річчя Жовтня» комбайн «Коммунар» с 1 по 20 августа 1943 года скосил урожай на площади 132 га, затратив на это 610 кг солярки и 181 кг масла, простоев на ремонт не было.

Лихачевская МТС, государственное имение и общины успели убрать до окончательного освобождения от нацистов ранние зерновые. Подсолнух и кукурузу они будут убирать уже в прежнем статусе колхозов.

Немецкие оккупационные власти эвакуировали не только оборудование и станки с МТС, но и все трактора, комбайны, с\х орудия с МТС и общественных хозяйств. Был вывезен и весь урожай. Эвакуация проходила достаточно быстро, основное оборудование и технику вывезли 28-29 августа 1943 года. Из-за недостатка пустых вагонов 1 сентября 1943 года на эшелон загрузили только 12 двух корпусных плугов и 12 жаток[6]. На следующий день на эшелоны загрузили 79 культиваторов, 10 жаток самоскидок, семь сенокосилок, 76 плугов. 3 сентября 1943 года загружено 62 культиватора, семь жаток-самоскидок, 120 плугов. Такая статистика показывает, что освобожденная 16 сентября 1943 года территория Алексеевского района осталась ни с чем.


[1]Слесари с началом полевых работ становились трактористами.

[2]ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 3. – Л. 1.

[3]ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 8. – Л. 31.

[4]ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 7. – Л. 11.

[5]ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 5. – Л. 15.

[6]ГАХО ФР. 3047, оп. 1, ед. хр. 6. – Л. 7.