1873 год. Шептаки, из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"
В 9 верстах от Новгорода, в 170 от Чернигова, на дороге из Новгорода в Стародуб; расположено на обширной долине, по берегам речки Ромы, когда-то богатой водою, содержавшей много мельниц.
Ныне село занимает в длину до 6 верст. Оно состоит, кроме главного поселения по дороге, называющегося селом, из нескольких кутков. Последние носят название первых поселенцев своих: Бунаковка от Бунака, Карповка от Карпа, Авдеевка от Авдея, Ревовка от Ревы, Тимошевка от Тимоша, Вернигоровка от Вернигора, Басосовка от Басоса, Гомановка от Гомана, Аксеновка от Аксена, Кожуховка от Кожуха, Полюшкова и Сигутова от Полюшка и Сигута.
Думают, что название свое Шептоки поселение получило от того, что первый поселившийся здесь занимался волшебством шептанием и потомки его занимались тем же ремеслом. Оправданием такой мысли служит не только то, что и поныне здесь в разных случаях обращаются к шептунам, так и то, что местность Шептаков была до недавних времен весьма глухая. Окружалась темными лесами и к ней вела тесная дорожка.
Как бы то ни было: только несомненно, что поселение существовало здесь и до татар, местность вполне благоприятствовала тому. С одной стороны недальний город служил некоторою защитою от нападения степняков; с другой местность была богата лугами, землею хлебородною, бортневыми деревьями.
По акту 1724 г. «Халимон Константиновичь, прозиваемый Римон, товарищ войсковий сотни шептаковской, а ныне мешкаючий в селе Шептаках полку стародубскаго», свидетельствуя по правде о мельнице, говорит: п. Песочинский «властвовал над городом Новгородом и притомными селами, а после пана Песочинскаго настал пан Кунецкий и владел городом Новгородком… Сие мое свидетельство по сущой правде объявляю, много лет жиючий, еще до Хмельницкаго, когда ляхов из украйны выгнали за Вислу; того часу ставши пан гетман Хмельницкий в рок пошол на Жовтую воду со всею силою воевати ляхов»[1].
Таким образом Шептоки и до Хмельницкого были местом центрального правления для сел Новгородского властителя. Это в соединении с значением Шептоков, как места состкого управления, утверждает в той мысли; что Шептоки видели не только московское правление, но и татарщину.
Так как при гетманщине Шептоки были и местом сотенного правления[2] и здесь же было центральное правление для поселений гетманской булавы[3]: то естественно, что были здесь два храма: храм архан. Михаила и храм рождества Христова.
По общему местному убеждению, храм арх. Михаила самый древний местный храм. Это так должно быть и потому, что при гетманщине храм архангела был приходским храмом казаков, а храм рождественский был гетманским. И доселе день архан. Михаила празднуется в Шептоках как храмовой праздник, хотя храм архангела давно остается только кладбищным храмом. Храм этот теперь занимает уже третье место. Сперва он находился на линии села, почти на самом берегу р. Ромы, на 10 версте от Новгорода, невдали от мельницы Квитницкого, ныне князей Голицыных. Здесь и доселе лежит плита в виде четвероконечного креста. Другое место храма было там, где ныне Михайловское кладбище. В 1820 г. казаки Кожухи уступили свою землю для Михайловского храма и он поставлен в Кожуховке старанием священника Иоанна Духневича. До 1831 г. при нем был особый священник. В храме остаются: триодь цветная к. п. 1685 г. триодь постная к. п. 1715 г. служебные минеи, в 8 д. м. п. 1710 г. служебник черниг. п. 1747 г.
Шептоковский священник Герасим Домницкий писал в просьбе св. Синоду: «при церкви рождества Христова Шептокув от прадеда и деда и отец священствовали; отец его посвящен на весь приход и 1708 г. умер, он по смерти его до возрасту учился в школах, во время учения в 1715 г. Киевской епархии села Полонок поп Иван Германовский в село Шептоки перешел и наследственным его приходом завладел», в 1729 г. Домницкий произведен в священника на весь приход; в 1732 г. по письму гетмана Германовский определен вторым священником и потом удален, а в 1734 г. вновь определен консисториею. Св. Синод, вытребовав сведения о числе дворов, определил: Германовский и Домницкий оставляются в Шептоках, – первый при 65 дворах, второй при 140 дворах, так как Германовский определен был в 1715 г. законно по просьбе прихожан (и священство – не наследство) и по укасу 1722 г. в приходе с 200 дворами должно быть два священника; первенствовать будет на служении каждый в очередное служение по храму.
По этим словам храм рождества с священником Домницким существует в Шептаках по крайней мере с 1640 г., если только не существовал и прежде того. Памятники древности, остающиеся в нынешнем храме, подтверждают эту мысль о храме и даже указывают на существование его в 1630 г. На колокольне храма есть колокол в 27 пудов, с надписью около ушей: 1630 г. Книги храма: цветная триодь черниг. п. 1685 г., минеи служебные м. п. 1695 г., синаксарь о победе Полтавской, черн. п. 1710 г., евангелие к. п. 1712 г., постная триодь к. п. 1715 г., Апостол к. п. 1738 г., служебник к. п. 1746 г. черн. п. 1747 г., метрическая книга 1723 г. Около храма остается плита дикого камня в 1 ½ арш. длины и в аршин ширины, с надписью: «здесь лежит раб Божий Иоанн Захарьевичь Плакса 1729 г. мая 14 д.».
Нынешний храм рождества Христова, деревянный на каменном фундаменте, с тремя престолами, построен и освящен в 1774 г. на иждивение графа Кирилла Григорьевича Разумовского. Он стоит на возвышенном, весьма красивом, месте, на 12 версте от Новгорода, вблизи бывшего дома и сада Разумовского.
На колокольне новый колокол с надписью: «усердием прихожан и старанием шептоковского священника Стефана Максимова Полтарацкого, весу 81 пуд. и 18 ф. лиг в Москве на заводе Богданова».
Нельзя не заметить, что усадебная земля причта рождественского, соседняя с храмом, после священника Петра Германовского перешла в частную собственность.
Число прихожан Шептаковских: в 1770 г. 1360 м. 1340 ж.; в 1790 г. 1435 м. 1415 ж.; в 1810 г. 1332 м. 1333 ж.; в 1830 г. 994 м. 1041 ж.; в 1850 г. 1087 м. 1200 ж.; в 1860 г. 1115 м. 1161 ж.; в том числе казаков 532 д. м. Они занимаются хлебопашеством, но есть между ними ремесленники.
[1] Книга акт. Спасского монастыря стр. 26. II. Ян Куницкий в 1636 г. был Стародубским земским судьею. См. о Городище Старод. у. О. П. Песочинском см. ст. о Новгороде, пр. 10.
[2] Шептаковский сотник Василий Исаенко в 1669 г. у Величка II, 187. См. пр. 8.
[3] По донесению 1724 г. гетману принадлежат в Шептоковской волости: Шептоки, Печенюги, Яворостовичи, Лариновка, Фаевка, Бугримовка, Машев, старый и новый Жадовы, Костобор, Архиповка, Бучки, Андрейковичи, Кистер, Камень, слобода Кменская, Поповка, Мамекино. Грамотою 1665 г. утверждены были за гетманом Шептоки со множеством поселений, за исключением «козацких дворов и земель». Потом все это пожаловано графу Разумовскому в потомственное владение. Маркевича ист. IV, 58. 60. III, 321.