«Каменные бабы» – следы далекой истории нашего края. (Б. П. Зайцев, А. Ф. Парамонов).
Кто проходил по улице им. Тринклера не мог не обратить внимание на каменные изваяния, стоящие как стража в скверике, вдоль двух дорожек, ведущих к дверям старинного здания под № 8. В этом здании разместились два музея Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина: Музей природы и Музей археологии и этнографии Слободской Украины. Каменные изваяния, как исторические памятники, принадлежат Музею археологии и этнографии Слободской Украины.
Что это за скульптуры, какому народу они в древности принадлежали, где находились раньше, когда стали бесценным достоянием Харьковского университета? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в этой небольшой статье.
Ученые считают, что подавляющее большинство древних каменных изваяний, которые сохранились до наших дней в музеях Украины (Луганска, Днепропетровска, Харькова и др.), принадлежала половцам. Половцы (кыпчаки, команы) – кочевой тюрко-язычный народ, входивший в IX – начале XI вв. в Кимакский каганат (в Юго-Западной Сибири). В середине XI в. половцы заняли степи между Волгой и Днепром и господствовали здесь до начала XIII в. попали под власть монголо-татарских феодалов и вошли в состав Золотой Орды, составив один из основных компонентов ее населения. В степях Восточной Европы и в XIII-XV вв. преобладало не монгольское, а тюркское население в частности половцы. Территория восточноевропейских степей в арабской и персидской литературе с XI в. называлась Дешт-и-Кыпчак, т.е. половецкая степь. Размер этой степи достаточно точно определен в работе Плетневой: 750 км. С запада на восток и 500 км. с севера на юг. Ее исследования подтверждены археологическими исследованиями курганов и размещением половецких статуй.
Советская историческая литература в большинстве своем пестрит сообщениями о том, что половцы совершали постоянные набеги на русские княжества, уничтожали сельское хозяйство, грабили города, избивали и угоняли в рабство мирное население сел и городов. Однако следует помнить о том, что сохранились только несколько русских летописных источников, а половецких нет, половцы как народ также не сохранились, впрочем как и их предания, или легенды. Следовательно они не могут сами рассказать о причинах вражды с Русью. С другой стороны из русских летописных источников мы знаем о родственных отношениях русских князей с половецкими ханами, о совместных грабительских походах половецких ханов и русских князей на соседние княжества, о совместной битве на р. Калке. По нашему мнению отношение к половецкому народу в исторической литературе гораздо более негативнее, чем того бы следовало. Пожалуй только Л.Н. Гумилев в своих трудах предложил свое видение на отношение половцев с Русью.
С детства в русских былинах и сказках об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче мы запечатлели для себя образ врага кочевника – половчина поганого. Для нас они враги, захватчики, варвары и конечно язычники.
История появления в Харькове половецких «каменных баб», о которых идет речь, связана с подготовкой к XII Археологическому съезду, который проходил в Харькове в августе 1902 года на базе Императорского Харьковского университета.
Предварительный комитет по подготовке XII Археологического съезда, который возглавлял в Харькове профессор университета Д.И. Багалей, обратился с просьбой к уездным властям сообщить о каменных статуях, которые имеются на территории их уезда. Такие сведения были получены и по согласованию с местными властями эти статуи на средства Предварительного Комитета были доставлены в Харьков. Любопытно отметить, что не все землевладельцы и сельские общества были согласны продать «каменных баб». Большинство же предпочло продать их за 15-50 рублей с условием, что доставляют их только до ближайшей ж.д. станции. Но вот в сл. Савинцы (Балаклейский район) отказались продать свою «каменную бабу», по причине боязни местных жителей перед возможными бедами, которые она может вызвать своим отсутствием. Ведь в Савинцах уже был случай когда ее перевезли в село и у них пошли неурожайные годы, голод, болезни. Пришлось ее вернуть на место.
С XII Археологическим съездом связаны и многочисленные исследования курганов, с целью выяснить связь погребений и статуями на них. Д.И. Багалей составил на каждую статую паспорт, с описанием статуи, материала из которого она была сделана, места, где установлена. В.А. Городцов, по просьбе П.С. Уваровой занимался раскопками курганов с «каменными бабами» в Изюмском и Бахмутском уездах. Все это вызвало глубокий интерес к статуям.
«Каменные бабы», привезенные в Харьков во время подготовки к XII Археологическому съезду, были установлены у одного из зданий в университетском дворе по улице Университетской, 14. В 1920-е начале 1930-х годов в этом здании размещался Харьковский археологический музей.
В 1959 году часть университетской территории, на которой находились «каменные бабы», была передана Украинскому заочному политехническому институту (УЗПИ). Ввиду отсутствия соответствующей экспозиционной площади, университет вынужден был временно оставить скульптуры на территории института. Однако, через некоторое время возле здания, у которого состояли ситуации, начались хозяйственные работы, и скульптуры необходимо было убрать. Не предупредив руководство университета заранее, хозяйственники УЗПИ самостоятельно решили этот вопрос.
При рытье траншеи все скульптуры были буквально выворочены подъемными кранами из своих мест и небрежно свалены друг на друга в кучу. Во время этого варварства часть из них была разбита и повреждена.
Руководство института потребовало от университета срочно их забрать, в противном случае институт распорядится ими по своему усмотрению и вывезет туда, куда сочтет нужным. Ректор университета проф. И.Н. Буланкин сообщил об этом декану исторического факультета доц. А.Г. Слюсарскому и приказал немедленно заняться вопросом перевозки и размещения «каменных баб». Не случайно этим должен был заниматься исторический факультет. Дело в том, что Археологический музей (теперь Музей археологии и этнографии Слободской Украины) являлся тогда, как и в настоящее время, структурным подразделением этого факультета. Но прежде чем перевозить скульптуры необходимо было предварительно решить целый ряд вопросов и, прежде всего, вопрос о том, где можно будет установить скульптуры. Был единственный выход – установить статуи в скверике перед фасадом здания университетских музеев на улице им. Тринклера, 8. Такое решение и было принято на заседании ректората университета. Но для того, чтобы это решение выполнить, требовалось еще специальное разрешение архитектора Дзержинского района г. Харькова и архитектора г. Харькова. Для получения этих разрешений сотрудниками Археологического музея Б.П. Зайцевым и В.К. Михеевым был разработан экспозиционный план скверика с указанием мест установки каждой статуи. После неоднократного посещения архитекторов, разрешение от главного архитектора г. Харькова было получено в марте 1861 года, и сотрудники музея занялись вопросом перевозки статуй с улицы Университетской на улицу им. Тринклера. Перевозить необходимо было в срочном порядке.
Автомашины с подъемным краном в университете не было. А на стороне достать тогда на целый день подъемный кран представляло большие трудности. Поэтому решено было использовать для перевозки статуй университетскую грузовую автомашину. Для этих целей была выделена старенькая «полуторка». В качестве рабочей силы выступали студенты исторического факультета. Они поднимали статуи в кузов машины, разгружали их и устанавливали в заранее выкопанные ямы у здания музеев на улице им. Тринклера. Статуи (каждая весом в несколько сот килограммов) поднимались в кузов машины по бревнам с помощью канатов. Таким же способом их и опускали на землю. За один рейс перевозили по несколько скульптур, чтобы не сломать во время перевозки. Всего было перевезено 13 целых каменных статуй (среди них две статуи скифского времени (середина I тыс. до н.э.)) и 17 крупных фрагментов других скульптур, которые до сих пор стоят там, где их установили в конце апреля 1961 года.
Кроме статуй на улице им. Тринклера они сохранились в следующих местах: Возле Харьковского исторического музея (4), г. Изюм на горе Кременец (10), Змиевской краеведческий музей (1), краеведческий музей в с. Верхний Бишкин (1), Краснокутский дендропарк (3), санаторий в с. Владимировка Краснокутского района (2), в парке г. Золочева (1). Но слово «сохранились» едва ли можно применить в данном случае, так как они постоянно испытывают воздействие атмосферных осадков, перепадов температур.
По нашему мнению необходимо все сохранившиеся на территории Харьковской области половецкие бабы собрать в одном музее, расположив в одном помещении, посвятив эту экспозицию исчезнувшему половецкому народу.
Литература и источники:
В.І. Ревенко Половецькі кам’яні статуї на Харківщині // Четверті Сумцовські читання, Матеріали наукової конференції 18 квітня 1998 р. – Х. 1999 р. – Сс.46-48.
Є.Б. Вадецкая Сказы о древних курганах // Новосибирск. – 1981 г. – Сс.60-79.
Я.Ф. Головацкий «Очерк старославянского Баснословия и Мифологии» // Львов. – 1860 г.
У. Брей, Д. Трамп «Археологический словарь» // М. – 1990 г. – Сс.128-129.
Г.Е. Грумм-Гржимайло Описание путешествия в Западный Китай // М. – 1948 г. – С.180.
Л.Н. Гумилев Древние тюрки // С.Пб. – 2002 г. – Сс.
Л.Н. Гумилев Древняя Русь и Великая степь // М. 1989 г. Сс.
М.И. Артамонов История хазар // Л. – 1962 г. – Сс. 416-423.
А. Парамонов Половецкие истуканы // газета «Знамя труда» № 27. - 1 апреля 2000 г.
А. Парамонов Тенгрианство // газета «Знамя Труда» № 35, 37, 38. – 26 апреля, 11 и 13 мая 2000 г.
А. Парамонов «…И пред идолом гнется… спина» // газета «Событие» 16 – 22 ноября 2000 г.