Материалы к истории храмов Береки (А. Парамонов)
Первые сведения
Безусловно, название слободы Берека произошло от названия реки Берека. Известно, что Ливенские и Путивльские станичники охраняли от татар в 1571 г. Бишкинский и Берецкий перелазы на реке Северский Донец. Названы они так от устья рек Мокрый Бишкин и Берека, расположенных в местах более удобных для переправы татарской конницы.
Кто мог дать название реке Береке? Сегодня сказать трудно, это могли быть и славяне, и остатки аланского населения[1], и калмыки[2] и татары. Некоторые исследователи считают, что Бе – это «болото» по-татарски, а река, и есть река, хотя у татар есть свое слово «река». К тому же перевод «река на болоте», или «болотная река» не соответствовал действительности в то время. Немецкий путешественник Guldenstadt, в XVIII в. бывший в наших местах, описывает Береку полноводной рекой. А вот уже в период 30–50-х гг. XIX в. она принимает подобный вид из-за большой хозяйственной деятельности: во многих местах на реке делали запруды, одной из составляющих которых был навоз. Плотины смывало ливневыми дождями и навоз, расползаясь все дальше по реке, способствовал ее заболачиванию. Об этом писали в статистических отчетах по Змиевскому уезду во второй половине XIX в.
В «книге Большого Чертежа» (1627 г.) указано несколько Берек: «А ниже Чепеля, верст за 10, пала в Донец речка Береки Малыя, Каменныя тож. А ниже Каменных Берек пала в Донец речка Большие Берек, от Малых Берек версты за 2. А ниже Берек Больших, верст с 7, пала в Донец речка Ерек Каменной: а меж Берек и Ерка Каменного Изюмский Курган…».
Следует также отметить, что река могла получить свое название от породы дерева. Как описывает определитель лесных деревьев и кустарников, берека – род мелколиственных пород с очень ценной крепкой древесиной, что очевидно и послужило ее уничтожению (вырубке человеком). Фактически законодательные акты Харьковских губернаторов начала XIX в., запрещающие вырубку лесов на Слобожанщине – запоздали. К тому времени местные промыслы, селитроварение и винокурение, использование дерева на дрова, строительство засечных оборонительных линий, привело к массовому уничтожению многих лесов. Очевидно, что берека исчезла одной из первых. Как описывает тот же определитель, ареал распространения береки была вся лесостепная зона Украины. Сегодня это дерево внесено в Красную Книгу Украины и встречается только в Закарпатье.
Описание слободы Береки неразрывно связано со строительством на Слобожанщине новой Изюмской черты с валами и засечными линиями, защищающей территорию, осваиваемую Московским государством.
Во второй половине 60-х гг. XVII в. украинские переселенцы идут сюда – на свободные земли по левому берегу Северского Донца, к речкам Балаклейкам, к Бишкинскому перелазу, к Лиману, к Андреевым Лозам. Здесь полковник Яков Черниговец «осаживает» новые черкасские поселения. Весной 1671 г. строится слобода и деревянная крепость у Савинского брода, в 1672 г. у Бишкинского перелаза.
В 1672 г. в документах разрядного Белгородского приказа Яков Черниговец постоянно именуется полковником Черкасского Балаклеевского полка. В его состав входит шесть городов: Бишкин, Лиман, Андреевы Лозы, Балаклея, Савинский, Изюм и насчитывается 1539 черкас полковой службы. Это так называемые города в Черте. 8 июля 1673 г. Черниговец писал: «Приехал к нам казак полковой, житель Балаклейский, с пасеки и сказал, что орда сильно стоит на Береке и неведано, куда она повернется, она гонялась за пасечниками и насилу они утекли от нее». Сотенное местечко Берека было за чертой, на пограничной реке Береке, за ней была ногайская, татарская степь. Например, в верховьях Орельки были татарские кочевья. Первое упоминание о сотенном местечке Береке встречается 4 апреля 1675 г., в связи со становлением сотника Панаса Трофимовича. Этим же годом датируется строительство церкви Рождества Христова. В дальнейшем встречается запись в Белгородском приказе о переходе Береки к Изюмскому полку, т. к. Балаклейский полк был расформирован, а полковник Черниговец лишен своего звания В. Береке, как и во многих других поселениях за чертой, были лишь полковой службы казаки, жить здесь было опасно, хотя земледельцев, конечно же, манили тучные черноземы. Но ногайцы, татары и даже после них запорожские казаки просто не давали им возможности к оседлой жизни.
Лишь одна пасека наказного харьковского полковника Гаврилы Алексеевича Могилки располагалась у реки Берека, где после своей отставки он и поселился. Последнее упоминание о ней датировано 1692 г.: в декабре Могилка отбился от нападения татар, его казак был взят в плен, но в пути от татар сумел убежать. Место это и до сих пор называется овраг Полковницкий (между селами Берека и Алексеевка).
В 1698 г. Чугуевский воевода доносит в Белгород, что по известию полковника Григория Донца относительно казаков, не бывших в Крымском походе 1682 г., из иных городов – Берекского… «осталось в домах малое число, и те все были с наказным полковником Иваном Сербиным…»
Русские однодворцы поселены были в Береке в 1732 г., когда образовался корпус Ландмилиции для охраны южной пограничной линии, она по-прежнему проходила по реке Береке. Полки, стоявшие в Береке, строили крепости в Ефремовке и Алексеевке, а также возводили валы и редуты между этими крепостями. В 1736 г. этот участок линии был закончен и полки майора Дмитрия Петровича Колюбанина, Орловский, Любима Перфильевича и Семена Пантелеевича Шенкина, оставив гарнизоны в редутах и крепостях, военных поселян в слободах при крепостях и новую церковь в Береке ушли на другой участок Украинской линии.
В 1763 г. «Берека верховая однодворчастая» была крупной слободой Изюмского комиссарства. Это название Верхо-Берека она получила от того, что расположена она была при вершине реки Береки, до середины XIX в. была и Нижняя Берека, но из-за скорого слияния была упразднена.
- 1675 г. Первое упоминание о церкви Рождества Христова.
- 1732 г. Строительство новой деревянной церкви Рождества Христова ландмилиционерами Орловского полка.
- 1787 г. построена деревянная Христорождественская церковь.
- 1795 г. Построена деревянная, отдельно стоящая колокольня.
- 1799 г. Первый причт Христорождественской церкви: Благочинный священник Фёдор Матвеевич Новицкий 55 лет. Священник Алексей Фёдорович Новицкий 22 года. Дьячок Василий Константинович Павловский 26. Пономарь Григорий Кириллович Оглоблин 54 года. Второй причт Христорождественской церкви: священник Михаил Петрович Куприянов 51 года. Диакон Пётр Петрович Куприянов 32 лет.
- 23 апреля 1805 г. Однодворец Антон Мартынов и однодворка Ефросинья Хохлова просили Охочанское волостное правление выдать им паспорта на проход до г. Киева для поклонения Святым мощам.
- 30 августа 1810 г. Рапорт в Змиевское духовное правление священника Христорождественской церкви с. Берека Лаврентия Тарановского: «Его императорского величества из онаго правления от 25-го Апреля под № 230-м Указом мне велено: заприжитие села Верховой Береки жителькою Параскевою Гулевскою, во время побега мужа ее незаконно сына Сергия, возложить на Параскеву Церковную Епитимию на основании поместного Анкирского Собора Главы 6 правила 20 напять лет, которую исполнять ей в доме под присмотром духовного ея отца таким порядком; во все посты исповедоваться, а Святых Таинств по 5-му правилу Григория Нисскаго несподобляться, кроме смертельнаго случая, ходить же ей в церковь каждаго воскреснаго ипраздничнаго дня на всякое славословие; а в уменьшении ей Епитимии поступать сообразно 102-му правилу 6-го вселенскаго Собора. Ипо оному Его Императорскаго величества Указу, означенная Аднадворка Гулевскаго в сходство приложенных при оном церковных правил, под моим присмотром, возложенную Ей пятилетную Епитимию исправляет. И за сию треть устроены мною Ея Гулевской плоды покаяния очем Духовному правлению сим рапортую…»[3].
- 1815 г. Из ведомости Христорождественской церкви. Деревянная двухпрестольная. Первый престол во имя Рождества Господа и Спаса Нашего Иисуса Христа, другой перенесения мощей Святителя Христова и Чудотворца Николая. Всем крепка. К продолжению служения опасности никакой нет, сосуды серебряные, книг полный церковный круг. При церкви колокольня деревянная, на ней колоколов четыре: 1) 23 пуда 36 фунтов; 2) 8 пудов; 3) 4 пуда; 4) 1 пуд. У церкви ограда деревянная, ветхая.
Метрические книги и исповедные росписи хранятся в церкви с 1792 г. Подцерковная земля отведена законным порядком шестьдесят десятин. Приходских дворов 565, в них мужчин 2258, женщин 2421, обоего пола 4679.
Священник Лаврентий Васильевич Тарановский 32 лет, в чтении и произношении проповедей искусен. Обучался в Харьковском Коллегиуме Синтаксами Поэзии, риторики философии и Богословии учителем. Был произведен к сей церкви в священники преосвященным Христофором Епископом Слободско-Украинским и Харьковским 17 мая 1808 г. Поведения изрядного. Жительствует в собственном своем доме – достаточен. Жена Елисавета Яковлевна 25 лет. Дети: Николай 7 лет, Павел 1 год.
Священник Яков Михайлович Киприанов 29 лет. В простом книгочтении средствен, в произношении поучений неискусен. В школах не обучался а произведен к сей церкви в священники преосвященным Христофором 6 августа 1812 г. В течение 1815 г. неоднократно был замечен благочинным священником в пьяном виде. После смерти отца своего священника Михайла Киприанова жительствует в том же доме – достатка среднего. Жена Настасья Николаевна 29 лет.
Диакон Николай Симеонович Петровский 49 лет. В простом книгочтении и произношении поучений средственен, в пении и письме исправен, церковный устав разумеет. В школах не обучался. 6 декабря 1800 г. определен Слободско-Украинской Духовною Консисториею к Гомольшанской церкви дьячком, а в 1802 г. произведен к сей церкви в диакона Преосвященным Христофором. У него жена Елисавета Савишна 48 лет. Дети: Мария (16 лет), Наталия (8 лет), Татьяна (1 года).
Диакон Василий Ефимович Фаворов 30 лет. В простом книгочтении средствен и поучении неискусен, в письме разумен. Церковного устава за неупражнением не искусен. В школах не обучался. В 1806 г. определен Слободско-Украинскою Духовною Консисториею в заштатный город Чугуев к Христорождественской церкви дьячком, а 6 октября 1809 г. произведен к сей церкви в диакона преосвященным Христофором. Жена Анна Григорьевна 32 лет, дочь Александра 3 года.
Дьячок Василий Григорьевич Оглоблин 42 лет. В простом книгочтении мало искусен, церковный устав и катехизис отчасти знает, пению не обучался, петь наслышкою может, пишет худо. В школах не обучался. В 1794 г. определен Славянским духовным правлением в Архангело-Михайловскую церковь сл. Верхний Русский Бишкин пономарем, а в 1799 г. тем же духовным правлением определен к сей церкви дьячком. Поведения нехорошего. Часто упивается и ссорится, после смерти отца своего, пономаря Григория Оглоблина жительствует в том же доме, недостаточен. Жена Домна Демьяновна 37 лет. Дети: Настасия 12 лет, Мелания 9 лет, Матвей 9 недель.
Дьячок Иван Федоров сын Новицкий 27 лет. В чтении мало искусен, писать может, петь вовсе не может и нотного пения не знает, церковного устава не разумеет, катехизис наизусть помнит. Обучался в Харьковском Коллегиуме до риторики, а в 1810 г. определен Слободско-Украинскою Духовною Консисторией дьячком. Живет в доме матери вдовы попадьи Марии Новицкой – недостаточен. Жена Елисавета Иванова 22 лет, дети: Алексей 4 лет, Александр 5 недель.
Дьячок Артемий Дмитриевич Павловский 21 года. Читать и петь несколько может, пишет не совсем худо, нотное пение и церковный устав отчасти знает, катехизис и священную краткую историю наизусть помнит. Обучался в школе, состоящей при Змиевском духовном правлении. В 1809 г. определен к сей церкви. Поведения не худого, жительствует в доме отца своего Дмитрия Павловского – недостаточен.
Пономарь Иван Константинович Павловский 32 лет. В чтении, пении и письме разумен, в церковном уставе не искусен, катехизис несколько наизусть помнит. В школах не обучался, в 1800 г. определен Слободско-Украинской Духовной Консисторией к сей церкви пономарем. Поведения изрядного, жительствует в собственном своем доме – недостаточен. Жена Евдокия Павлова 32 лет, дети: Любовь 6 лет, Василий 3 лет, Виктор 1 год.
Пономарь Пётр Григорьевич Оглоблин 30 лет. В чтении, пении и письме неискусен. Катехизис наизусть твердо не помнит. В школе не обучался, в 1801 г. определен Слободско-Украинской Духовной Консисторией к сей церкви пономарем. Поведения не совсем худого. После смерти отца своего пономаря Григория Оглоблина жительствует в том же доме – достатка невеликого. Жена Наталия Семеновна 26 лет, сын Павел 4 лет.
Пономарь Сергий Василиевич Оглоблин 15 лет. Обучался в Змиевской словесной школе, в 1814 г. определен к сей церкви Змиевским духовным правлением пономарем.
Умершего священника Михаила Киприанова жена Матрена Васильевна 72 лет. Жительствует в собственном своем доме с сыном своим священником Яковом Киприановым на его содержании, к несении трудов по старости лет неспособна.
Умершего священника Фёдора Новицкого жена Мария Ивановна 72 лет. Поведения не худого. Жительствует в собственном своем доме с сыном своим дьячком Иваном Новицким и на его содержании, по старости лет к несению трудов неспособна.
Умершего священника Петра Киприанова жена Мария Иванова дочь 48 лет. Поведения не совсем худого. Жительствует в собственном своем доме, получает от священника Якова Киприянова третью часть доходов, к несению трудов еще способна.
Умершего священника Иоанна Навродского жена Христина Федоровна 30 лет. Склонна к ссорам. Жительствует в собственном своем доме с получением от тамошних священников половинной священнической части пахотной земли и всех доходов, к несению трудов способна. Достатка невеликого. Дети: Александр 5 лет, Екатерина 3 лет.
Не состоящий в должности дьячок Артема Павловского отец – Дмитрий Васильевич 62 лет. Поведения не худого. Жительствует в собственном своем доме и содержание имеет частью от своих трудов и частью от сына своего, дьячка Артема Павловского. К несению трудов еще несколько способен. Достатка не великого. Жена Ксения Леонтьевна 60 лет. Живет с мужем своим на содержании сына. К несению трудов малоспособна[4].
- 27 ноября 1850 г. Объяснение без местного священника Петра Тимофеева Благочинному священнику Павлу Ковалевскому: «По требованию Вашего Преподобия полученному мною от 26 числа сего Ноября за № 278 по Указу из Харьковской Духовной Консистории от 24 истекшаго Октября за № 4656 Вами полученному, сим честь имею объясниться: Так как Села Береки приходская Христорождественская церковь пришла в ветхость и неблаговидность, то прихожане онаго Села усмотрев таковое неблаголепие в Храме Божием, избрали из среди себя двух попечителей Берецких казенных крестьян Стефана Лукьянчикова и Нестора Гранкина и уполномочив их доверенностию поприговору общества к подаче прошения Его Преосвященству, бывшему Епископу Харьковскому и Ахтырскому и кавалеру о дозволении окрасить масляными приличными красками церковь внутре и вне и колокольню, возобновить иконостас, горнее место и киоты, на каковом прошении поданном попечителями, последовала резолюция Его Преосвященства такова и Дозволяется просителям производить прописанные починки при надзоре Местнаго Благочиннаго и приходского Священника с тем, чтобы по окончании работы, донесено было, что стоит таковая починка с возвращением и сего прошения во исполнение резолюции Его Преосвященства по окончании работа в прошлом 1848 году донесено было мною Змиевскаго Уезда 1-го Округа бывшему Благочинному Протоиерею и Кавалеру Захарию Соколовскому с возвращением и прошения…»[5].
- 31 мая 1852 г. Из рапорта Берецкого сельского старшины Лукьянчикова в Алексеевское волостное правление: «К исполнению предписания Алексеевскаго Волостного правления от 24 мая за № 651-м последовавшего по предписанию Вашего Благородия от 19 мая за № 2065 Вашему Благородию имею честь представить Сведение в ниже следующем содержании а именно в ведомстве моем селение одно под названием Берека расстоянием от селений Тарановки в 15-ти Ефремовки 7-ми Преображенского 25-ти верхнего Бишкина и Алексеевскаго в 7 верстах в ней церква одна деревянная в двух престолах наименованные 1-й Христорождественский а 2-й Николаевский фабрик заводов частных или казенных а также приходских училищ принадлежащих к сему селению хуторов неимеется, ревизских душ обоего пола мужика 2681, женска 2808, 10581 десятина земли и леса 1815 десятин настоящих рек и озер и устройства на них переправ не имеется, дворов 731 и особо принадлежащих другому сословию рогатого скота 16-ть лошадей 13-ть овец 42 и свиней 25-ть, и сверх сего Ведомость по прелагаемой при оном предписании форме о числе жителей разного сословия проживающего временно и постоянно в ведомстве моем»[6].
- 1861 г. Из ведомости о Христорождественской церкви. Священник Василий Лаврентьевич Тарановский 44 года, родился в сл. Берека в семье священника. Окончил Харьковский Коллегиум в 1832 г. и начал службу священником в с. Терновое Змиевского уезда. Переведен в Береку в 1844 г.
- 18 июня 1868 г. Свидетельство от епархиального архитектора Фёдора Ивановича Данилова: «Проездом через слободу Береку, Змиевскаго уезда, в слоб. Комышеваху, по желанию Членов Временнаго Комитета снял на план производимую ими каменную работу по построении церкви в тех размерах, как оказалось в натуре и составил проэкт на изменения против утвержденнаго плана, с прибавлением, сверх того, хор. Начатыя работы исполнены прочно и материалы употреблены надлежащаго достоинства; в чем удостоверяя, долгом поставил присовокупить, что строители, не продолжая работы, обязываются испросить разрешение на дальнейшее производство постройки церкви по вновь составленному мною проэкту»[7].
- 8 августа 1868 г. Сообщение в Строительное отделение при Харьковском губернском правлении из Харьковской духовной консистории: «Члены Комитета по постройке церкви в слободе Береке Змиевскаго уезда в прошении, поданном Его Высокопреосвященству объяснив, что в прошлом 1867 году Харьковским Епархиальным Начальством разрешено им устроить в одноименной слободе новую каменную церковь в честь праздника Вознесения Господня; но Комитет приступив к производству работ, нашол, что утвержденный на постройку церкви проект с глухим сводом и над ним деревянными фонарями, не достаточен по числу прихожан; почему желал заменить оный другим, более соответствующим проектом со сводом и над ним каменным восьмеренком, имеющим просвет во внутренности церкви и хорами над трапезой, просить разрешить им постройку упомянутой церкви по вновь составленному Харьковским Епархиальным Архитектором Даниловым проэкту. В следствие чего Консистория, препровождая при сем вновь составленный проэкт на постройку церкви в слободе Береке змиевского уезда; вместе с прежним проэктом разсмотренным уже бывшею Строительною Комиссиею, иметь честь просить Строительное Отделение разсмотреть оный и опоследствиях разсмотрения уведомить Консисторию, с возвращением и самых проэктов»[8].
- 1904 г. Вознесенская церковь построена в 1870 г. усердием прихожан, каменная, однопрестольная. Земли усадебной 1 десятина, пахоты 31 десятина. Прихожан: муж.– 2097, женщин – 2064. Причт: священник, дьячок, псаломщик. Жалование: священника –141 руб. 12 коп., дьячок жалование не получал, псаломщик – 35 руб. 28 коп. Священник жил в церковном доме, остальные в собственных домах. Церковно-приходская школа и земское училище, попечителя нет.
Священник Александр Мощенков 39 лет, окончил семинарию по 2 разряду, священник с 1890 г., на этом месте с 1897 г. Состоит законоучителем и заведует церковно-приходской школой, законоучитель земского училища, последняя награда скуфья 1897 г.
Дьячок Данил Павловский 56 лет, окончил духовное училище, псаломщик с 1887 г., дьячок с 1896 г., на этом месте с 1900 г.
Псаломщик Иоанн Чернявский 29 лет, окончил народное училище, псаломщик на этом месте с 1900 г.
Церковный староста крестьянин Василий Исаков с 1901 г.
- 18 февраля 1907 г. На сельском сходе обсуждается новый проект каменной церкви, присутствует 726 человек. Проект церкви епархиального архитектора Владимира Николаевича Покровского, ему уплачено 300 руб. Общая смета расходов 70 000 руб. Собрано 6 400 руб. наличными и 18 000 руб. долговыми расписками.
- 30 мая 1907 г. В Береке хоронили двух сторожей, убитых при ограблении Христорождественского храма.
- 31 мая 1907 г. Избран подрядчик по строительству новой каменной церкви, им стал Иван Софронович Сементяев.
- 20 июня 1908 г. На сельском сходе решались вопросы о строительстве новой церкви. Священники Христорождественской и Вознесенской церквей фактически раскололи сельское общество слободы Верховая Берека пополам, дело доходило до рукоприкладства. Рапорт о событиях составил епархиальный архитектор В. Н. Покровский. Оба священника по результатам расследования были высланы из села. Священник Евецкий отправился в сл. Беловода Сумского уезда с трехнедельным покаянием в Ряснянском Дмитриевском мужском монастыре, а священник Хижняков в с. Старое Сумского уезда.
24 июня – 5 июля 1910 г. Пояснительная записка к проекту каменной церкви в сл. Берека: «Проект каменной церкви для сл. Береки Змиевского у. сделан с расчетом на вместительность от 1200 до 1300 ч. не считая хора. Весь храм имеет в плане форму квадрата с сравнительно небольшой трапезной. Такая простейшая форма при большой вместительности дает возможность всем без исключения молящимся одинаково хорошо видеть и слышать богослужение. Церковь имеет три входа из которых каждый имеет сени и двойные двери для уменьшения сквозняков и охлаждения церкви.
Около каждого входа помещается лестница на хоры причем над северными и южными входами сделаны малые хоры вместительностью на 30 человек с каждой стороны. Большие хоры над трапезной могут вместить 200 чел. При алтаре устраиваются ризница и пономарка с отдельным входом.
Церковь внутри во всех частях перекрыта будет каменными сводами, а над главной частью будет 5 светлых куполов опирающихся на системы 4-х перекрещивающихся…
Полы будут из терракотовых плиток, переплеты окон железные.
Таким образом, дерево по проекту допущено лишь для крыш, чем гарантируется прочность церкви и безопасность в пожарном отношении и отношении заражения частей церкви гнилью.
Для защиты стен церкви от сырости и для более равномерного распределения нагрузки на фундаменты цоколь будет сложен на цементном растворе…»[9].
Такая конструкция церкви построена в 1898 году в г. Сосновицах Царства Польского.
- 1915 г. Из ведомости Христорождественской церкви. Построена в 1787 г., деревянная на каменном фундаменте и такая же колокольня (стоит особо) ветхая, покрыта железом внутри и снаружи окрашена масляной краской, тесная, холодная, ограда деревянная, ветхая. В церкви два престола: Рождества Христова и на хорах Святителя Николая. При церкви церковная сторожка и церковно-приходская школа.
Священник Николай Петрович Попов 46 лет. Жена Мария Ивановна 40 лет. Окончил Харьковскую Духовную Семинарию в 1892 г. В Береке с 1909 г.
Диакон Иоанн Иосифович Онищенко 25 лет, жена Ульяна Андреевна 21 года в 1908 г. окончил учительскую школу в сл. Ворожба. В Береке с 1914 г.
Псаломщик Пётр Михайлович Навродский 43 года. Жена Харитина Онисимовна 33 г. Дети: Анна (17.11.1905 г.р.), Андрей (2.10.1908 г.р.), Мария (10.08.1912 г.р.), Александра (1915 г.р.) часто находится под следствием уволен из 2-го класса Купянского духовного училища, с 1910 г. в Береке.
Просфорница жена умершего священника Вера Григорьевна Хижнякова 67 лет. Муж Иоанн Иоанович Хижняков служил 40 лет, перед смертью уволен по своему прошению за штат.
Церковный староста с 1914 г. Григорий Васильевич Горпов 63 лет.
Заштатный псаломщик с 1901 г. Павел Васильевич Павловский 74 лет, вдов. Дети: Мария 47 лет – замужем за крестьянином; Василий 40 лет – диакон; Матрона 37 лет – замужем за крестьянином; Анна 33 лет – замужем за псаломщиком[10].
Приход: дворов –586, муж. – 2008, жен.– 1972.
- 1915 г. Из ведомости Вознесенской церкви. Построена в 1870 г. освящена в том же году. Каменная с такой же колокольней, прочная, покрыта железом, снаружи окрашена масляными красками, внутри оштукатурена, поместительная, теплая. Ограда каменная, покрыта железом, построена в 1870 г. Престол 1. В приходе церковно-приходская школа в котрой учится мальчиков – 39, девочек – 12. Заведующий и законоучитель священник, учительница Фекла Адамовна Кишко. В приходе имеется земская школа, в которой учатся мальчиков – 151, девочек – 39.
Священник Александр Дмитриевич Бородаев 56 лет, родился в сл. Синиха Купянского уезда в семье священника. Окончил 13 июня 1882 г. по 2 разряду Харьковскую духовную семинарию. В Береке со 2 августа 1906 г. Награжден 3 февраля 1914 г. орденом «Св. Анны» III степени за 25 летнее служение в народной школе. Имеет медали: В память императоре Александре III и 300 лет Дома Романовых. Жена Елена Матвеевна 49 лет. Дети: Мария (18.02.1886 г.р.) – замужем за учителем Циркуновского народного училища Виктором Ревским; Евдокия (31.07.1887 г.р.) – замужем за прапорщиком Константином Мицкевичем; Василий (4.03.1889 г.р.) – учится в Харьковском ветеринарном институте; Алексей (24.03.1895 г.р.) – учиться в Харьковской духовной семинарии; Владимир (9.07.1900 г.р.) – учиться в Харьковском духовном училище; Нина (2.02.1906 г.р.); Елена (21.05.1909 г.р.).
Диакон Даниил Васильевич Павловский 68 лет, дьячковский сын. Окончил курс Харьковского духовного училища в 1872 г. В Береке с 12 января 1887 г. Жена Александра Ивановна 48 лет. Дети: Неонила (10.10.1889 г.р.) – учительница с. Борки Змиевского уезда в церковно-приходской школе; Николай (6.12.1892 г.р.) – рядовой 3-го Кавказского стрелкового полка; Михаил (12.12.1894 г.р.) – служит в г. Москве в Алексеевском Юнкерском училище; Иван (6.01.1900 г.р.) – учиться в Харьковском духовном училище; Сергей (11.09.1906 г.р.).
Псаломщик Иван Федорович Чернявский 41 год, сын псаломщика. Окончил местное земское училище в с. Берека 26 апреля 1900 г. Жена Анна Петровна 36 лет. Дети: Андрей (16.10.1905 г.р.); Мария (1.04.1909 г.р.); Пелагея (5.05.1911 г.р.); Вера (1.08.1913 г.р.).
Вдова священника Ольга Павловна Мощенкова 43 года. Муж Александр Мозенков служил священником 14 лет, в Береке 7 лет. Умер 16 июня 1904 г. Дети: Владимир 25 л.– прапорщик 112-го Воронежского полка; Зинаида 23 года – учительница в местном народном училище; Николай 21 год – обучается в Императорском Харьковском университете; Мария 19 лет – учительница в местном народном училище.
Дочь псаломщика Анна Фёдоровна Чернявская 28 лет, брат псаломщик в с. Берека. Отец её Федор Чернявский состоял псаломщиком с 17 апреля 1845 г. по 24 апреля 1900 г. Умер 15 июня 1900 г.
Церковный староста крестьянин Василий Фёдорович Исаков с июля 1901 г.
Приход: дворов – 695, мужчин – 2563, женщин – 2478[11].
- 6 мая 1924 г. Собрание пятидесятки Вознесенского храма, председатель Иван Спиридонович Покушалов. Приняли решение о перемене причта[12].
- 20 августа 1925 г. Для организации ветеринарного участка был изъят дом священника[13].
- 18 июня 1927 г. Берецкий сельский совет принял решение о том, чтобы недостроенное каменное здание церкви было отобрано у прихожан и на его основе было начато строительство сельского дома культуры.
- 19 января 1929 г. Список лишенных прав голоса священнослужителей:
1. Онищенко Иван Осипович, 1891 г.р., русский, священник
2. Варенко Николай Ианович, 1899 г.р., русский, священник
3. Шарапов Яков Афанасьевич, 1873 г.р., русский, диакон
4. Чернявский Иван Федорович, 1873 г.р., русский, диакон
5. Половинкин Аким Трофимович, 1882 г.р., русский, бывший псаломщик
6. Павловский Данил Васильевич, 1856 г.р., русский, бывший диакон
26. Кононыхин Семен Гаврилович, 1873 г.р., русский, церковный староста
27. Якимов Трофим, 1876 г.р., русский, бывший церковный староста
28. Страхов Дмитрий Федорович, 1864 г.р., русский, церковный староста
29. Ефремов Василий Зиновьевич, 1864 г.р., русский, бывший церковный староста
30. Микулин Изосим Никитович, 1868 г.р., русский, бывший церковный староста
34. Покушалов Иван Свиридович, 1880 г.р., русский, бывший церковный староста
35. Важов Михаил Дмитриевич, 1882 г.р., русский, псаломщик
36. Сапрыкин Иван Яковлевич, 1877 г.р., русский, председатель церковного совета
37. Беляев Алексей Федотович, 1863 г.р., русский, председатель церковного совета
65 Булгаков Алексей Иванович, 1887 г.р., русский, бывший монах[14].
[1] У потомков аланов – осетин есть рецепт хлеба «берек», тесто для которого замешивают под проточной водой.
[2] Вот например, «береки» – калмыцкое национальное блюдо, имеется и рецепт, правда на современных харчах: В просеянную муку добавляют нагретую до 30-35° С воду, яйца, соль и замешивают тесто до получения однородной консистенции. Подготовленное тесто выдерживают 30-40 мин для набухания клейковины и эластичности. Готовое тесто делят на куски массой 30 г, раскатывают на лепешки толщиной 1,5-2 мм, на середину которых кладут фарш и края защипывают, придавая овальную форму. Для фарша подготовленное мясо, шпик нарезают на кусочки, пропускают через мясорубку вместе с луком репчатым. В массу добавляют воду, соль, перец и перемешивают. Береки отваривают в кипящей подсоленной воде. Отпускают по 2 шт. на порцию, поливая сверху растопленным маслом сливочным или маргарином.
[3] ГАХО. – Ф. 572, оп. 1, ед. хр. 217. – Л. 4.
[4] ГАХО. – Ф. 572, оп. 2, ед. хр. 3. – Лл. 1–10.
[5] ГАХО. – Ф. 40, оп. 38, ед. хр. 126. – Л. 6.
[6] ГАХО. – Ф. 189, оп. 1, ед. хр. 7. – Л. 4.
[7] ГАХО. – Ф. 4, оп. 14, ед. хр. 863. – Л. 45.
[8] ГАХО. – Ф. 4, оп. 14, ед. хр. 863. – Лл. 44, 47.
[9] ГАХО. – Ф. 4, оп. 160, ед. хр. 1062. – Лл. 3–15.
[10] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр. 1330. – Лл. 117–130.
[11] ГАХО. – Ф. 40, оп. 110, ед. хр. 1330. – Лл. 103–116.
[12] ГАХО. – ФР. 3845, оп. 2, ед. хр. 826. – Л. 163
[13] ГАХО. – ФР. 845, оп. 2, ед. хр. 287. – Л.167
[14] ГАХО. – ФР. 845, оп. 2, ед. хр. 540. – Л. 2