Поселок Лихачево во власти советов, 1920-1941 гг.

© Андрей Парамонов (Харьков)

Октябрьский переворот 1917 года железнодорожная станция Лихачево встретила в составе Алексеевской волости Змиевского уезда Харьковской губернии. К волости, кроме Алексеевки, относились ещё несколько селений: Верхний Бишкин, Сиваш 1-й и Сиваш 2-й, Булацеловка, Зеленая, Грушино, Николаевка-Зеленая, Николаевка-Хлоповка 1-я и 2-я. Любопытно, что ни сама железнодорожная станция Лихачево, ни железнодорожные будки, в которых проживали семьи железнодорожных обходчиков, не относились к ведению гражданского ведомства и не включались до окончательного установления советской власти в списки Алексеевской волости.

1917-1919 годы, которые  ещё в конце 1990-х называли Гражданской войной, сегодня принято называть Украинской революцией. На самом деле четкого определения нет и быть не может, поскольку мы знаем, что в 1918 году шли бои между УНР и большевистской Россией, а значит, мы вполне можем говорить о российско-украинской войне. В 1919 году на этой территории шли бои между вооруженными силами Юга России (ВСЮР, или Белой армией) и Красной армией социалистического Российского государства, а значит, шла российская гражданская война на территории Украины. Хотя в этих противоборствующих сторонах участвовало немало украинцев.

События, которые происходили в этот период на станции Лихачево, вызвали бегство купцов, землевладельцев, торговцев, которые возвращались на короткие периоды: например, при Украинской державе гетмана Скоропадского, поддержанной австро-германскими вооруженными силами в 1918 году, или во время прихода белогвардейцев в 1919 году. К исходу ВСЮР с территории Харьковской губернии на станции Лихачево проживали только железнодорожные рабочие и служащие, газогенераторная мельница Лихачевых не работала, большинство складов разобрали для топлива паровозам и отопления помещений.

Каждая власть старалась держать на железнодорожных станциях, подобных Лихачево, крупные воинские подразделения, поскольку это были стратегические объекты для переброски военных грузов и личного состава. Да что там, боевые действия шли главным образом вдоль железных дорог, что позволяло поддерживать наступление за счет бронепоездов и эффективно перебрасывать подкрепления.

Красная армия, отбросив из Харьковской губернии ВСЮР, также вынуждена была содержать на станции Лихачево военный гарнизон. Пройдет немного времени, и Повстанческая армия Нестора Махно пройдет южнее станции Лихачево из Михайловки через Лиговку на Староверовку. В мае 1920 года Махно прошёл рядом, и опасность захвата станции Лихачево была велика. Вокруг свободно перемещались банды, численностью иногда от 50 до 600 сабель, с тачанками и ручными пулеметами (как, например, Савонова, который был союзником Нестора Махно). Бандиты и дезертиры убивали милиционеров, членов сельских советов, сотрудников советских учреждений.  

Между тем к 1 января 1920 года на территории Змиевского уезда Харьковской губернии была окончательно установлена советская власть. А уже 9 января 1920 года в состав Алексеевской волости вошли три небольших хутора: Тимченков, Ново-Зеленый и хутор Берецкого товарищества. К этой дате в Алексеевской волости проживало 9441 мужчина и 9884 женщины[1].

Сформированный Алексеевский волостной исполнительный комитет возглавил в феврале 1920 года Игнат Изотович Свежинцев, а его помощником был Михаил Стефанович Золотухин. В феврале 1920 года на станции Лихачево был создан Лихачево-Алексеевское кредитное товарищество, где руководителем, а по сути, счетоводом стал Иван Семёнович Воротынцев[2].

В 1920 году проходила первая перепись населения Харьковской губернии. Отдельно выделяли число дворов с русским и украинским населением, указывали число безземельных дворов. В этот список впервые вошли все железнодорожные поселки и будки. В Алексеевской волости было 36 населенных пунктов, где проживали 13201 человек в 2202 дворах, из которых 478 дворов было украинских, 185 безземельных (наибольшее число, 106, в самой Алексеевке, где многие занимались извозом), отдельно отмечаем проживание в 10 дворах поляков[3].

В этом же документе встречается отдельной строкой поселок при станции Лихачево, где в 50 дворах проживало 239 человек. Из них 14 дворов с русским населением, 34 двора с украинским и два двора с польским, безземельных дворов указано 33. Таким образом, мы видим, что книга «История город и сел. Харьковская область» долгие годы вводила нас в заблуждение по поводу основания поселка при станции Лихачево, указывая на якобы его основание в декабре 1924 года[4].

Помимо самой станции Лихачево в 1920 году было введено в перепись население поста Булацеловка и железнодорожных будок с №№ 276, 277, 278, 282, 283, 284, 287, 288, 289, 290.

В 1920 году возобновило учебный процесс бывшее начальное железнодорожное училище при станции Лихачево, которое стало именоваться Лихачевской железнодорожной школой. В декабре 1922 года председатель школьного совета М. Шабло просил Алексеевский волостной исполнительный комитет выделить под школьный огород 1 ¾ десятины земли. Однако исполком отказал[5].

Бандитизм по-прежнему свирепствовал вокруг Алексеевской волости. Вот, 15 апреля 1921 года на село Преображенское налетела банда из Попельнянской волости численностью около 250 сабель и 20 тачанок, вооружённых винтовками, шашками, револьверами, бомбами и пулеметами. Бандиты убили преображенского волостного начальника Сахновского, двух милиционеров[6]. Кроме этого, бандиты забрали разное имущество и лошадей.

А банда Иванюка 9 июля 1921 года напала на Грушино, фактически рядом со станцией Лихачево. Численность нападавших достигала 100 человек, из них 50 кавалеристов, остальные на тачанках и бричках, запряженных по две и три лошади, неизвестное количество пулеметов. Ударами сабель зарубили начкультхоза, помощника заведующего Захария Любченко, и трех милиционеров охраняющих культхоз: Виктора Хоменко, Василия Сорисина и Дениса Цымбала. Банда забрала всех лошадей и другое имущество[7].

В действующих механических и деревообрабатывающих мастерских южной железной дороги при станции Лихачево рабочие и служащие в 1921 году основали театр, который неоднократно давал спектакли не только при самой станции, но и в Алексеевке. 3 февраля 1923 года Алексеевский райисполком просил театралов сделать постановку спектакля в пользу «Красной казармы», то есть, к 23 февраля, однако рабочие и служащие отказали, поскольку было слишком мало времени[8].

К 30 августа 1922 года в состав Алексеевской волости вошли села Ефремовка и Марьевка[9]. А уже 29 ноября 1922 года Змиевская уездная административно-территориальная комиссия включила в состав Алексеевской волости Берецкую, Преображенскую, Отрадовскую волости, а также деревню Кисели Шебелинской волости, объединив таким образом население в количестве 134 575 человек. Выступила эта Комиссия и с предложением о передаче в Алексеевскую волость села Дмитриевка из Константиноградского уезда Полтавской губернии[10]. Однако губернские власти такого деления Змиевского уезда не утвердили, и 12 января 1923 года в Алексеевскую волость вновь образованного Изюмского округа Харьковской губернии вошли только селения бывшей Берецкой волости, и общее количество населения составило 23346 человек[11]. На территории Алексеевской волости основали шесть сельских советов, и поселок при станции Лихачево вошел в состав Сахновского[12] сельского совета с селами Сахновское, Сиваш и нескольких хуторов[13].

Но административная реформа вводила новое понятие – район, который объединял несколько волостей. В итоге к 6 февраля 1923 года был основан Алексеевский район, в который первоначально вошли волости: Алексеевская, Преображенская, Попельнянская и Шебелинская[14].

В апреле 1924 года мы видим в Алексеевском районе уже восемь сельских советов, и среди прочего был основан Масловский сельский совет, в котором объединили хутора Маслов и Караченцев. Село Сиваш также было выделено в отдельный сельский совет, в него вошли кирпичный завод (ранее принадлежавший Лихачеву), рабочие бараки, квартира № 4 и железнодорожная будка № 280[15]. Документ от 2 мая 1924 года сообщает нам, что на общем сходе жители Сиваша решили перенести из усадьбы Лихачевых флигель и сарай в центр села для организации в нём сельского совета, избы-читальни и других культурно-просветительских учреждений.

К 1 января 1927 года в Сивашский сельский совет входили, кроме самого Сиваша, железнодорожные будки №№ 279, 280, 281, 282, рабочие бараки, железнодорожная станция Лихачево, где в 22 дворах проживали 82 человека, и поселок Лихачево, в котором было 29 дворов и 89 человек жителей.

Масловский сельский совет интересен нам тем, что в будущем именно в него войдет железнодорожная станция Лихачево и поселок при станции. Центром сельского совета первоначально был хутор Маслов. 27 сентября 1925 года председателем сельского совета был избран Демьян Андреевич Филипов, его заместителем Тихон Никитович Карелов, а секретарём Дмитрий Тихонович Курман. Помимо них в состав сельского совета вошли ещё Фаддей Моисеевич Чеплыгин, Иван Семенович Семенихин и Иван Никифорович Курянов[16].

В 1925 году была восстановлена и запущена газогенераторная мельница (бывшая мельница Константина Лихачева). Работавшая в 1913 году с мощностью 82 лошадиные силы, она производила в месяц 48000 пудов муки. Владельцем мельницы в 1925 году считался Алексеевский райисполком, который выделил на её восстановление средства. Работало на ней 12 рабочих и 8 служащих, в течение 1925-1926 годов она смогла выйти на уровень производства муки 16800 пудов в месяц, и только в 1927 году объемы выросли до 36000 пудов в месяц[17].

Весна 1927 года на станции Лихачево началась со строительства рядом крупного кирпичного завода и выделения для него песчаного карьера. Завод был необходим, поскольку предполагались новые масштабные стройки по всему Алексеевскому району. Планировали первоначально производить на нём до полумиллиона кирпича в год.

Саму железнодорожную станцию Лихачево перевели в категорию 1-го разряда. До мая 1927 года здесь останавливались 50 % пассажирских поездов. Решение о переводе станции в 1-й разряд было принято после работы комиссии по обслуживанию Алексеевского района железнодорожным транспортом. Указывалось, что район огромный, и в нём большое количество торговых и советских организаций. А в июне 1927 года между райцентром Алексеевка и станцией Лихачево была проложена телефонная связь.

На заседании президиума Алексеевского райисполкома 6 мая 1927 года в докладе Синекрутова прозвучал вопрос о необходимости уточнить сроки в организации поселка городского типа при станции Лихачево[18]. Очевидно, проблема звучала ещё раньше, однако, видимо, возникли проблемы с выделением земли. Внимание новому поселку при станции, а главное, его статусу, уделяли повыше, например, в Харьковском окружном исполнительном комитете.

К этому времени уже всерьез рассматривался вопрос о строительстве в 2,5 верстах от станции Лихачево сахарного завода, который был необходим по нескольким причинам. По статистическим сведениям, до 1918 года на территории Алексеевского района засевали сахарной свёклой не более 2000 десятин с урожаем 120 берковцев[19] с десятины; на 1926 год в районе сахарная свёкла выращивалась на 260 десятинах, и сбывать её приходилось не менее чем за 40 верст от райцентра. Тогда как по оценкам агрономов можно было вполне собирать в год не менее 840 000 берковцев сахарной свёклы. В Алексеевском районе наблюдался избыток рабочей силы: до 4000 человек мужчин, которые ежегодно уходили на заработки. Следовательно, их можно было привлечь к работе на сахарном заводе и выращивании сахарной свеклы. Подобрали и порожний участок земли площадью в 1150 десятин с хорошим наружным источником воды[20]. Летом 1927 года особая комиссия «Цукротреста» обследовала территорию у станции Лихачево, и по её результатам запланировали строительство здесь второго по важности сахарного завода (всего планировалось в Украине в 1929 году приступить к постройке четырех новых заводов).

21 мая 1927 года Алексеевский райисполком официально образовал поселок городского типа при станции Лихачево, которому выделили 46 га земли. К этому моменту в поселке уже были 85 дворов[21]. Уже 27 мая 1927 года мы видим письмо из юридического отдела Управления южных железных дорог в Алексеевский райисполком с просьбой о выделении участков при пгт Лихачево для граждан Чмыхало и Губарева[22]. Решением президиума Алексеевского райисполкома уже 17 сентября 1927 года для общественных учреждений пгт Лихачево было выделено дополнительно 15 десятин земли, которые шли от складов до яра Крисового[23].

Фактический поселок Лихачево представлял собой ранее одну большую улицу вдоль железнодорожных путей, с небольшими ответвлениями в виде маленьких переулков. На противоположной стороне железнодорожных путей образовывается промышленная зона, где из жилых построек были только бараки рабочих. С выделением земли под поселок городского типа формируются современные улицы: Коммунальная, Победы, Хлебная, Копцова, Героев Труда, Садовая, Юрьева, Мичурина, Новая и переулки: Мира, Копцова, Героев Труда, Мичурина.

В том же 1927 году при станции Лихачево построена новая водонапорная башня, с расчетом на обслуживание предприятий и вновь образованного поселка. В это же время при поселке Лихачево образован механический завод, а при нём ― сельскохозяйственная и ремесленная школы. Всё это было связано с планами развития Алексеевского района, а привязка к железной дороге была само собой разумеющимся фактором.

Пока правительства УССР и СССР рассматривали планы о постройке сахарного завода при станции Лихачево, «Харківська бурякова кооперація» приступила к реализации планов по расширению свеклосеяния в Алексеевском районе. Если в 1926 году засевали 260 десятин земли, а в 1927 году 613 десятин, то в 1928 году ― уже 1897 десятин. Но прошел 1928, а в планах на 1929 год о постройке сахарного завода при станции Лихачево речь не шла. Харьковский окрисполком ещё в феврале 1928 года просил не откладывать начало строительства в 1929 году[24]. Однако строительство не начали ни в 1929, ни в 1930-х годах, а потом и вовсе дело заглохло. В итоге при станции Лихачево открыли пункт приема сахарной свёклы, чтобы отправлять её по железной дороге на сахарные заводы.

Внеочередное заседание президиума Алексеевского райисполкома 15 августа 1929 года было посвящено организации Машинно-тракторной станции (МТС) в районе. Вариант был только один – выделить для усадьбы МТС 30 десятин земли и строить у железнодорожной станции Лихачево[25]. Харьковский окрисполком 3 марта 1930 года рекомендовал дать ей имя товарища Постышева[26], однако позднее она называлась просто Лихачевская МТС. Это связано с тем, что бывший секретарь Харьковского обкома партии Павел Петрович Постышев в 1938 году был репрессирован.

Начало строительства МТС пришлось на декабрь 1929 года. А уже 6 декабря 1929 года на заседании Алексеевского райисполкома обсуждались вопросы по расширению производства кирпича на заводе при станции Лихачево. На закладку одного из зданий Лихачевской МТС приезжал председатель Всеукраинского центрального исполнительного комитета Григорий Иванович Петровский. За 1929 году было произведено 500 тысяч штук кирпичей, а планы на строительство в районе были такими, что было необходимо выпустить не менее 3 миллионов штук. Собирались строить сахарный завод, электростанции и МТС у станции Лихачево, а также в коммунах и артелях по селам района[27].

К 18 марта 1930 года Лихачевская МТС получила задачу обрабатывать 17356 десятин пашни в 16 населенных пунктах и 16 артелях. В ней работали: директор, заместитель директора, 3 агронома, старший механик, 9 старших рулевых, 129 рулевых и 16 агроуполномоченных. В ней было 8 тракторов, 45 плугов, 26 букеров, 58 сеялок, 150 борон «зигзаг», 95 культиваторов. Предполагалось, что должны поступить ещё трактора, дисковые бороны, тракторные тележки и прицепы, грузовые и легковой автомобили, вагончики для жилья в период полевых работ и т.д[28].

Уже через несколько дней на МТС поступили 42 новых трактора (речь идет о тракторе «Fordson», который начали производить в Соединенных Штатах Америки в 1917 году). Это был очень дешевый, маленький и простой 20-сильный трактор, который реализовывался через автомобильную дилерскую сеть Форда. С 1921 по 1927 годы СССР закупил 25 тысяч таких тракторов, и в 1927 году они составляли 85% тракторного парка Советского Союза. Ещё 36 000 единиц тракторов «Fordson» было выпущено в Ленинграде на заводе «Красный путиловец» по американской лицензии с 1924 по 1931 год, но под именем «Фордзон-Путиловец». Вторым вариантом трактора, который также производили по лицензии в Ленинграде, мог быть также американский трактор «Универсал». Естественно, что в дальнейшем на Лихачевскую и соседние Берецкую и Беляевскую МТС поставляли трактора, выпущенные на Харьковском тракторном заводе.

К 22 июня 1930 года МТС обслуживала 23 колхоза и артели на площади 8000 га, производя вспашку, культивацию, боронование, посевы. При МТС в том же 1930 году открыли клуб, библиотеку и столовую.

Помимо обслуживания артелей и колхозов Алексеевского района, Лихачевская МТС стала, по сути, ещё и учебным заведением, где ежегодно обучались более 200 трактористов, счетоводов и других специалистов для сельского хозяйства. Помимо этого на курсах каждый год готовились более 300 человек других необходимых профессий.

В марте 1930 года Алексеевский райисполком просил Харьковский окрисполком и Управление ЮЖД о скорейшем переименовании железнодорожной станции Лихачево в станцию имени Косиора[29]. Однако Управление Южных железных дорог ответило отказом, ссылаясь на то, что станции по всей бывшей империи не принято переименовывать, чтобы не было путаницы в доставке грузов и движении поездов.

Важным событием для поселка Лихачево стала организация в сентябре 1929 года артели «Перше Травня». Основателями артели стали М. П. Брусенцов, К. А. Толокнеев, К. В. Федосеенко. Позднее в неё вошли также соседние колхозы «Наш шлях» из села Масловка и «20-річчя Жовтня» из села Грушино. Артель была достаточно крепкой и оснащённой, не в последнюю очередь благодаря шефам: Харьковской ТЭЦ и Харьковского трамвайного депо. Так, в 1937 году мы видим в артели мощную молотарку МК-1100, о которой большинству приходилось лишь мечтать. Надо бы ещё отметить, что в 1937 году в молотарке поломался двигатель, и она простаивала[30].

В 1931 году на станции Лихачево построили элеватор и склады райпотребсоюза, склады для зерна конторы «Заготзерно», открыли молокозавод, а на станции Лихачево возобновил работу буфет.

По новому административному делению поселок городского типа Лихачево вошёл в Масловский сельский совет и фактически стал центром этого сельского совета. В самой Масловке, кроме начальной школы, никаких учреждений больше не было.

По переписи 1939 года в поселке городского типа Лихачево проживало в 180 дворах 640 человек[31]. В состав Масловского сельского совета входили поселок Лихачево, село Масловка, артели «Первое мая», «20-летие Октября», железнодорожный рабочий поселок, Питомник.

Фактически до войны поселок при железнодорожной станции Лихачево ещё не мог претендовать на районный центр, хотя уже тогда были предпосылки к его развитию. Мирной жизни помешала Вторая мировая война.


[1]ГАХО. ФР. 4142, оп. 1, ед. хр. 2. – Л. 6.

[2]ГАХО. ФР. 4142, оп. 1, ед. хр. 2. – Л. 3.

[3]ГАХО. ФР. 90, оп. 1, ед. хр. 453. – Л. 7.

[4] История город и сел. Харьковская область. Х., 1976. С. 563.

[5]ГАХО. ФР. 1570, оп. 1, ед. хр. 22. – Л. 16.

[6]ГАХО. ФР. 3716, оп. 1, ед. хр. 21. – Л. 22.

[7]ГАХО. ФР. 3716, оп. 1, ед. хр. 21. – Л. 32.

[8]ГАХО. ФР. 1570, оп. 1, ед. хр. 15. – Л. 58.

[9]ГАХО. ФР. 3833, оп. 1, ед. хр. 2. – Л. 51.

[10]ГАХО. ФР. 203, оп. 1, ед. хр. 9026. – Л. 25.

[11]ГАХО. ФР. 3833, оп. 1, ед. хр. 1. – Л. 88.

[12]Село Сахновское, так стали именовать в это время село Грушино, очевидно, в честь убитого бандитами 15 апреля 1921 года Преображенского волостного начальника. Непонятно лишь, почему это переименование не прижилось.

[13]ГАХО. ФР. 203, оп. 1, ед. хр. 9028. – Лл. 3-5.

[14]ГАХО. ФР. 3833, оп. 1, ед. хр. 1. – Л. 59.

[15]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 64. – Л. 152.

[16]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 41. – Л. 1.

[17]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 171. – Л. 63.

[18]ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 530. – Л. 198.

[19]1 берковец равен 10 пудам, или 164 кг

[20]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 51. – Лл. 94-95.

[21]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 65. – Л. 19.

[22]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 111. – Л. 66.

[23]ГАХО. ФР. 1573, оп. 1, ед. хр. 51. – Л. 164.

[24]ГАХО. ФР. 845, оп. 2, ед. хр. 522. – Л. 1.

[25]ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 21143. – Л. 252.

[26]ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 2934. – Л. 114.

[27]ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 2934. – Л. 24 об.

[28]ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 3209. – Лл. 91-98.

[29]ГАХО. ФР. 845, оп. 3, ед. хр. 2934. – Л. 111.

[31]ГАХО. ФР. 3746, оп. 1, ед. хр. 2. – Л. 29.