Городнянский уезд

Репки

В 17 верстах от Городни и в 32 от Чернигова на петербургской шоссейной дороге, в соседстве с Буянкою[1].

Поселение древнее, напоминающее о древних землевладельцах в Репках, в Московское правление передавших свое право на большую часть земель Глебовичам, которые в свою очередь в 1609 г. передали свое Бакуринским[2].

Из урочищ одно называется городок, – не древнее ли укрепление владельцев Репок? Глубокую древность Репок показывает и церковная земля.

По переписи 767 г. в Репках два храма троицкий и Николаевский; у одного священника пахоты «на 10 чверток», длин. 670 саж. и шир. 460 саж. и сенокоса на 30 возов. Та и другая земля издревле пожертвованы в пользу священников.

По делам консистории, храм св. Троицы построен в Репках в 1742 г., на место ветхого.

Нынешний каменный храм построен Александром Яковлевичем Бакуринским в 1840 году; главный престол в честь апостолов Петра и Павла, правый придел во имя свят. Николая, северный в честь св. Александра Невского.

Серебряная шата на ильинской иконе Богоматери с надписью: «в церковь репицкую искована коштом Леонтия Бакуринскаго сотника Рапского, року 1742». Заслуживают внимание по ценности: крест серебряный с подножием; чаша с прибором и евангелие, устроенные создателем каменного храма. Другое евангелие м. п. 1717 г. с надписью: «построено иждивением преосвященнаго архиепископа Черниг. Антония Стаховскаго, дати оное чает отцу Иоанну, презвитеру репицкому, на поминовение, аще он жив есть; аще же умер, отдати попу Онисовскому Андрею Иоанновичу на поминовение; сего евангелия не продавать никому».

Третье евангелие львов. п. 1670 г. минеи служебные м. п. 1721–1724 г. с надписью: «церкви репицкой живон. Троицы, куплены в Москве паном Яковом Бакуринским, сотником раиским, за деньги братерския цеху гончарнаго репицкаго».

В 1740 г. по произведенному следствию св. синод определил: а) «войт томиловский ни по чему штрафу не подлежит, он обещал дать деньги 500 руб. на катедральное строение; наместник принял, дав расписку: принял на построение катедральное, но таковую речь: за посвящение сына в попа, написал коварно; сын войта правильно и достойно произведен, как вышедший из философии; по сему и быть ему при соборной северской церкви, а протопопу Пальчиковскому – у рождественской церкви. б) Имеющуюся за местечком Репками часовню у мельницы упразднить, место опустошить и колодезь засыпать, а называемый чудотворный образ взять в катедральную церковь; в) наместник Сосинатр за явившияся вины послан в тферскую епархию». (Указ 3 апр. 1740 года).

Кстати, приведем здесь другой указ синода, показывающий, какого духа были тогда иные священники, несмотря на снисходительность духовного начальства.

«Синод слушав донесение вашего преосвященства (Амвросия Дубневича), присланное от 1 ноября 1747 г. о вдовствующем священнике с. Лонистаго березинской протопопии Симеоне Гатницком, который данный ему из св. синода по доносу его 1746 г. авгус. 11 д. указ о  учинении о нем разсмотрения, пришед в дом свой и подрав на мелкия части бросил в печь и сжег и в том в консистории винился, объявляя, что де подрал и сжег для того, что в том указе ничего на пользу ему Гатницкому было не означено, приказали: о продерозости умышленной Гатницкаго в раздирании и созжении даннаго ему из синода указа надлежащее разсмотрение и решение учинить вашему преосвященству, как государственныя права и Ея В-ва указы повелевают без всякаго послабления, дабы и прочие таковых продерзостей чинить не дерзали; а что он Гатницкий, как в вашем донесении объявлено, по учинении допроса учинен свободен и отпущен в дом его до указа, в том ваше преосвященство весьма предосудительно поступили: его Гатницкаго, яко умышленно учинившаго продерзость, до указа синода из подкараула свобождать и тем послабление ему чинить отнюдь ненадлежало. Декабря 13 1749 г.».

Жители м. Репок – казаки, (м. 152 ж. 173), владельческие поселяне (694 м. 684 ж.). В 1736 г. было в Репках 110 казачьих семей 13 подсуседков, а в дер. Даниче, Грабове и Пилите 50 казаков выборных.

Число прихожан по церковным записям: в 1770 г. 1415 м. 1392 ж.; в 1790 г. 1462 м. 1446 ж.; в 1810 г. 1517 м. 1495 ж.; в 1830 г. 1373 м. 1373 ж.; в 1850 г. 1326 м. 1335 ж.; в 1860 г. 1350 м. 1375 ж.

В составе прихода несколько деревень.

Урочище татарское напоминает о стане татарском.

Жители мало получают выгод от землепашества, – земля песчаная. Более выгодна гончарная работа; некоторые развозят местные изделия – разную глиняную посуду по губерниям Полтавской и Киевской и там выменивают хлеб.

В дер. Грабове – глина превосходной доброты, – из нее выделывают крепкую посуду и печной изразец.

Ныне на западе Репок обширные пространства заняты тощим леском, которому не дает роста гуляющий скот, а частью и топор нужды.

Ближе к Днепру еще целы казенные леса, бывшие монастырские. – В давнее время здесь были непроходимые леса, где водились во множестве дикие козы, лоси, лисицы и другой пушной зверь. Ныне только в лесах, близких к Днепру, пересекаемых озерами, попадаются козы, а иногда и лоси.

В старые времена охота на зверей доставляла богатый доход. Еще и ныне народ поет козу и стрельцов на кануне нового года, с желанием счастья[3]. Литвин Михаил в первой половине XVI стол. писал о юго-западной России: «зверей такое множество в лесах и степях, что дикие волы (бизоны), дикие ослы и олени убиваются только для кожи, а мясо бросается, кроме филейных частей; коз и кабанов оставляют без внимания. Газелей такое множество перебегает зимою из степей в леса, а летом в степи, что каждый крестьянин убивает тысячи. На берегах живет множество бобров. Птиц удивительно много, так что мальчики весною наполняют лодки яйцами уток, диких гусей, журавлей, лебедей и потом их выводками наполняются и птичьи дворы. Орлят запирают в клетки для перьев к стрелам»[4].



[1] В Буянском Михайловском храме евангелие с надписью: «на похвалу архистр. Михаила до храму его в с. Буянках стоячаго наделено тое евангелие, – которое, будучи в царствующем граде Москве, отменилем за патриаршество  блажен. господина отца нашего Иоакима патриарха, – за щастливое владение ясне-вельможнаго пана Иоанна Самуйловича гетмана и за полковничество пана Василия Дунина-Борковскаго полковника Черниговскаго, за которым власть мелем держати тое село Буянки… На ето – и власное подписую имя року 1686 мар. 23 д. Пантелимон Радичь».

[2] См. о великой Веси и о Неданчичах. В свидетельстве дворян Городицких о дворянстве Репчичей-Пероцких прописана выпись из книг градских Киевских, данная 1646 г.

[3] Песни замечательные по намекам на многое из прежнего быта и она же служит образчиком местного говора, – смеси украинского с белорусским

Го го го коза, го го го яра

Недавно з Москвы с довгими косми.

На горе коза – с козенятами,

А в долине вовк с вовченятами.

Як прибиг вовчек,

За козу чок, чок.

Як прибиг заяц, став козу лаять.

Хватила б серпок, побиглаб в лесок.

Нажала б травицы с овсяный снопок.

Своих деточек нагодовала,

В чистый озерец поить погнала.

В чистом озерце все люди стрельцы.

Встрелили козу под правый бочек.

Пуц! коза впала; пуц! и пропала.

А встань козуха! а встань матуха!

Развеселися, развеселися! В ноги пану поклонися.

Ой! даст баби пан мерку гречки на варанички.

Ой! даст тоби пан мерочку овса, чтоб коза росла.

Ой! даст тоби пан мерочку жита, чтоб была ты сыта.

Где коза туп, туп, там жита семь куп.

Где коза с рогами, там жито снопами.

Где коза хвостом, там жито кустом.

Як пошел козел рыкаючи, козы шукаючи –

У дом короля, у дом господаря,

Чтоб тому господареви коровки были не врочливые, молочливые,

Дай Бог добрый вечер! с новым годом меем честь подравить.

[4] Архив ист. юрид. кн. II, стр. 61–63.