1917 год. Константиновка (Г. К. Лукомский)
Усадьба, основанная Донец-Захаржевским, ныне графа Головкина-Хвощинского, – почти на границе Харьковского и Змиевского уездов, в живописной местности среди холмов, поросших кустарником и лесами. Издали привлекателен общий вид усадьбы. Среди золотистых полей пшеницы и овса, на густом зеленом фоне старинного парка, вырисовываются церковь и большой дом, скомпонованный в одно целое со службами. У церкви высокая ограда, подпертая контрфорсами. И дом и церковь, как вообще вся усадьба, были построены надворным советником Андреем Михайловичем Донец-Захаржевским в 1797 году. Последний в роде, Дмитрий Андреевич, был задушен племянником своим Похвисневым. С тех пор усадьба перешла в другие руки. И печальна ее судьба! Судя по теперешнему состоянию ее, она уже давно мало интересовала владетелей… Войдя через старинные ворота в обширный двор, мы увидим в глубине его большой, странный, жуткий, с облупившейся штукатуркою, с заложенными кирпичом окнами, трехэтажный дом. Вокруг двора расставлены в большой скомпонованной последовательности службы. Из этих построечек один флигель на левой от дома стороне сохраняет свою, очень простую, но красивую архитектуру. Квадратному двору предшествует полукруглый. Его обрамляет ограда из каменных столбов. В начале ее – два хороших павильона. Флигели связаны с домом крыльями. Дом сохранил хорошо лишь то, что было повыше, что было наименее доступно для рук человеческих: фронтоны на боковых, выступающих частях, с прорезанными в них полукруглыми окнами. Все остальное изуродовано до неузнаваемости. Так, в средней части была – это ясно видно — колоннада. Теперь она заложена. Вместо нее пристроен нелепый, грубый, годный для сарая навес, под которым и свалены всякие предметы сельского хозяйства. Большая часть окон заложена кирпичом. Были опасения за целость дома? Укрепляли ли подобными мерами стены или просто применили этот род наиболее простых и дешевых рам и оконных переплетов?
Трудно сказать. Но не важны причины. Гораздо существеннее и характернее то, что кирпич на закладку окон был взят из этого же дома. Для получения его разобрали не флигель, не сарай, а колонны портика со стороны главного фасада и колонны прелестного полукруглого выступа со стороны сада! Впрочем, использование камня, кажется, распространилось и на постройку третьего этажа колокольни. Такое приложение материала можно было бы считать еще более или менее оправдывающим. (Конечно, как цель, но не как средство получения кирпича!) Но, к сожалению, если это было так, вина строителей усугубляется: надстройка, как увидим ниже, только испортила церковь.
Итак, мы видим, что дом нещадно изуродован. Особенно печальный вид являет он со стороны сада, где купол выступающей части напоминает о прежнем великолепии дома, а зияющие, черные дыры гнезда балок на уровне пола второго этажа обнаруживают отсутствие балкона. В тенистом саду сохраняется еще несколько полуразрушенных сооружений. Внутри дом обращен в склад (наверху) и в конюшни (нанизу)! Вот еще причина, почему «заложены» окна. Лишь в одной верхней зале (полукруглой) сохранился чудесный паркет. Все остальное растащено, попорчено. Своды двух внутренних, трехмаршевых лестниц были, вероятно, красиво убраны росписями. Доныне росписи сохранились только в зале нижнего этажа. Зал этот, очень напоминающий Ляличский, прекрасно расписан по своду. С одной стороны зала – хоры для музыкантов в виде арки с двумя подпирающими ее столбами. Роспись – орнаментальная, но в широких плоскостях помещены и изображения белых лебедей, и гербы бывших владетелей усадьбы. Характерные тона: на синем фоне белые и зеленые орнаменты, в углах плафона – лиры. Колорит несколько резкий и яркий. Но в общем росписи хорошего рисунка, отличной композиции, и более чем странно видеть теперь такой плафон в конюшне! Даже больше: здесь помещаются и свинарня, и склад всяких ненужных повозок: зал ведь достаточно вместителен! Но в летописях Харьковских усадеб такое явление заслуживает быть отмеченным сугубо. Довести до такого состояния дом-дворец, чтобы использовать зал под свинарню – для этого надо, кажется, действительно обладать всеми чертами диких народов. Многое оправдывается и в невольном вандализме. Здесь, при изобилии, тут же рядом с домом расположенных всяких построек, такой вандализм не простителен. Он должен быть отнесен целиком за счет владельца усадьбы – графа Головкина-Хвощинского, никогда, кажется, не заглядывающего в свои угодья…
Ныне в домике живет арендатор. За оградой – тут же, на небольшом холме расположена усадебная церковь. Она очень напоминает церковь в с. Бабаи. Но если архитектура ее, 1797 года, и проще церкви в имении бывших Щербининых, то зато не только со стороны паперти, со стороны абсиды, она окружена более красивой колоннадой. Построена она, как свидетельствуют документы, в 1797 году надворным советником Андреем Михайловичем Донец-Захаржевским. Первоначально колокольня была тоже двухэтажная (не считая колоннады, собственно, церкви), хотя второй этаж ее был деревянным с боевыми часами. Эта вышка была доделана сыном строителя, последним в роде, Дмитрием Андреевичем Донец-Захаржевским. В 1901 году выстроен был второй каменный ярус, конечно, не вполне согласно с проектом, одобренным Духовной Консисторией и Св. Синодом и, наверное, без всякого ведома Императорской Археологической Комиссии.
Иконостас в храме переделан по типу иконостаса в Бабаях. Но, хотя изуродованы колонки (как бы перерезанные), все-таки вазочки на аттике и капители очень хороши. Купол в храме кессончатый, расписной (позднее), в парусах также роспись. Особенно хорош в притворе киот, окрашенный в голубой и золотой тона, т. е. так же, как и главный иконостас. У киота очень милый пьедестал, в нише которого – ваза. Здесь же люстра ампир – все пожертвования Донцов.