Городнянский уезд

Макишин

В 23 вер. от Городни, в 6 от Седнева, в 35 от Чернигова, на правом берегу Снова, в соседстве с Дирчином[1].

И по названию и по близости к Седневу одно из до татарских поселений.

Ныне поселение тянется в длину на 4 версты и делится на 4 кутка: Синявку (северо-восточную сторону), Мелешковку (центр), слободку (южную сторону) и Заболотье (северо-западную сторону). Название слободы показывает, что эта часть населена при гетманщине. Название заболотья произошло от става, некогда обширного и глубокого, ныне же частью зарастающего березняком, частью ставшего плавом – болотом. В верстах 2 от этого плава к югу по подошве оврага протекает ручей; один из ключей, образующих этот ручей и вытекающих из плава, отличается своею водою; по испытан6ию вода желтовата, тверда и остро-железного вкуса; – жители употребляю эту воду как лекарство против лихорадки. – По остаткам насыпей видно, что в овраге была плотина с мельницею и след. ручей был когда-то значительною речкою. – Так от времени изменилась окрестность Заболотья.

Перепись 767 г. говорит: «сотни седневской полку черниговскаго в селе Макишне старая деревянная церковь Рождество-Богородичная, при ней церковный дом». Этот ветхий храм скоро после того заменен был новым. – После пожара, испепелившего храм в 1809 г., найдена была медная дощечка. На одной ее стороне надпись давала знать, что Богородичный храм построен был 1777 г. «старанием священников Макишинских Иоанна Кирилова Киселя и Петра Алексиева Краковского». На другой стороне этой дощечки написали, что новый храм построен в 1811 г. усердием священников Иустина Киселя и Ефрема Барана. Остатки древних местных храмов: Требник львов. п. 1661 г. Триодь цветная черн. п. 1685 г. Евангелие к. п. 1689 г. с надписью: «року 1697 надано до храму Рождества Богородицы в Макишин село рабом Божиим Стефаном Бутенком сотником седневским». Минеи служебные за генв., март, апр., ноябрь и дек. м. п. 1710 г. за июль и авг. 1711 г. служебник к. п. 1735 г. Апостол к. п. 1738 г.

Ныне в Макишине: дворян 9 м. 15 ж.; духовных 3 м. 3 ж.; казаков 747 м. 806 ж.; земледельцев собственников 44 м. 64 ж.; временно-обязанных 127 м. 129 ж.; отставных солдат 54 м. 60 ж.; мещан 6 м. 6 ж.; а всего 996 м. 1094 ж.; евреев-корчмарей 14 м. 17 ж. Прежде было: в 1770 г. 787 м. 786 ж.; в 1790 г. 820 м. 835 ж.; в 1810 г. 856 м. 865 ж.; в 1830 г. 896 м. 924 ж.; в 1850 г. 935 м. 968 ж.; в 1860 г. 960 м. 1035 ж.

Земли в Макишине 5410 десятин. Жители занимаются преимущественно хлебопашеством, обрабатывая землю лошадьми. В прежнее время у г. Свечиной была здесь суконная фабрика. Ныне заменяют ее табачные плантации, на которых обрабатывается до 1000 пудов мофорки и обработка доставляет значительный доход не только землевладельцу, но и другим Макишинцам.

В простом народе мало знания веры. Перед свадьбой священник задолго объявляет, что жених и невеста должны знать молитвы: Отче наш и Верую во единого. За день спрашивает: знают ли молитвы? В ответ большей частью слышит: нет. Он отсрочивает венчание: но это считают мордовщиною, поднимается ропот и жалоба.

Суеверий в народе довольно. Верят русалкам, гуляющим в житах в продолжении зеленой (троицкой) недели, кладам и силе нечистой силы. Вот разговор с Макишинцем, служащий и образчиком языка. «Ще и теперь е у нас чаловик, говорил Макишинец; вун скулька раз ходив завести пасяку, да не як ему не плужило (не счастливилось); дак вун узяв да и подписавсь чотру. От як подписавсь, дак с тых пур уже разиов калудь сорок, да ще яка гарна пчела! Хто аиво не ловить, а у его ловятся». Как это бывает, – отдается душа дияволу? «Я сам не бачив, отвечал он, а кажуть, що треба уризать мизинец да тыею кровью написать; а що написать, звисно, чорт уже скаже; а як хто не вмие написать, так чорт вузьме руку да и водить ею по бумази. А що я не брешу, дак от що: раз у осени ишов я с тым чаловиком за Синявкою из лугу; було темно. Мы идемо саби да разгаваруем, доходимо до кладок (мостов), аж на берези огонь и щось так стукае да и кричить: Савка гов, Савка гов! Я як глянув на негго, аж вун так побилив, що и Боже храни! Да усе просить мене, щоб я его не кидав, а то як, каже, мене ты кинешь, дак воны мене хопять. Да тут и признавсь мини, що вун подписавсь им на пасяку. Посли уже я чув, що вун отпросивсь на скулькись гадув».



[1] В Покровском храме Дирчина Триодь цветная чер. п. 1685 г. Евангелие львов. п. 1690 г. Апостол к. п. 1715 г.