Василий Досекин: материалы к истории харьковской фотографии (В. П. Титарь)

Начало фотографической деятельности Василия Сергеевича Досекина (1829 – 8.05.1900, похоронен на Усекновенском кладбище г. Харькова) относится к 1856 – 1857 гг. В это время в Харькове, состоявшем на военном положении в связи с Крымской войной и обороной Севастополя, находилось на излечении большое количество солдат и офицеров. В их числе был и молодой подпоручик В.С. Досекин. Раненный под Севастополем он прибыл на излечение в Харьков в 1856 г. Немного окрепнув, в 1857 г. открывает фотографическую мастерскую на Екатеринославской улице, 3 во флигеле усадьбы известного в свое время Харьковского купца К.Н. Кузина. «Фотография В.С. Досекина» уже с первых дней своей работы стала пользоваться популярностью. Применение небольшого формата фотоснимков, что уменьшало их стоимость, давало возможность фотографироваться не только зажиточной части населения. «Снять портрет» по любому семейному торжеству, а то и просто ради любопытства, все спешили к Досекину. Успеху его фотографической деятельности также содействовало серьезное отношение к фотографии. Вот что писали о нем в журнале «Фотограф» в 1864 г.: «...Работы г-на Досекина выходят из ряда обыкновенных, и было бы непростительно не заявить публично о таком художнике, который смело, без преувеличения, может соперничать с лучшими фотографами в Европе» [1]. Примерно к этому времени можно отнести создание Досекиным первой серии фотоснимков, запечатлевших Харьков конца 1850-х начала 1860-х годов. Эти снимки были небольшого формата – 5,5 х 8 см, на твердой картонной подложке, приятного светло-коричневого оттенка, с большой глубиной резкости.

На фотографиях – площади, улицы, дома, церкви и другие архитектурные сооружения Харькова середины XIX века. Благодаря им мы можем увидеть недостроенную, еще наполовину деревянную, Дмитриевскую церковь на Екатеринославской улице (ныне Полтавский шлях), старую Николаевскую церковь (стояла на площади Конституции напротив магазина «Ведмедик»), здание первого вокзала с прибывающим поездом, лабазы и лавки у здания Успенского собора, только появившиеся двухэтажные кирпичные дома на Екатеринославской и Сумской улицах. На фотоснимках хорошо просматриваются названия различных магазинов, имена их владельцев, надписи афиш и другие предметы того времени.

На различных фотовыставках работам Досекина неоднократно присуждались почетные медали, которые можно видеть на оборотной стороне его фотографий. Многие его фотографии были использованы Д.И. Багалеем в фундаментальном труде «История г. Харькова за 250 лет» [2]. О заслугах Василия Досекина в области отечественной фотографии вспомнили в конце 1980-х годов. В журнале «Наше наследие» была опубликована любопытная фотография декабриста А.Е. Розена, выполненная Досекиным в 1860-х годах [3], с которым он был хорошо знаком. В эти же годы были опубликованы новые факты о нем, собранные харьковским краеведом Владимиром Кирсановым [4].

Фотография была не единственным источником доходов В.С. Досекина. В начале 1873 г. он начал вместе со своим армейским приятелем капитаном Аркадием Ивановичем Иониным строительство кирпичного завода. А.И. Ионин 1840 г.р. самый младший сын из небогатой дворянской семьи, имеющей имение в Лебединском уезде [5]*. К апрелю в дачах Саржина Яра,  с левой стороны шоссе Харьков-Курск, в ½ версте от хутора Мигриной и в 1 ½ версте от г. Харькова были возведены первые несколько построек будущего кирпичного завода.  Прежде всего они выстроили семь сараев для просушки кирпича (один из них на 110 саженей в длину, остальные каждый по 55 саженей каждый). После окончания постройки сараев В.С. Досекин и А.И. Ионин подали прошение губернатору с просьбой разрешить им строительство завода с печью по системе Гофмана [6]. Разрешение было получено, завод стал работать и довольно успешно. В последующие годы А.И. Ионин больше не значится среди владельцев завода, а В.С. Досекин становится Харьковским купцом 2-ой гильдии. 

* Материалы в Государственном архиве Харьковской области собрал А.Ф. Парамонов.

В 1875 г. завод В.С. Досекина получил заказ на поставку кирпича для строительства госпитальных бараков, которые строились на нынешней улице Данилевского. В феврале 1876 г. В.С. Досекин поставил 448070 штук кирпича (на сумму 5600 руб. 87 коп.), но оказалось, что подрядчик строительства Павел Быков был объявлен в столицах банкротом, а в качестве одного из средств обеспечения кредиторам убытков был взят кирпич, поставленный В.С. Досекиным. Вовремя опомнившись он успел забрать кирпич со склада, так как он не был оплачен заказчиком. А чтобы доказать данный факт пришлось пройти через судебное разбирательство, опросы свидетелей, приказчика на заводе Д.А. Жихорского, экономки В.П. Львовой и др. С трудом В.С. Досекину удалось доказать неоплату кирпича [7]. 

С кирпичным заводом В.С. Досекина произошел и другой мало приятный эпизод. В июле 1899 г. рабочие с его завода проходили через Благовещенский базар и увидели толпу народа, читающую брошюру профессора Фальбе «Конец света 13 ноября 1899 г.». Чтение книги так подействовало на рабочих, что некоторые из них купили эти брошюры и стали читать их в казармах завода. Страх перед смертью охватил людей, одни уходили по своим домам, другие не работали. 30 июля рабочие пришли к управляющему заводом Василию Гюльцгофу и объявили о своих опасениях, из-за которых не хотят выходить на работу. «Забастовка» перекинулась на ближайший кирпичный завод Поляна, а также на заводы Егора Кларка, Владимира и Василия Денисовых. Только 2 августа рабочие успокоились, благодаря постоянным беседам с Харьковским уездным исправником и фабричным инспектором. Интересно отметить, что наказан никто не был, изъяты были только брошюры [8]. 

В 1901 г. после смерти Василия Сергеевича владельцем завода стал его сын Алексей. Завод существовал, по крайней мере, до 1906 г. [10]. В 1913 г. его уже в списке харьковских предприятий не обнаружено [11].

В 1885 г. В.С. Досекин оформляет свое фотографическое заведение в Харькове на сына Николая. Н.В. Досекину потребовалось получить свидетельство на это заведение, так как оказалось, что у его отца такого свидетельства не было вовсе. Причина проста, распоряжение МВД, регламентирующее получение свидетельства на фотографические заведения было издано только в 1865 г., а фотография В.С. Досекина появилась гораздо раньше [9]. Сам же В.С. Досекин открывает в 1886 г. фотографию в Москве.

У В.С. Досекина было четверо детей: два сына – Николай (1863-1935)  и Алексей (1865 - ? ) и две дочери – Мария (1871 – 1942) и Анна (1873 - 1875), которая умерла в младенчестве. Алексей был графиком, фотографом и предпринимателем. Мария неплохо рисовала и писала маслом, была женой известного в Харькове врача Петра Ивановича Шатилова. Дом Досекиных, который построил В.С. Досекин, находится и по сей день на ул. Пушкинской, 90. Здесь продолжительное время находилась 23 детская районная больница, а в настоящее время здание арендуют несколько коммерческих фирм. На протяжении многих лет в доме В.С. Досекина предоставлялось жилье студентам-медикам, с которых большей частью плата не бралась. Одним из таких студентов и был Петр Иванович Шатилов, известный в Харькове врач, впоследствии его зять. В качестве приданного дочь В.С. Досекина Мария, получила дачу на окраине г. Харькова, названную впоследствии – дача Шатиловой, от которой и весь район получил название Шатиловка. Дочь М.В. Шатиловой была замужем за внуком М. Гельферих-Саде, известным харьковским предпринимателем, основателем завода земледельческих машин и орудий на Конной улице, 3.

Н.В. Досекин был известным художником и художественным критиком. Пейзажист, маринист, член Товарищества передвижных художественных выставок в 1888-1900 гг., затем член объединений «Мир искусств» и «Союз русских художников». По свидетельству современников, Н.В. Досекин обладал живым складом ума. Известный художник-пейзажиста В.В Переплетчиков, сам отличавшийся умением вести интересную беседу, не без зависти и колкости записал в своем дневнике: «Досекин «эспри фор» (вольнодумец), человек, который может говорить обо всем, о химии, философии, религии, политике, теории музыки, математике, о кирпичном производстве, Толстом, театре, Платоне, мостовых и т.д. Все одинаково компетентно» [12]. Н.В. Досекин был одним из немногих интеллигентов начала ХХ века, которые реально представляли последствия российского бунта. Он несмотря на бытовавшее общественное мнение о революции как панацеи от всех бед Российской империи не боялся критиковать своих коллег и открыто высказывал свои взгляды. 24 мая 1905 года И.С. Остроухов и С.А. Виноградов устроили обед в ресторане «Метрополь» в честь Дягилева во время его приезда в Москву. Были художники: Серов, Остроухов, Виноградов, Юон, Сусатов, Мещерин, Досекин и др.

«... Разговор, конечно, все время вертелся около современных событий в России ... Он (Досекин) называл все движение карикатурой на великую французскую революцию...  Словом, разошелся вовсю... Обед все-таки был испорчен. Все разъехались. Остались пить чай – я, Серов, Борисов-Мусатов и Мещерин.

Серов все утверждал, что Досекин умный человек…» [13].

Н.В. Досекин в течение двух лет вел отдел художественной критике в журнале «Артист». Его статьи отличались остроумным и компетентным анализом состояния художественной жизни того времени. Наиболее значительными были следующие публикации: «Чего не достает нашей живописи?» [14], «Экскурсия в область эстетики» [15], «О рассказе в живописи» [16], «Вторая выставка московских художников» [17], «Выставка петербургских художников. Выставка московских художников» [18], «Что такое демократическое искусство?» [19].

Между Н.В. Досекиным и В.А. Серовым и их семьями были хорошие товарищеские отношения. Дочь Н.В. Досекина, Екатерина, ставшая впоследствии женой художник Н.П. Крымова вспоминала: «С семьей Серовых дружба моя началась лет с десяти. Меня и мою сестру привезли на елку к Серовым, жившим тогда на Волхонке в доме Долгорукова. С той поры началась моя дружба с младшими Серовыми, отец же мой и мать были в близких дружественных отношениях с Ольгой Федоровной и Валентином Александровичем. Елки у Серовых бывали каждый год, Валентин Александрович с нами танцевал, был приветлив, но мы его стеснялись – он был молчаливый и довольно суровый на вид. Отец мой много жил в Париже, в Латинском квартале, Серов как-то жил там одновременно с ним, а натурщица на картине «Похищение Европы» была ранее натурщицей моего отца - итальянка Беатриса» [20].

В двухэтажном доме Досекиных на Сумской улице, кроме харьковских художников, артистов, писателей, часто бывали и гости из Москвы и Петербурга. Неоднократно с недолгими визитами бывал друг Н.В. Досекина - В.А. Серов, а в 1892 г. он здесь жил продолжительное время.

Н.В. Досекин принимал активное участие в художественной жизни Харькова, Москвы и Петербурга. Он участвовал в выставках Товарищества передвижников, которые проходили в Харькове, а также Харьковского товарищества любителей красных искусств. В конце 1890 годов Н.В. Досекин преподавал живопись в Харьковской городской художественной школе, внося свежий дух в преподавание [21]. В 1900 году он выходит из членов товарищества передвижников. А.А. Киселев в письме к К.А. Савицкому от 4 апреля 1900 г. писал: «Собрание Товарищества передвижных выставок у нас прошло спокойно. Новых членов не выбрали никого, а к товарищескому обеду оказалось, что потеряли даже одного старого: Серов подал заявление о выходе из Товарищества. На обеде же выяснилось, что вслед за Серовым собираются уходить еще Левитан, Нестеров, А. Васнецов, Светославский и Досекин. Все они получили приглашение от комитета выставки «Мир искусства» участвовать лучшими своими вещами на дягилевской выставке, а только забракованное там могут посылать на передвижную, и подписались на этом условии... Все это вызвало у нас некоторое беспокойство, тревогу, даже неприятные стычки, как с Досекиным, и чем все это кончится, еще неизвестно» [22].

Впрочем, через некоторое время все встало на свое место. В апреле  1900 г. правление Товарищества уведомило А.А. Киселева: «... от А. Васнецова, Левитана и Нестерова получены заявления, в которых они говорят, что остаются в прежних отношениях с Товариществом» [23]. Что же касается Досекина Н.В., то он тогда же вышел из Товарищества, а Светославский С.И. это сделал в январе 1901 г. [24].

Александр Бенуа (1870-1960) в своей четвертой книги мемуаров «Жизнь художника» писал: «Нам они нравились (художники, сверстники Бенуа) тем, что в их творчестве уже не было следов какого-либо поощряемого Стасовым «направленчества» или какого-либо «литературного» привкуса. И, напротив, своих старших товарищей эти молодых «передвижники» огорчали именно подобной, некоторой, как бы «изменой прежней программе». Такими нашими любимцами были: Левитан, Серов, К. Коровин, Нестеров, Аполлинарий, Васнецов, а также несколько менее видных художников, как-то Аладжалов, Досекин, Дубовский, Переплетчиков и т.п. Для нас, особенно для меня, не было сомнений, что если их собрать всех воедино, то получилось бы нечто и весьма внушительное, за границами России их художество явилось бы чем-то даже поразительным, неожиданным и весьма пленительным [25].

В Вене в помещении Сецессиона 6 ноября 1908 г. открылась выставка русского искусства, устроенная Филипповым. На ней были представлены работы почти тридцати мастеров: Анисфельда, Бакста, Билибина, Браза, А. Васнецова, Добужинского, Н. Досекина, Серова и других. Это было первое коллективное выступление русских художников в австрийской столице, она вызвала многочисленные отклики венской печати. Вот что, например, говорил критик «Fremden Blatt»: «На нас повеяло какою-то «варварской свежестью», чем-то новым, мощным захватывающим вест от этих полотен молодых национальных романтиков. Несколько лет тому назад в европейское искусство вторглись японцы. Теперь перед нами новый факт - торжественное вторжение молодых русских сил. Русские приходят к нам, чтобы учиться у нас, но ни они, ни мы сами не замечаем, что учиться начинаем мы у них [26].

В дневниковых записях В.В Переплетчикова (1863 – 1918) от 13 января 1897 года находим: «... Маринист Досекин делился своими впечатлениями от французской выставки, устроенной в залах Исторического музея. Народу было много, выставка возбуждала интерес. На ней было много непонятного, хотелось послушать, как объяснят все это художники. Досекин поделился своими впечатлениями не дурно, охарактеризовал разные направления искусства. Приводил примеры. Все-таки говорил художник, который думал об искусстве, сам жил им, потому реферат вышел живой...» [27]. Реферат Н.В. Досекина понравился не только Переплетчикову. В газете «Новости дня» [28] о нем была напечатана пространная заметка «У художников».

Дальше Переплетчиков В.В. пишет: «...Осенью 1901 года приехал ко мне Виноградов и сообщил, что он и Н.В. Досекин на вечере у С.И. Щукина много толковали о том, что хорошо бы устроить новую выставку с известным количеством участников – не ремесленников в искусстве; выставку с определенной физиономией, то есть собрать художников по возможности каждого со своей индивидуальностью – человек 30» [29]. Таким образом была сформирована идея выставки «36» - выставки москвичей против засилия дягилевского петербургского «Мира искусств»...

Досекины были в дружеских отношения с Алчевскими и Бекетовыми. Сохранились фотографии Христины Даниловны и Алексея Бекетова, выполненные В.С. Досекиным. Замечательный по художественному воплощению фотографический автопортрет В.С. Досекина, выполненный им в 1900 году, одна из последних работ большого мастера.

Рассматривая сегодня старые фотографии, запечатлевшие мгновения давно ушедшей жизни Харькова, мы с благодарностью вспоминаем о нашем славном земляке В.С. Досекине.

 

Источники и литература:

  1. Обозреватель… Фотографическая деятельность В.С. Досекина //Фотограф, №10 – 1864 – С. 28.
  2. Багалей Д.И., Миллер Д.П. История города Харькова за 250 лет его существования (1655 – 1905). Ист. монография. – В 2-х т. – Т. 2. – Репринт. изд. – Харьков, 1993.
  3. Сабурова Т. И получил твой портрет… //Наше наследие. – М.: Искусство. – 1988, № 5. – С. 36 – 41.
  4. В.Кирсанов Остановленные мгновения //Панорама. – Х.: 1992.
  5. ГАХО Ф.14, оп.11, ед.хр.9, лл.241об.-242.
  6. ГАХО Ф.4, оп.40, ед.хр.34, лл.1-8.
  7. ГАХО Ф.4, оп.43, ед.хр.351, лл.1-20.  
  8. ГАХО Ф.3, оп.282, ед.хр.873, лл.1-5.
  9. ГАХО Ф.3, оп.281, ед.хр.132, лл.1, 4, 6.
  10. Харьковский календарь на 1906 г. – Х.: Изд. Харьковского губернского статистического комитета. – 1906, с. 6.
  11. Харьковский календарь на 1913 г. – Х.: .: Изд. Харьковского губернского статистического комитета. – 1913. 
  12. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. – Л.: Художник РСФСР, т. 1. – 1971, с. 448.
  13. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. – Л.: Художник РСФСР, т. 2. – 1971, с. 75.
  14. Досекин Н. Чего не достает нашей живописи? //Артист. – 1893, кн. 11, № 31.
  15. Досекин Н. Экскурсия в область эстетики //Артист. – 1893, кн. 12, № 32.
  16. Досекин Н. О рассказе в живописи //Артист. – 1893, кн. 4, № 36.
  17. Досекин Н. Вторая выставка московских художников //Артист. – 1893, кн. 5, № 37.
  18. Досекин Н. Выставка петербургских художников. Выставка московских художников //Артист. – 1893, кн. 5, № 37.
  19. Досекин Н. Что такое демократическое искусство? //Путь освобождения. – 1917, № 1 – 2.
  20. Крылова Е.Н. Моя жизнь с Н.П.Крыловым /Сб. Николай Петрович Крылов – художник и педагог. Статьи и воспоминания. – М.: 1960. – С.126.
  21. Титарь В.П. Пути развития художественного творчества на Слобожанщине в начале ХХ века /Харьковский исторический альманах. № 2. – Х.: Райдер, 2002. – С. 45 – 46.
  22. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. – Л.: Художник РСФСР, т. 1. – 1971, с. 512.
  23. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. – Л.: Художник РСФСР, т. 1. – 1971, с. 513.
  24. Художественная хроника //Россия, 1901 – 19 января, № 623.
  25. Бенуа А. Жизнь художника. – М.: 1988.
  26. Обозреватель //Рампа. – 1908, № 14, с. 228.
  27. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. – Л.: Художник РСФСР, т. 2. – 1971, с. 67.
  28. Обозреватель: У художников //Новости дня. – 1897, 13 января, № 487.
  29. Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников. – Л.: Художник РСФСР, т. 2. – 1971, с. 70.