Городнянский уезд

Дубровное

В 15 вер. от Городни, на большой дороге, с почтовою станцией, в соседстве с с. Смичиным.

По названию, поселение до татарское. Оно известно в 1663 г. тем, что здесь стоял с войском Собесский[1], а универсалом от 26 марта 1673 г. «за заслуги небижчика Ивана Войцеховича и сына его, Богдана Войцеховича товарища войсковаго и канцеляриста гетманскаго» утверждено за последним «село Дубровна с млином на р. Рудне, против села Смичина»[2].

Нынешний храм построен в 1831 г.; в нем иконостас по живописи и резьбе заслуживает внимание. Он куплен из троицкого Архиерейского монастыря, но когда и кем делан неизвестно. Евангелие старинной печати, (за неимением в нем заглавного листа неизвестно, где и когда оно напечатано); прочие ж книги и церковная утварь нового времени. На колокольне колокол (5 пуд. вес.), на котором вокруг вылиты слова: «усердием бунчуковых товарищей Петра и Андрея Войцеховичей 1758 г.».

Из духовного правления седневской протопопии указом от 5 ноября 1746 г. подтверждалось «троицкому Смичинскому священнику по близости прихода Смичинскаго церкви Дубровицкой Рождества Пресвятыя Богородицы все указныя по табели высокопоставленные и викториальные дни до состроения в своем приходе церкви без малейшаго упущения совокупно с того Дубровицкого прихода священником Василием отправлять»: указ подписан Ивашковским священником Григорием.

В дачах принадлежащих помещику Ясновскому, верстах в трех от села Дубровного, в лесу есть криница, длиною, шириною и глубиною на полтора арш.; окружные жители и прихожане села Дубровного имеют к ней религиозное уважение. Обыкновенно приходят они к ней в первый воскресный день и непременно до восхода солнца; берут отсюда воду, которою умываются и пьют: от чего, по рассказам, многие получают исцеление особенно от глазных болезней. В 10 шагах от криницы издавна поставлена была каплица, в 1858 г. замененная новою.

В среду преполовения около криницы собирается торг и, по заведенному издавна обычаю, после богослужения в церкви, совершается к ней крестный ход. Приходящие сюда покупают свечи, приносимые из церкви, ставят оные в каплице во время освящения воды, бросают в криницу деньги, вешают на принесенные сюда, старые иконы куски холста (ручники); все это доставляет иногда порядочный доход церкви. На противоположной стороне есть в таком же расстоянии от села криница подобная той, обрублена и над ней поставлен деревянный крест; но жители не имеют такого уважения, вероятно потому, что к ней нельзя иметь доступа в летнее время; так как она находится в болоте около реки Чибрижа.

По переписи 767 г. у священника Василия Ивашутича много пахотной земли «по наследию отца и деда священников Дубровицких».

Число прихожан: в 1770 г. 362 м. 350 ж.; в 1790 г. 386 м. 382 ж.; в 1810 г. 402 м. 400 ж.; в 1830 г. 370 м. 385 ж.; в 1850 г. 360 м. 390 ж.; в 1860 г. 370 м. 415 ж.

Земли в Дубровном 2440 дес. и в хуторе Озерщине 111 десятин.



[1] Маркевича 2, 90.

[2] Дело двор. собр. о Войцеховичах.