1913 год. О состоянии сектанства в сл. Барвенковой

Около 25 лет назад, в Успенском приходе сло­боды Барвенковой, братья Фрезе и Лепп, немцы, по вероисповеданию менониты, скупили за высокую сумму усадьбы местных крестьян около церковной площади. Построив от вокзала в 100 саженях паровые крупчатные мель­ницы, они широко повели дело и к 1905 году заработали более 200000 рублей, как это выяснилось при выделении одного из компаньонов. К этому времени и вызванные ими единоверцы –немцы успели скупить почти все усадьбы у местных крестьян, выходящие на церковную площадь к вокзалу, и застроить их паровыми мельницами и масло­бойнями. Здесь же они выстроили прекрасное здание для своего училища, приспособив его для своих молитвенных собраний, и вызвали учителя и проповедника Абрама Генри­ховича Унру, также устроившего себе прекрасный дом против этого училища. Ныне Унру состоит в должности учителя немецкого языка и законоучителя менонитов в местном семиклассном Барвенковском коммерческом училище. Почувствовав себя хозяевами в мукомольном деле, они также широко повели пропаганду протестантских идей, с 1905 года делая открытые выпады против пра­вославной церкви. До 1905 года они скрыто вели пропаганду среди своих православных слуг и многочисленных служащих на своих мельницах, приглашая их в свои молитвенные собрания и поддавшихся пропаганде поощряя ежемесячною субсидией – мукою, платьем и каменным углем, а также местами на мельницах с повышенным жалованьем. С 1905 и особенно с 1907 года они повели свою пропаганду уже открыто не только среди своих служа­щих, по и среди крестьян с окольных слобод, ссыпав­ших им пшеницу по ценам более высоким, чем какие существовали в Барвенковой. Все это привлекло бедноту из православных в их молитвенные собрания, жадную до всяких подачек, и сделало новаторов-немцев попу­лярными среди них.

Но зорко следил за немцами и их приемами мест­ный пастырь, священник и настоятель Успенской церкви слободы Барвенковой, о. Алексий Навродский, и вскоре от­крыл тайные собрания народившихся в его приходе штундо-баптистов, происходившие на одной из окраин его прихода, в доме крестьянина Павла Голуба. Обнару­жены были и все совратившиеся из его прихожан, и намалась борьба с пришельцами-немцами, грозившими своею пропагандою отторгнуть не одну овцу из стада Барвенковской Успенской церкви. С помощью Божией, священнику Навродскому удалось смирить пришельцев, когда, за от­крытую пропаганду среди служащих и прихожан, по­садили главарей немцев Егора Петровича Фрезе и Абрама Генриховича Унру в г. Изюме под арест. Хотя Фрезе и Унру, возвратившиеся из г. Изюма, по отбытии наказания, в слободе Барвенковой единоверцами и совращенными право­славными были встречены торжественно, как мученики, с триумфальною аркой и музыкой, но этот урок не про­пал для них даром. Он умерил пыл пропаганди­стов и заставил их действовать на будущее время осто­рожно и скрыто – более своим капиталом, чем лично пропагандою. И вот, в 1910 году, на субсидию немцев, местные штундо-баптисты Успенского прихода нанимают для своих молитвенных собраний уже в Георгиевском приходе мезонин у купца Шуткова на самом бойком месте, проезжем па базар, и делают попытку перенести свою пропаганду и в этом приходе. Так реагировали на свою Изюмскую высидку Егор Петрович Фрезе и Абрам Генрихович Унру. Теперь настало время всем Барвенковским пастырям бороться за свою паству. По настоятель­ной просьбе священника о. П. Торанского, купец Шутков расторг с штундо-баптистами договор о найме помеще­ния – мезонина дома для молитвенных собраний, и собрания были перенесены в дом крестьянина Ив. Мар. Ярошенко, находящийся по соседству с пивной и казенной винной лавкой, совсем не на бойком месте. Здесь они широко открыли двери дома своих молитвенных собраний для православных всех возрастов и полов. Новизна тако­вых собраний, постоянный проповедник Гриненко, частые наезды лучших их проповедников – Иванова, Кирпы, Вязовского, Дьяченко, Фоки Макаренко, привлекли массу любопытных и вызвали много религиозных толков среди барвенковцев, но успеха все же не имели. У нас не ока­залось подходящей почвы для пышных всходов таковой ревностной пропаганды их знаменитостей. Величественный храм и истовое торжественное совершение богослужений, неопустительная поседмичная проповедь, доброхотная самая пониженная благодарность за требоисправления, получаемая по совершении таковых, общее народное пение акафистов и некоторых молитв, обходительность всего причта с прихожанами и сравнительная безупречность жизни членов его, все это удержало прихожан в ограде православной церкви. Но, главным образом, подавлением пропаганды штундо-баптизма и удержанием в ограде церкви прихо­жан мы обязаны Епархиальной и уездной миссии, которую призвал в Барвенкову отец благочинный и настоятель Георгиевской церкви, протоиерей Михаил Секирский, на по­мощь местным причтам. Не погрешу, если скажу, что самое решающее значение в охлаждении интереса прихо­жан к штундо-баптистам и возвращении колеблющихся, в отрезвлении всех, имела миссионерская деятельность в Барвенковой досточтимого о. архимандрита Арсения в 1911 и 1912 годах. В частые наезды в Барвенкову свя­щенно-архимандрит Арсений своими пламенными призыв­ными речами к православным – быть твердыми в вере своих отцов и, в то же время, обличительными для штундо-баптистов, в которых так понятно излагал учение православной церкви и так неотразимо обличал всю ложность штундо-баптизма, совершенно парализовал пропаганду. А его неоднократные посещения их молитвен­ных собраний, где он, в присутствии многих православ­ных, делал смелый вызов проповеднику Гриненко пли кому-нибудь из их светил – выступить в защиту своих упований, непринятый ими, обнаружил всю ложность штундо-баптизма, уловляющего в свои сети простецов только скрыто и тайно по задворкам. При всем этом, частые торжествен­ные соборные службы в Георгиевском и Успенском хра­мах сл. Барвенковой в предстоянии о. архимандрита Арсе­ния, высокоторжественное архиерейское служение в 1912 г. преосвященнейшего Феодора, торжественно совершенные с народом паломничества в Св. Горы и город Белго­род, трогательно-умилительное пение всего народа, заве­денное, по инициативе его же, достойным нашим штат­ным о. диаконом Андреем Белкиным, знатоком пения, воочию показали все величие и красоту православного Бого­служения и отечественной веры и всю непривлекательность штундо-баптистских молитвенных собраний с их уличным и ярмарочным пением псалмов. Православные барвенчане потеряли всякий интерес к новой вере и даже стали вышучивать мнимую святость штундо-баптистов, скоро обнаруживших свое фарисейство. Новых отпадений из коренных жителей сл. Барвенковой больше не было, а колеблющиеся образумились. Значительно много труда и ревности в деле борьбы с штундо-баптистами понесли помощники о. Архимандрита Арсения – г. Гаевский и книго­ноши, а также местные ревнители православия. В заражен­ных штундо-баптизмом приходах имеют очень большое значение ревнители. Они своевременно осведомляют свя­щенников о выступлениях сектантов против правосла­вия и выдающихся случаях из их жизни, парализуют эти выступления раскрытием ложности их учения и пред­взятости толкование пререкаемых мест Св. писания, по­сле собраний тут же у молитвенного дома, а равно па ба­зарах и в частных домах. Ревнители в приходе, пра­вильно подготовленные к своему делу, это – око священ­ника и ближайшие его помощники. В течение 1911 и 1912 года, под непосредственным руководством о. Архиманд­рита Арсения, в Барвенковских приходах обстоятельно с догматическим и нравственным учением православ­ной церкви и пререкаемыми сектантами местами слова Бо­жия были ознакомлены ревнители на курсах, регулярно проведенных его помощниками и священниками Барвен­ковских приходов. Подготовились бойцы из народа за свою веру православную, коим так доверяет народ, как своим людям, а будущее засвидетельствует об их плодотворной деятельности еще очевиднее. И вот плодотворные итоги всей планомерной и кипучей миссио­нерской деятельности в Барвенково епархиального миссио­нера о. Архимандрита Арсения, совместно со всеми его помощниками и местными пастырями.

В заведуемом мною приходе, за все десятилетие мо­его священства в сл. Барвенково, не было и нет отпаде­ний в сектантство из коренных жителей сл. Барвенковой, и лишь один пришлец-сектант проживает – это Черни­говской губернии Стародубского уезда, казак Терентий Евфимов Зайцев 33 лет с женою Евфимиею Никитиною 31 года п пятью малолетними детьми — Анна 12 лет, Петр 11 лет, Иван 9 лет, Алексей 7 лет и Анна 5 лет. Он совратился в секту в поселке Лозовая и только формально отчис­лился в 1912 году в Барвенковой проживая здесь по торговым делам.

В заведуемом о. протоиереем Михаилом Секирским приходе проживает всего пять сектантов-баптистов из коренных жителей, совратившихся в секту на стороне; это – крестьянин Тарас Колесник с женою Мариею, совращенные в секту на рудниках и отчислен­ные в 1912 году, имеющие сына Григория 12 лет; Саму­ил Осипенко с женою Анной Васильевой, совратившиеся в секту в г. Харькове и отчисленные в 1911 году, а его жена, отчислившаяся в сем 1913 году, уже была при­соединена через водное крещение каким то проповедни­ком много раньше в г. Харькове, где проживают её ро­дители – сектанты; и, наконец, Иулиания Ивановна Подоль­ская 44 лет, жена местного крестьянина, отчисленная в се­кту в 1911 году, фактически же принадлежала к сектан­там из детства, как взятая из сектантского семейства села Никополя. Муж Подольской, взрослый сын её с женою и другие дети пребывают пока православными и не поддаются пропаганде своей матери, ярой штундистки. Ко­лесниковы и Осипепко выбыли из Георгиевского прихода, как переменявшие и раньше свое местожительство ремес­ленники.

Таким образом, в Георгиевском приходе в на­личности в текущем году три сектанта: Иулиания Подоль­ская, постоянная жительница, и временно — проживающие в слободе Барвенковой по торговым делам супруги Зай­цевы. Что касается до Успенского прихода сл. Барвенковой, то, по заявлении о. настоятеля священника Алексея Навродского, в текущем году в наличности состоит сек­тантов – 7 мужчин и 9 женщин, из коих только 2 мужчин и 2 женщин из коренных жителей, а остальные пришлые.

Молитвенные собрания сектантов в 1912 году пере­несены снова в Успенский приход в дом менонита-немца на самое бойкое место церковной и вокзальной пло­щади. В настоящем году они совершаются явочным по­рядком, ибо сектанты, как видно из сего доклада, не имеют и 25 душ, законного числа для открытия в Бар­венковой молитвенных собраний, хотя их проповедник Гриненко употребляет все свое усилие собрать таковое чи­сло из временно-проживающих, не поддающихся точному учету, как элементы непостоянные. Этим и объясняется сравнительно значительное отчисление в сектантство из православной церкви временно-проживающих в сл. Бар­венковой в сём и прошлом году; вызывал их Гриненко в Барвенкову для комплекта 25 душ из разных мест России.

К не менее отрадным явлениям в религиозной жизни Барвенковской церкви нужно отнести обращение лю­теранина в православную церковь, мною подготовленного и присоединённого через св. миропомазание 30 марта сего года – Бениамина –  Отто Христиановича Кригера. Кригер, проживающий ремесленник в слободе Барвенковой, женатый на православной, был с своею женою постоянным слу­шателем проповедей священно-Архимандрита Арсения во все его приезды в сл. Барвенкову, и познал всю лож­ность лютеранства и сектантства. Он вместе с православ­ными проливал слезы, слушая трогавшие сердца слушате­лей, от глубоко верующего и любвеобильного сердца исходящие, поучения о. архимандрита Арсения.

Искренняя благодарность от всей Барвенковской цер­кви досточтимому епархиальному миссионеру о. Архиманд­риту Арсению за его нелегкие труды и руководство всеми нами в прошедшие годы в борьбе с воинствующим сектантством, не менее искренняя просьба—не оставлять нас в своем руководстве и помощи в сем 1913 и 1914 году, ибо и сектантство еще живо в Барвенковой и курсы ревнителей будут с октября сего года. Да по­кроет и защитит нас и наших пасомых Пречистая Владычица наша Богородица, Ея же имени посвящены хра­мы в Барвенковой, от волков, ищущих лукавством похитить словесных наших овец. Не нам, не нам, а имени Твоему, Боже, слава за неизреченную милость к Барвенковской церкви, сохраненной невидимою благодатиею от увлечения сектантством, потерявшим все свое обаяние и привлекательность для её членов.

Священник Петр Торанский