1873 год. Из "Историко-статистического описания Черниговской епархии"

Местечко, в 70 верстах от Городни, в 50 от Чернигова, на левом берегу Днепра, на месте весьма красивом, высоком и изрытом глубокими провалами; местность очень походит на местность Киева.

Любечь – русский город еще языческих времен, известный с 882 г.[1] Малуша, дочь Малка Любчанина, Ольгина ключница и мать к. Владимира, сестра воеводы Добрыни[2], в старых летах своих считалась прорицательницею, возвещавшею волю неба в праздник коляды. Западный писатель так пишет о язычнике Владимире. «Мать его считалась прорицательницею, что в писании называется пифописсою языческою: что предрекала она, то сбывалось. Тогда (пред прибытием Олафа Тригвасона) была она очень стара. У них такой обычай, что в праздник коляды (festi iolensis) вечером пред трон царя приносят скамейку (sella). Прежде, чем начинают пить, царь Владимир спрашивает мать: не грозит ли опасность царству? Не близится ли возмущение? Не посягают ли другие на владение»[3].

Любечь освятился святым крещением в одно время с Киевом и любчанин Добрыня распространял христианство даже в Новгороде[4]. Там же Добрыня оставил Минею, написанную по его желанию. Подобные опыты любви к христианскому просвещению оставили в народе за Добрынею такую славу:

«Добрыня роду – племени ученаго

у Добрыни вежство роженое и учоное»[5].

Лучшим же христианином был любчанин Антипа, который, прежде чем принял имя Антония и жил в Киевской пещере, подвизался в Любечской пещере, поныне известной; а десь приготовил он себя к великому подвигу целой жизни своей.

На антимнисе 1711 г. читается надпись: «в храме преп. отца нашего Онуфрия вел. в Любечи, на городище. Любечское городище, место Онуфриевскаго храма, более, чем в версте от замковой горы, на юге, в поле. Итак вот где было древнее укпрепление Любеча. Левее городища, под горою, большое озеро. Здесь то в 1148 г. потонула наемная венгерская дружина кн. Изяслава, обломившись со льдом в озеро; тогда Изяслав безопасно перешел Днепр, быв отделен р. Гончаровкою от сторожившего неприятеля[6].

После разгрома татарского, в литовское правление устроили укрепление над речкою Гончаровкою, на отроге горного хребта, который с того времени называется замковою горою[7]. Место это с трех сторон почти не доступно, по крутизнам горы, вышедшей к Гончаровке мысом. Кроме же того укрепление окружено было валом и дубовым палисадом.

По переписи 767 г. в замке были две церкви св. Параскевы с приделом св. Евстафия и рождества Богородицы с приделами архангела Михаила и первом. Стефана; колокольня при обеих церквах одна, весьма обветшалая».

Пятницкий священник и любечский протопоп Иван Рявичичь известен по акту 1571 г.[1], по акту 1595 г. известен пятницкий священник и протопоп любечский Григорий Борисович. – В 1663 г. пятницкий священник Артемий Ефимович «оферовал кафедре пляц в старом Чернигове доставшийся от родича о. Григория, пятницкаго священника»[2].

О храме св. Параскевы древний акт: «мы селяне Кротынские и все билдужане, а меновите я Кузьма Антоновичь и Сидор Яцковичь и Отрох Кузьмичь и Хома со всими мужами, при бытности честнаго господина отца Федора Даниловича, пана Федота Михайловича, мещанина бывшаго любецкаго, а теперь живучаго Черниговскаго» (и еще 5 Черниговцов) «чиним ведомо, – мелисмо завод правни з отцем Григорием священником пятницким и Евстафиевским Любецким о остров церковний Змийский, который надан с озерами и з иными островами из виселяками, пожитками в тех островах наданых от разных державцев любецких св. церкве пятницкой любецкой и приделу св. м. Евстафия, которий завод и турбацию мелисьмо с порадю и с пуднущения отца Ерофея Котовича священника любецкого. – Прето-принялисьмо на вечность згоду з чесным господином Гриогрием, священником любецким на том, иж змийский остров, ведлуг ограничения и разъезду пана Павла Ивановича Сапеги, Каштеляна Киевскаго, старосты любецкого и перевашкого, державца Кузмицкого з озерами и з всими пожитками и з нашим наданем мает быти вечными часи при помененной церкве и приделу св. Евстафия; а ведлуг постановленя предков наших без всякой противности винни будем и потомки наши давати чтири рубшли грушей ку церкви Божой на каждой рок до рук омененнаго отца Григория; и с потомков наших хотел бы хто спречным быти в том постановленьи и нехотел бы церкве Божой повинности исполняти належитой: такови мает заплатити вины, если з духовнаго стану на уряд его милости пана и пастыря архиепископа Черниговскаго тысячу злотых грошей, а если стану свицкого, тую он вину повинен заплатить на его мислоть пана полковника Черниговскаго и на уряд близко належачи. Деялося в Чернигови в дому пана Федота Михайловича мещанина Черниговскаго року 1677 марта 15 дня».

О храме рожд. Богородицы – древнее напоминание.

«Я Ждан Шиман, мещанин любецкий, чиню ведомо и сознаю, – иж я меючи пляц свой власный, лежачий в Любечу на подоле под горой Замковою, межи пляцами Клисицова и Воловикова, тилом от Пикулина, с котораго-то пляца половину отвелисьмо чесному господину отцу Иерофею Ианновичу Котовичу священникови Пречискому Любецкому, а до того теж ниву лежачую на вигоне за лисицою, – которыя по полпляца и ниву ни задо иншое, а за упись душ преставшихся и за поминки, которых уписавши у Суботник мает и повинен будет у престола Божественнаго при безкровной офвере Господа Бога прохати… Волно будет отцу Иерофею самому на том полпляце продать, дати, даровати, писан у Любечу року 1672 июля 17 дня».

В 1683 г. священник Пречистенский любецкий Гавриил Ерофеевич и Феодор Половецкий продали кафедре за 500 злотых польских и 50 коп. грошей дворовое место в Чернигове[3].

Котовичи были священники в Любече до самого конца прошлого столетия и по показанию священника Козьмы родители отца Иерофея Котовича – природные дворяне оршанского повета, на что представлено им и свдиетельство хорунжего Фелициана и товарища Фомы Корчак-Котовичей[4].

Ныне в Любече: а) покровская деревян. Церковь, которой священник известен по делу 1723 г.[5] Нынешний покровский храм построен полковником Петром Степанвоичем Милорадовичем, в 1779 г. Его же дары: – евангелие, в большой лист, в серебро-позолоченной оправе, и сереб. потир вес. 2 ф. 7 золот. К этой церкви приписана теплая церковь Успения, освященная в 1813 году.

б) Церковь св. Николая дерев. ветхая, на скате той горы где был замок, с 1784 г. заменила обветшавший пятницкий храм.

К ней принадлежит каменный храм преображения Господня, построенный в 1817 г. тайным советником Григорием Петровичем Милорадовичем, на базарной площади.

в) Церковь воскресения Христова, бывшая монастырская, освященная в 1694 г. При ней теплый храм Иоакима и Анны, бывший также монастырским и освященный в 1754 г. в храме воскресения: евангелие м. п. 1681 г., другое м. 1697 г., третье 1717 г., чаша 1625 и другая 1761 г. устроенная иером. Арсением, третья 1765 г. игумена Павловского; серебр. крест 1650 и другой с святыми мощами, которыми св. лавра благословила возобновлявшийся монастырь в 1693 г.

г) Троицкая дер. церковь в глубоком провалье между горами замковою и лисицыною. В универсале 1716 г. показывали «половину части мельницкой в едном камене в млыну белгацком з озером Белгачем под Любечем от священника любецкого-троицкого отца Ивана Федосенка до обители (любецкой) поступленную». В акте кафедры 1704 г. тот же троицкий священник называет себя Иоанном Вайтеховичем.

Местные обычаи: некоторые из жителей местечка с третьего дня праздника рождества Христова и в продолжении 5 дней ходят по домам с так называемою звездою, причем поют кондак праздника. На кануне нового года, вечером, ходят по домам и поют стихи в честь хозяина дома.

Жители – зажиточны. Занимаются сплавкой леса и разной посуды по Днепру и, привозя рыбу и соль, продают в Любече.

В местечке торг каждый понедельник. На покровской ярмарке продается товаров на 9000 р.; 6 декабря на 5500 р. на благовещенской на 4000 руб.

Как промышленный народ любечане довольно образованы: из них многие издавна считают обязанностью обучать детей грамоте.

В 1736 году в Любече было казаков 204 и в деревнях 52.

По церковным записям число прихожан:

 

1770

1790

1810

1830

1850

1860

 

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Муж.

Жен.

Покровской

628

620

672

670

708

724

760

775

865

870

1057

1175

Воскресенской

517

519

535

552

554

580

586

660

522

498

459

508

Николаевской

355

352

374

375

393

408

411

427

437

449

443

460

Троицкой

447

445

470

475

510

500

475

485

496

508

494

496

Итого

1937

 

2051

 

2165

 

2232

 

2320

 

2453

 

К любечским приходам принадлежат деревни: Кукары, Разсудово, Брехуны, Скитки, Корольчи, Миссы, Гулеи, Смолечовка, Маньки, Сидоровка, Буда, Змий, Каробка, Пищики, Голубовка, Мохначи, Гешково, Духовщина, Онисовцы.

В истории Любечан припомним времена ляхов.

Хотя в 1503 г. князь Семен Можайский передал Москве вместе с Черниговом и Любечь и хотя по договору 1503 г. Любечь оставлен за Москвою[6]: но в 1508 г. Литва опять завладела Любечом и в 1536 г. московский военачальник, отнимая собственность России, успел только сжечь замок любечский[7]. Затем Любечь, как и Киев, оставался в польской власти до 1650 г.[8] До появления несчастной унии любечанам еще сносна была жизнь и под польскою властью. Старосты Любеча Матфей Иванович Кмит (1551 г.)[9], Павел Иванович Сапега[10],  князь Михаил Вишневецкий (+ 1582 г.[11]), кн. Александр Вишневский, известный в 1587 г.[12] были усердными сыновьями православия. Но уния внесла раздор и беды в Любечь, как и везде. Для нее отдан был Евстафиевский придел замковой церкви[13]. «Не изчислить подробно того, писал в 1638 г. Остряница, что ляхи, начав с недавняго времени, лет пять, или шесть назад, наделали вам християнам, как не християне, именно в городах и поветах, – Остре, Любече»[14]. – По вызову хмельницкого ляхи были выгнаны из Любеча и напрасно потом домогались удержать его за собою. «Не очищу дороги ляхам в Украйну, не отдам ни Лоева, ни Любеча», говорил батько Хмельницкий и сдержал слово[15]. При Казимире ляхи разграбили Любечь: но царь освободил Любечь от всех повинностей на десять лет[16]. Это была последняя напасть от ляхов.

При гетманщине Любечь было местом сотенного правления для шестой сотни Черниговского полка. Так при избрании гетмана Демьяна был на раде любечский сотник Савва Внучко; он подписался и под договором с Москвой; по нем был сотником любечским племянник святителя Феодосия Василий Полонецкий[17].



[1] См. о Неданчичах. Вот еще акт, относящийся к сыну о. протопопа Ревячича. Я Гришко Уласовичь мещанин государский любецкий восполок из братиею моею Филоном и Иваном сознаваем сами на себе тим нашим листом кому будет потреба того ведати або чтучи его слышати иж продали есмо по своей доброй воле Евхиму Ивановичу Ревячичу часть свою земли пашенное проробленное што есть неподалеку от замку з места идучи до пещи у правой стороне дороги напротив нивы войтовы тую сторону нивы за курган великий от пещи которая часть нам трем братом з делу досталася от брата нашего Онтона и от Кнышенков через межу, которая межа положена з дороги от великого кургана через поле до дубровы; а што есть дубровы обапол тое нивы то есмо ему ж ктой ниве поступили до яруги великое; а взяли есмо внего за свое усиле за тую ниву грошей готовых коп 12 монети литовское; а ему тую ниву есмо продали и дуброву обапол тое нивы поступили из гумницем старим на вечние часы; а через тое як мы сами братя так кревние наши не мае нихто з нас Евхиму, а ни близким его, жадное перепони в том чинити и в тую ниву и вдуброву ничимся уступовати и вечними часи молчати маем а хтобы з нас самых або з близких наших, мел продажу нову узривати хотечи внов тое нивы або дубровы отискивати: тот мает первей без жадного права выня заплатити на пана старосту тутошного любецкого 10 коп грошей и пана подстаростего 5 коп. грошей, а заплативши вину пред ее мает нихто з нас пред право Евхима позивати и то узривати што есть в том листе нашем вышей описанном. А при том листе были люди добрие и тому добре заведомы пан Грегорей Иванович Юцовича и пан Богдан Милкович бояре государские любецкие а пан Марко Поддобен митник любецкий, где я Гришко Уласович воспол из братиею моею Филоном и Иваном для лепшого потверженя просили есмо их милости тих же людей добрих вишей описанних то есть пана Григория и пана Богдана Милковича и пана Марка мытника о приложенье печатей и тож их милость на прозбу нашу вчинили и печати свои приложили к сему нашому визнанному листу. Писан в Любечи рок. бож. нарож. 1572 месяца декабря 29 дня.

Подлинная закреплена тремя на воску печатми так: М. П.

[2] По кафедральным актам «о. Григорий Пронкевичь, священник пятницкий Любецкий», известен в 1663 и 1682 г. (кн. актов стр. 51. 64. 65). Зять его Артемий, пятницкий священник, – в акте 1704 г. В 1727 г. Любецкая попадья Татьяна Григорьевна, жена о. Артемия, отдали Любецкому монастырю сад, доставшийся ей от деда ея Петра Елицкаго, жителя Любецкаго. Под завещанием пдписался сын ея, священник пятницкий, Петр. Чернигов. ведом. 1860 г. № 46.

[3] Акты кафедры стр. 66. 64. 65. Очевидно Гавриил Ерофеевич – сын Ерофея Котовича, поминаемого в акте 1672 года; хотя Гавриила Ерофеевича видим в акте 1713 г. (матер. южн. Рос. стр. 35. 36. Черн. 1858 г.) но уже в акте 1697 г. «Гавриил Ерофеевичь поп Любецкий безпарфиальный» (Черн. вед. 1860 г. стр. 269).

[4] Дело дворян. собр. об Корчанах-Котовичах. См. Лайвера геральдину стр. 46. У Насецкого «Котовича герба Корчана имели начальное гнездо на Волыни. – Волынская метрика 1528 г. между своими земляками поминает Михаила и Льва Котовичей». Hevbazz V, 329. 330.

[5] См. о Синявке Сосниц. Уезда в акте 1746 г. Любечский покровский священник Ияков. Черн. ведом. 1860 года стр. 289.

[6] Карамз. VI пр. 41. VII, 15. Акт. зап. Рос. I, 386.

[7] Карамз. VIII, пр. 49.

[8] Переписка Польши с Россиею в чтен. общ. истории 1860 года IV, 79. Литовская метрика I, 293. 305. II, 264.

[9] Neseckiego Herbazz 2, 238.

[10] См. о Неданчичах.

[11] Маркевича ист. I, 67.

[12] По акту 1587 г. (Черниг. губ. ведом. 1853 г. № 43) Александр князь Вишневецкий, староста черкасский, каневский, Любечский и Коргунтский писал: «грунт (Матвеев остров) лежит межи грунтов бояр государевых Даничь и мещан любечских Копичь на рубежи Московском, т. е. по речку Синец и по Городецню, которая Городецкня упала у речку Синец, и по Городецню, которая Городецня упала у речку Смячь, Смячею у верх по самый остров Ивана Коптева Турницев, з Труница у Сухой Вир у дорогое болото, от болота у Синец». – Вот и граница польская! Дороггое болото – Замглай. Черниг. губ. ведом. 1853 г. стр. 403. 404.

[13] Храм этот в 18 столетии перенесен был в Крстынь и там помнят его, как бывший униатский. – В 1595 г. староста любечский и лоевский ВойтехХотимирский, очевидно папист и поляк. Затем подстароста любечский вельможный пан Андрей Злочевский, также лях. Вот акт! «Року Господня 1625 мес. апр. 15 д. Предо мною Яковом Томашевским на сей час будучим наместником любецким от его милости вельможного пана Андрея Злочевского подстаростего любецкого и лоевского, ставши очевисто Андрей Богданович Ходулей и Веремей Земянович Мисченко мещане любецкие сознан Андрей что продал частку свою третую дому из огородом при том дому и сенижати на долу подля дому… за коп три грошей лечби литовской так же и тот Веремей Земянович признал тие ж слова  сказуя что продал по тому же частку свою третую того же дому из огородом до того дому надлежащим так же за три копи грошей Анне Семеновой Мицкевичовой со всем будованьем на части наши надлежании ей самой и сыном еи на вечные часи; мает она те наши частки проданние держать совсем як мы сами держали и уживали вечними часи; а ей в том перешкоди и сыном еи не мает хто чинити вечними часи под виною на его милость пана подстаростего любецкого десятма коп грошей. Что я уряд слышачи признанье Андрея и Веремея быть слушное дал сей лист Анне Семеновой и синам еи под печатю моею и с подписом руки моей. Писан в Любечи року и дня вышпомянутого м. п. Яков Томашевский рукою своею.

С копии 1767, Генеральной оп.

[14] Летопись Велички III к. 1865 г.

[15] Маркевич I, 292. 309. Летоп. Самовидца стр. 18. Вероятно к этому времени относится выставляемое Несецким дело Станислава Петровского, стольника новгородского. «Москва, говорит он, хотела взять Любечь: но он, выступив с 300 своих, гнал ее до р. Свини, где потонуло их много». Herbarzz VII, 312.

[16] Маркевичь II, 192. III, 245.

[17] См. Милорадовича Любечь Спб. 1859 г.



[1] Карамз. 1 пр. 72. 292.

[2] Собр. л. I, 39. Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ольжины, сестра бо бе Добрыни; отец же бе имя Маин Любечанин. Собр. л. V, 108. VII, 289.

[3] Odduri hist. Olavi Trigvasoni с. з. Си. Гедеонова о варяжском вопросе стр. 255. 256.

[4] Степ. кн. I, 93.

[5] Песни, собранные Киреевским, м. 1860.

[6] Собр. л. II, 37.

[7] Договором 1387 г. кор.. Владислав Ягелло оставил за Скиричайлом Любечь, Речицу и пр. Литовская метрика I. 456.